12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фатыхова Э.Ф.33
6

Просто о сложном. Использование двигательной памяти при изучении синтаксического анализа предложения.

«Просто о сложном»

Использование двигательной памяти при изучении синтаксического анализа предложения.

Всемирно известная Татьяна Владимировна Черниговская, профессор биологических и лингвистических наук, на одном из телеканалов сказала очень интересную вещь о памяти: «Можно сказать, что человек — это то, что мы помним. Если случится беда и нам, не дай бог, откажет память, то мы перестанем существовать как личность». Действительно, мы есть наша память. Наши знания – это наша память.

Нет сомнений в том, что способность к запоминанию важны в процессе обучения. И, к сожалению – думаю, вы с этим согласитесь – в современной школе существуют проблемы, связанные с процессом запоминания: дети, обладая клиповым мышлением, оперируют в основном кратковременной памятью. Одной из причин невозможности качественно усвоить материал является нагромождение сложных, зачастую созвучных понятий. Сложно надстраивать новый, сложный, тяжелый материал на слабый фундамент, когда базисный понятийный аппарат ученика столь хрупок. Поэтому учителю важно уметь из сложного сделать простое, применяя при этом эффективные приемы формирования долговременной памяти.

В поисках простых решений, как оказалось, далеко ходить не надо. Проведите простой эксперимент: попросите детей или, если хотите, взрослых исполнить небезызвестный танец, когда зазвучит музыка. Затем включите «Танец маленьких утят». Думаю, реакция предсказуема: движения всем знакомы, и танец успешно исполнен аудиторией. Но почему? Может быть, этому действию предшествовала репетиция? Все дело в двигательной памяти, которую активно используют на своих уроках и занятиях физруки и хореографы. Почему бы и нам не опереться на нее при преподавании своих предметов?

М ои пятиклассники забывают, как характеризовать предложение, когда выполняют синтаксический разбор на уроках русского языка. Для ребенка это нагромождение слов, которые все время путаются и теряются. Не терять что-то нам помогает порядок, который можно запомнить с помощью простых движений. Когда производится движение, создается ассоциативная связь с понятием.

Первая из характеристик предложения – цель высказывания – обозначается движением рук от головы (лица) вперед. Выстраивается ассоциация: цель высказывания – то, зачем передается информация (вопрос, побуждение или просто сообщение).


z1648937941.png

Второй пункт синтаксического анализа – интонация предложения. Руки после предыдущего движения остались в вытянутом горизонтальном относительно пола положении, теперь их нужно согнуть в локтях перпендикулярно предплечью, изображая восклицательный знак. Таким движением мы напоминаем, что по интонации предложение может являться восклицательным или невосклицательным.


l1648937970.jpg

Третья характеристика – простое предложение или сложное – обращает нас к понятию грамматической основы, которая представляет из себя чаще подлежащее и сказуемое, подчеркиваемые одной и двумя чертами соответственно, отсюда и движение: руки расположены друг над другом параллельно полу, изображая подчеркивание главных членов предложения.


a1648938002.jpg

За структурой предложения следует анализ наличия второстепенных членов. Они распространяют, расширяют смысл предложения, поэтому характеристику «распространенное /нераспространенное» мы изображаем, раздвигая руки в стороны.


v1648938020.jpg

Последним пунктом характеристики является осложненность предложения. Чаще всего осложняющие предложение конструкции обособляются, а значит, появляются дополнительные знаки препинания, которые мы обозначаем скрещенными руками.

​​​​​​​

r1648938037.jpg

Таким образом, пять простейших движений помогают освоить характеристику предложения, в которой то и дело теряются то один, то другой пункты. Кроме того, благодаря ассоциациям и движениям становится понятным, чем различаются цель высказывания и интонационный характер предложения, легче понять, как отличить сложное предложение от осложненного.

Чем сложнее проблема, с которой мы сталкиваемся, тем интереснее решение можно придумать, поэтому стоит искать свой путь, быть креативными. Как говорит Татьяна Черниговская, «люди должны работать головой, это спасает мозг».



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.