Классный час на тему «Просто так» в 5 классе (Формирование нравственных суждений)
Классный час на тему «Просто так» в 5в классе.
Цели:1.Формирование у учащихся ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения;
2.Воспитание заботы, милосердия, доброты, терпимости, доброжелательности, чуткости и сострадания как основных нравственных черт человека.
Задачи: 1. Обогащать лексикон учащихся новыми словами и понятиями о добре и доброте;
2. учить детей видеть и чувствовать мир;
3.способствовать накоплению опыта в приобретении качеств, свойственных добру;
4 выработать умения пользоваться определенными качествами в любой жизненной ситуации.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
Организационный момент. Ученики сидят полукругом.
Здравствуйте, ребята. Какой сегодня хороший день! Думаю, что наш разговор будет интересным и очень полезным для вас.
Тема сегодняшнего классного часа – просто так. Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Просмотр мультипликационного фильма «Просто так» и беседа. Посмотрите на экран. Как вы думаете, почему мультфильм называется «Просто так»? О чем этот мультфильм? Ребята, какое у мальчика настроение? Почему? Какой мир вокруг него?
У каждого человека бывают такие минуты в жизни, когда ему весело, легко, все радует его. Что вам хочется сделать в этот момент?
Как менялось настроение героев мультфильма? Как вы думаете, почему это произошло? Можно ли это считать добротой? Объясните, почему? Кому стало приятно в мультфильме? Почему?
Я с вами согласна – приятно обоим, мальчику ничуть не меньше приятно от того, что он поднял настроение ослику. Одно из правил добрых людей звучит так: «Количество добрых дел должно увеличиваться» Как вы понимаете это? Следуют ли мальчик с осликом этому правилу?
Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей. Всегда были люди, которые своими делами творили добро, то есть создавали что-то на «благо» другим просто так.
А что значит «просто так»?
А есть ли среди персонажей – отрицательный? Почему так считаете? Он меняется? Почему?
У вас на партах есть карточки, попробуйте выбрать из них только добрые дела, подчеркните.
Почитать книгу младшему брату.
Помочь маме по дому.
Поздравить ветеранов.
Сходить в магазин.
Объяснить другу непонятное задание.
Войти в автобус.
Нарвать цветы.
Сказать слова.
Погулять на улице.
Прочитайте. Какие добрые дела у вас получились?
Почему вы считаете эти дела добрыми?
Поднимите руки, кто из вас в жизни совершал такие добрые дела?
Каждое ли дело можно назвать добрым?
У вас остались карточки с названием дел, которые вы не отнесли к добрым. Какое из них может подойти к нашему мультфильму? (нарвать цветы) будет ли это дело в таком виде как написано добрым? Как можно изменить предложение, чтобы сразу стало понятно, что это доброе дело. Давайте попробуем оставшиеся дела на карточке превратить в добрые. Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
Послушайте стихотворение «Дари тепло» Михаила Азнаурова.
Ребята, а что значит подарить тепло и доброту? Просто так подаренный вам свет? А вы дарили когда-нибудь доброту? А для чего нужна доброта? Что приходит с добром в жизнь человека?
Обсуждение ситуаций.
А сейчас предлагаю обсудить ситуации. Представьте себе….
Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках – упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться, а я собирать все с асфальта. Мне было обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья.
А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?
В воскресенье вечером, когда должна быть интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь разобраться с заданием по математике. Представьте, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег мой друг. И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом.
А как бы вы поступили на моем месте?
Петя не смог выполнить домашнее задание по математике. Утром перед уроками он попросил списать у Васи. За списанное задание получил «5». А на следующем уроке была контрольная, и Петя не справился, за что и получил соответствующую оценку.
Дать списать – доброе дело? Принесло ли оно пользу? А как можно было поступить, чтоб свершилось доброе полезное дело?
Ребята, я надеюсь, что вы будете стараться быть всегда добрыми. И эти качества будут крепкими в вас.
5.Выводы.
Итак, о чем мы сегодня говорили? Все хотят быть самыми добрыми. Легко и счастливо живут те, кто считает себя добрым. У нас в классе тоже есть добрые ребята, которые всегда придут на помощь другу, не обидят младшего. Кто себя считает добрым, поднимите руку?
А кто же на ваш взгляд самый добрый в нашем классе?
Почему? Какой добрый человек?
А какие полезные, добрые дела вы сами ежедневно делаете?
Хорошо, ребята, сознание сделанного добра – это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Просто так!
6.Составление ромашки добрых дел.
У вас на партах есть лепестки, напишите, какое доброе дело вам хотелось бы совершить просто так. Прикрепите свои лепестки магнитом, читая написанное. Молодцы, ребята. Я тоже написала.
7. Итог. Рефлексия.
Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли. И пусть ваши добрые дела сами по себе доставляют вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Делайте добро просто так! Пусть больше будет таких вот чудесных ромашек добрых дел! А эту я прикреплю в наш классный уголок. Будем стараться воспитывать в себе добрые чувства и совершать только добрые дела. Просто так!