12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда С49
Россия, Чувашская респ., Ядрин

Работа принимает участие во Всероссийском конкурсе для учителей математики на лучшую методическую разработку «Урок математики по ФГОС»

Тема урока: «Проценты и банки»

Класс: 6

Предмет: математика

Автор: Савостьянова Надежда Николаевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №1» г. Ядрин Чувашской Республики

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса основной школы. Работа представляет интеграцию учебных предметов математика и информатика. На уроке математики использованы нетрадиционные формы работы: решение задач в табличном редакторе Microsoft Excel. В ходе урока решаются задачи, направленные на повышение финансовой грамотности ученика.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: совершенствовать практические навыки решения основных задач на проценты; изучить новый тип задач на проценты – «банковские»; решение задач в табличном редакторе Microsoft Excel. .

Целевые установки на достижение планируемых результатов:

предметные: использовать понятие процента в процессе реальной ситуации и решать основные типы задач на проценты

личностные: работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

метапредметные: воспроизводить смысл понятия проценты; обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Задачи урока:

образовательные: обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; применять алгоритмы при решении задач на проценты; создать условия для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

воспитательные: слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

развивающие: способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, анализировать способы решения задач); развивать не только логическое, но и образное мышление, фантазии детей и их способности рассуждать.

На уроке имеют место элементы проблемного обучения и самостоятельная деятельность, которые способствуют усвоению учащимися нового материала. Методы обучения обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес учащихся, сотрудничество учителя и учащихся.

Оборудование: доска, компьютеры, мультимедиа проектор, экран.

Обращаю внимание на подборку заданий. Тексты математических задач, связаны с банковскими процентами (на кредиты и вклады). При решении таких задач можно использовать табличный редактор Microsoft Excel. В готовом решении учащимся удобно показывать изменение выплат при изменении параметров задачи (процентной ставки, выплаты, срок).

К уроку представлена презентация, состоящая из слайдов, представленных в плане урока. Учащиеся работают с раздаточным материалом.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. 

Цель этапа: настроить учащихся на работу, включить их в учебную деятельность.

Учитель: Настраивает учащихся на урок.

«Здравствуйте. Посмотрите, все ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка? Прозвенел уже звонок, начинается урок. Запишите в тетрадях дату»

Ученики. Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают дату.

2 этап. Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Учитель: Давайте выполним Задание №1 на листах, которые есть у вас. Что нужно сделать?

Ученики. Читают задание. Отвечают на вопросы учителя: «Заполнить таблицу». Заполняют таблицу.

Учитель Если поставить дроби в порядке возрастания, то мы получим слово. Что за слово? Кто он?

Ученики: «Конфуций». «Китайский философ»

Учитель Девизом нашего урока будут слова Конфуция

Учитель. Тогда для успешности нашего урока необходимо вам …

Ученики: Слушать, видеть и делать.

Учитель: Давайте выполним Задание №2 на листах. Вам необходимо заполнить диаграмму недостающими словами подходящими по смыслу.

t1571168322aa.gif

Ученики в парах обсуждая записывают слова. Учащиеся высказывают свои предположения. Каждая пара называет слова. Выделяют основные. Сравнивают с диаграммой учителя. (слайд 3)

t1571168322ab.gif

Исходя из диаграммы формулируют тему урока.  Для постановки цели урока необходимо заполнить первые два столбца таблицы.

Знаю

Хочу знать

Узнал











3 этап. Актуализация опорных знаний.

Цель: актуализировать учебное содержание

Рубрика «Вспомним всё »

Ученикам необходимо заполнить пропущенные места. Класс выполняет на своих местах, кто-то из учеников пишет у доски. Самопроверка. Учитель контролирует, помогает.

1 ___ - это _______ сотая __________ числа. Тогда 

  t1571168322ac.gif

Найти 3% от числа 200 можно так:

200: _______∙_________=6  или 200∙ 0,0___=6

Как найти число, если 15%    числа равны 45.

Решение 45:_____∙______= _______   или  45:0,15= _______ 

4 этап. Практическое применение знаний

Цель: научиться решать задачи с экономическим содержанием (на проценты) как обычным способом, так и с помощью Microsoft Excel.

Далее приведены задачи для работы на уроке и для домашней работы. Количество задач, решаемых на уроке, зависит от скорости работы класса.

Решить задачу №1. Один ученик решает на доске, другие самостоятельно в тетради.

Для решения задачи №4 необходимо сначала вспомнить такие понятия как «банк», «кредит», «вклад», «процентная ставка». Задача решается в тетради.

Эту же задачу решить с помощью Microsoft Excel. Пример решения:

t1571168322ah.png

Учитель может выбирать задачи по своему усмотрению. Ученики, работающие быстро, также имеют возможность не ждать остальных, а решать полюбившуюся задачу. Соответственно, у каждого ученика своя траектория работы. Но учитель контролирует обязательно процесс.

Не забываем, о физкультминутке, так как половина урока проходит за компьютерами. После первой решенной задаче провести небольшую разминку для глаз.

Задачи:

 1. *Известно, что 10% гречневой крупы составляют белки, 2,5% - жиры и 60 % - углеводы. Сколько каждого из этих продуктов содержится в 5 кг гречневой крупы?

2. **До снижения цен стул стоил 1600 руб. Какой стала цена стула после двух последовательных снижений, первое из которых было на 5%, а второе на 10%?

3. **Саша хочет купить конструктор. Понравившуюся ему модель он нашел в двух магазинах, в которых проходят акции. В магазине « Мишутка» конструктор стоил 1500 руб., но в период акции действует скидка 13%. В магазине «Тотошка» Саша стоимость не запомнил, но помнит, что скидка была 15 % и составляла 240 руб. В каком магазине вы посоветуете Саше приобрести конструктор?

4. *Банк начисляет по вкладам 20% годовых. Какую сумму можно получить через год, положив на счет 50000 руб?

5. *В банке взят кредит в размере 64000 руб. сроком на один год. Какую сумму денег придется вернуть, если кредитный процент банка составляет 25%?

6. *Какой капитал нужно положить в банк под 8% годовых, чтобы через год получить 129600 руб.?

7. **В одном банке вклад в 12000 руб. через год стал 12840 руб. В другом вклад в 15000 руб. превратился в 15900. В каком банке выгоднее хранить деньги?

8. **Сергей Иванович положил в банк 4000 руб. под 5% годовых. Какая сума будет у него на счёте через 1) 1 год; 2) 2 года; 3) 3 года?

Задачи взяты из учебника "Математика: 6 класс", Мерзляк А.Г.

5 Этап. Подведение итогов урока, рефлексия деятельности

Учитель просит учеников заполнить последний столбец таблицы (Знаю – Хочу знать – Узнал). Можно попросить некоторых учеников прочитать и прокомментировать свои слова.

Урок хотелось бы закончить словами – пожеланием на будущее: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания» (Конфуций) (слайд 5)



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.