Урок по теме «Проценты и банки»

3
0
Материал опубликован 15 October 2019 в группе

Работа принимает участие во Всероссийском конкурсе для учителей математики на лучшую методическую разработку «Урок математики по ФГОС»

Тема урока: «Проценты и банки»

Класс: 6

Предмет: математика

Автор: Савостьянова Надежда Николаевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №1» г. Ядрин Чувашской Республики

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса основной школы. Работа представляет интеграцию учебных предметов математика и информатика. На уроке математики использованы нетрадиционные формы работы: решение задач в табличном редакторе Microsoft Excel. В ходе урока решаются задачи, направленные на повышение финансовой грамотности ученика.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: совершенствовать практические навыки решения основных задач на проценты; изучить новый тип задач на проценты – «банковские»; решение задач в табличном редакторе Microsoft Excel. .

Целевые установки на достижение планируемых результатов:

предметные: использовать понятие процента в процессе реальной ситуации и решать основные типы задач на проценты

личностные: работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

метапредметные: воспроизводить смысл понятия проценты; обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Задачи урока:

образовательные: обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; применять алгоритмы при решении задач на проценты; создать условия для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

воспитательные: слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

развивающие: способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, анализировать способы решения задач); развивать не только логическое, но и образное мышление, фантазии детей и их способности рассуждать.

На уроке имеют место элементы проблемного обучения и самостоятельная деятельность, которые способствуют усвоению учащимися нового материала. Методы обучения обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес учащихся, сотрудничество учителя и учащихся.

Оборудование: доска, компьютеры, мультимедиа проектор, экран.

Обращаю внимание на подборку заданий. Тексты математических задач, связаны с банковскими процентами (на кредиты и вклады). При решении таких задач можно использовать табличный редактор Microsoft Excel. В готовом решении учащимся удобно показывать изменение выплат при изменении параметров задачи (процентной ставки, выплаты, срок).

К уроку представлена презентация, состоящая из слайдов, представленных в плане урока. Учащиеся работают с раздаточным материалом.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. 

Цель этапа: настроить учащихся на работу, включить их в учебную деятельность.

Учитель: Настраивает учащихся на урок.

«Здравствуйте. Посмотрите, все ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка? Прозвенел уже звонок, начинается урок. Запишите в тетрадях дату»

Ученики. Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают дату.

2 этап. Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Учитель: Давайте выполним Задание №1 на листах, которые есть у вас. Что нужно сделать?

Ученики. Читают задание. Отвечают на вопросы учителя: «Заполнить таблицу». Заполняют таблицу.

Учитель Если поставить дроби в порядке возрастания, то мы получим слово. Что за слово? Кто он?

Ученики: «Конфуций». «Китайский философ»

Учитель Девизом нашего урока будут слова Конфуция

Учитель. Тогда для успешности нашего урока необходимо вам …

Ученики: Слушать, видеть и делать.

Учитель: Давайте выполним Задание №2 на листах. Вам необходимо заполнить диаграмму недостающими словами подходящими по смыслу.

t1571168322aa.gif

Ученики в парах обсуждая записывают слова. Учащиеся высказывают свои предположения. Каждая пара называет слова. Выделяют основные. Сравнивают с диаграммой учителя. (слайд 3)

t1571168322ab.gif

Исходя из диаграммы формулируют тему урока.  Для постановки цели урока необходимо заполнить первые два столбца таблицы.

Знаю

Хочу знать

Узнал











3 этап. Актуализация опорных знаний.

Цель: актуализировать учебное содержание

Рубрика «Вспомним всё »

Ученикам необходимо заполнить пропущенные места. Класс выполняет на своих местах, кто-то из учеников пишет у доски. Самопроверка. Учитель контролирует, помогает.

1 ___ - это _______ сотая __________ числа. Тогда 

  t1571168322ac.gif

Найти 3% от числа 200 можно так:

200: _______∙_________=6  или 200∙ 0,0___=6

Как найти число, если 15%    числа равны 45.

Решение 45:_____∙______= _______   или  45:0,15= _______ 

4 этап. Практическое применение знаний

Цель: научиться решать задачи с экономическим содержанием (на проценты) как обычным способом, так и с помощью Microsoft Excel.

Далее приведены задачи для работы на уроке и для домашней работы. Количество задач, решаемых на уроке, зависит от скорости работы класса.

Решить задачу №1. Один ученик решает на доске, другие самостоятельно в тетради.

Для решения задачи №4 необходимо сначала вспомнить такие понятия как «банк», «кредит», «вклад», «процентная ставка». Задача решается в тетради.

Эту же задачу решить с помощью Microsoft Excel. Пример решения:

t1571168322ah.png

Учитель может выбирать задачи по своему усмотрению. Ученики, работающие быстро, также имеют возможность не ждать остальных, а решать полюбившуюся задачу. Соответственно, у каждого ученика своя траектория работы. Но учитель контролирует обязательно процесс.

Не забываем, о физкультминутке, так как половина урока проходит за компьютерами. После первой решенной задаче провести небольшую разминку для глаз.

Задачи:

 1. *Известно, что 10% гречневой крупы составляют белки, 2,5% - жиры и 60 % - углеводы. Сколько каждого из этих продуктов содержится в 5 кг гречневой крупы?

2. **До снижения цен стул стоил 1600 руб. Какой стала цена стула после двух последовательных снижений, первое из которых было на 5%, а второе на 10%?

3. **Саша хочет купить конструктор. Понравившуюся ему модель он нашел в двух магазинах, в которых проходят акции. В магазине « Мишутка» конструктор стоил 1500 руб., но в период акции действует скидка 13%. В магазине «Тотошка» Саша стоимость не запомнил, но помнит, что скидка была 15 % и составляла 240 руб. В каком магазине вы посоветуете Саше приобрести конструктор?

4. *Банк начисляет по вкладам 20% годовых. Какую сумму можно получить через год, положив на счет 50000 руб?

5. *В банке взят кредит в размере 64000 руб. сроком на один год. Какую сумму денег придется вернуть, если кредитный процент банка составляет 25%?

6. *Какой капитал нужно положить в банк под 8% годовых, чтобы через год получить 129600 руб.?

7. **В одном банке вклад в 12000 руб. через год стал 12840 руб. В другом вклад в 15000 руб. превратился в 15900. В каком банке выгоднее хранить деньги?

8. **Сергей Иванович положил в банк 4000 руб. под 5% годовых. Какая сума будет у него на счёте через 1) 1 год; 2) 2 года; 3) 3 года?

Задачи взяты из учебника "Математика: 6 класс", Мерзляк А.Г.

5 Этап. Подведение итогов урока, рефлексия деятельности

Учитель просит учеников заполнить последний столбец таблицы (Знаю – Хочу знать – Узнал). Можно попросить некоторых учеников прочитать и прокомментировать свои слова.

Урок хотелось бы закончить словами – пожеланием на будущее: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания» (Конфуций) (слайд 5)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.