Урок по теме «Проценты и банки»
Работа принимает участие во Всероссийском конкурсе для учителей математики на лучшую методическую разработку «Урок математики по ФГОС»
Тема урока: «Проценты и банки»
Класс: 6
Предмет: математика
Автор: Савостьянова Надежда Николаевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №1» г. Ядрин Чувашской Республики
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса основной школы. Работа представляет интеграцию учебных предметов математика и информатика. На уроке математики использованы нетрадиционные формы работы: решение задач в табличном редакторе Microsoft Excel. В ходе урока решаются задачи, направленные на повышение финансовой грамотности ученика.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока: совершенствовать практические навыки решения основных задач на проценты; изучить новый тип задач на проценты – «банковские»; решение задач в табличном редакторе Microsoft Excel. .
Целевые установки на достижение планируемых результатов:
предметные: использовать понятие процента в процессе реальной ситуации и решать основные типы задач на проценты
личностные: работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
метапредметные: воспроизводить смысл понятия проценты; обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
Задачи урока:
образовательные: обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; применять алгоритмы при решении задач на проценты; создать условия для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».
воспитательные: слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
развивающие: способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, анализировать способы решения задач); развивать не только логическое, но и образное мышление, фантазии детей и их способности рассуждать.
На уроке имеют место элементы проблемного обучения и самостоятельная деятельность, которые способствуют усвоению учащимися нового материала. Методы обучения обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес учащихся, сотрудничество учителя и учащихся.
Оборудование: доска, компьютеры, мультимедиа проектор, экран.
Обращаю внимание на подборку заданий. Тексты математических задач, связаны с банковскими процентами (на кредиты и вклады). При решении таких задач можно использовать табличный редактор Microsoft Excel. В готовом решении учащимся удобно показывать изменение выплат при изменении параметров задачи (процентной ставки, выплаты, срок).
К уроку представлена презентация, состоящая из слайдов, представленных в плане урока. Учащиеся работают с раздаточным материалом.
Ход урока
1 этап. Организационный момент.
Цель этапа: настроить учащихся на работу, включить их в учебную деятельность.
Учитель: Настраивает учащихся на урок.
«Здравствуйте. Посмотрите, все ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка? Прозвенел уже звонок, начинается урок. Запишите в тетрадях дату»
Ученики. Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают дату.
2 этап. Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала
Учитель: Давайте выполним Задание №1 на листах, которые есть у вас. Что нужно сделать?
Ученики. Читают задание. Отвечают на вопросы учителя: «Заполнить таблицу». Заполняют таблицу.
Учитель Если поставить дроби в порядке возрастания, то мы получим слово. Что за слово? Кто он?
Ученики: «Конфуций». «Китайский философ»
Учитель Девизом нашего урока будут слова Конфуция
Учитель. Тогда для успешности нашего урока необходимо вам …
Ученики: Слушать, видеть и делать.
Учитель: Давайте выполним Задание №2 на листах. Вам необходимо заполнить диаграмму недостающими словами подходящими по смыслу.
Ученики в парах обсуждая записывают слова. Учащиеся высказывают свои предположения. Каждая пара называет слова. Выделяют основные. Сравнивают с диаграммой учителя. (слайд 3)
Исходя из диаграммы формулируют тему урока. Для постановки цели урока необходимо заполнить первые два столбца таблицы.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
3 этап. Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать учебное содержание
Рубрика «Вспомним всё »
Ученикам необходимо заполнить пропущенные места. Класс выполняет на своих местах, кто-то из учеников пишет у доски. Самопроверка. Учитель контролирует, помогает.
1 ___ - это _______ сотая __________ числа. Тогда
Найти 3% от числа 200 можно так:
200: _______∙_________=6 или 200∙ 0,0___=6
Как найти число, если 15% числа равны 45.
Решение 45:_____∙______= _______ или 45:0,15= _______
4 этап. Практическое применение знаний
Цель: научиться решать задачи с экономическим содержанием (на проценты) как обычным способом, так и с помощью Microsoft Excel.
Далее приведены задачи для работы на уроке и для домашней работы. Количество задач, решаемых на уроке, зависит от скорости работы класса.
Решить задачу №1. Один ученик решает на доске, другие самостоятельно в тетради.
Для решения задачи №4 необходимо сначала вспомнить такие понятия как «банк», «кредит», «вклад», «процентная ставка». Задача решается в тетради.
Эту же задачу решить с помощью Microsoft Excel. Пример решения:
Учитель может выбирать задачи по своему усмотрению. Ученики, работающие быстро, также имеют возможность не ждать остальных, а решать полюбившуюся задачу. Соответственно, у каждого ученика своя траектория работы. Но учитель контролирует обязательно процесс.
Не забываем, о физкультминутке, так как половина урока проходит за компьютерами. После первой решенной задаче провести небольшую разминку для глаз.
Задачи:
1. *Известно, что 10% гречневой крупы составляют белки, 2,5% - жиры и 60 % - углеводы. Сколько каждого из этих продуктов содержится в 5 кг гречневой крупы?
2. **До снижения цен стул стоил 1600 руб. Какой стала цена стула после двух последовательных снижений, первое из которых было на 5%, а второе на 10%?
3. **Саша хочет купить конструктор. Понравившуюся ему модель он нашел в двух магазинах, в которых проходят акции. В магазине « Мишутка» конструктор стоил 1500 руб., но в период акции действует скидка 13%. В магазине «Тотошка» Саша стоимость не запомнил, но помнит, что скидка была 15 % и составляла 240 руб. В каком магазине вы посоветуете Саше приобрести конструктор?
4. *Банк начисляет по вкладам 20% годовых. Какую сумму можно получить через год, положив на счет 50000 руб?
5. *В банке взят кредит в размере 64000 руб. сроком на один год. Какую сумму денег придется вернуть, если кредитный процент банка составляет 25%?
6. *Какой капитал нужно положить в банк под 8% годовых, чтобы через год получить 129600 руб.?
7. **В одном банке вклад в 12000 руб. через год стал 12840 руб. В другом вклад в 15000 руб. превратился в 15900. В каком банке выгоднее хранить деньги?
8. **Сергей Иванович положил в банк 4000 руб. под 5% годовых. Какая сума будет у него на счёте через 1) 1 год; 2) 2 года; 3) 3 года?
Задачи взяты из учебника "Математика: 6 класс", Мерзляк А.Г.
5 Этап. Подведение итогов урока, рефлексия деятельности
Учитель просит учеников заполнить последний столбец таблицы (Знаю – Хочу знать – Узнал). Можно попросить некоторых учеников прочитать и прокомментировать свои слова.
Урок хотелось бы закончить словами – пожеланием на будущее: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания» (Конфуций) (слайд 5)