Процесс интеграфии приемного ребенка в принимающую семью: пусть через осознание чувств родителя к понимаю чувств ребенка
УДК 159.99
ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА В ПРИНИМАЮЩУЮ СЕМЬЮ: ПУТЬ ЧЕРЕЗ ОСОЗНАНИЕ ЧУВСТВ РОДИТЕЛЯ К ПОНИМАНИЮ И ПРИНЯТИЮ ЧУВСТВ РЕБЕНКА
Давыдова Т.Н.
педагог-психолог отдела сопровождения замещающих семей,
Государственное (областное) бюджетное учреждение Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ»,
Россия, г. Липецк
Глазунова Ж.И.
педагог-психолог отдела сопровождения замещающих семей,
Государственное (областное) бюджетное учреждение Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ»,
Россия, г. Липецк
Юдина О.В.
педагог-психолог отдела сопровождения замещающих семей,
Государственное (областное) бюджетное учреждение Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ»,
Россия, г. Липецк
Ключевые слова: приемный ребенок, принимающая семья, адаптация, интеграция, эмоции, чувства.
Об адаптации детей в принимающих семьях, об этапах, о том, как проходит кризис детско-родительских отношений в диаде «принимающая семья – приемный ребенок» и почему так важен этот кризис, о том, как реагировать принимающим родителям на действия и поступки ребенка, на его не всегда адекватные эмоции, написано достаточно (Петрановская Л. В., Николаева Е. И., Капилина (Пичугина) М. В., Панюшева Т. Д., Ослон В. Н. и др.).
В специализированной литературе можно встретить много определений этого термина, но все они сводятся к следующему: адаптация как процесс приспособления личности к изменяющимся условиям внешней среды. Получается, что если применить термин «адаптация» к принимающей семье, то ребенок должен сам приспособиться к условиям семейной системы посредством самоизменений и выработки у себя новых личностных качеств в соответствии с требованиями данной семьи. Поэтому мы склонны говорить не об адаптации, а об интеграции, когда происходит включение приемного ребенка в семейную систему как значимого субъекта с сохранением его индивидуальных особенностей и присвоением активных функциональных ролей в принимающей семье. Для принимающей семьи характерен процесс принятия ребенка, восстановления его жизненных ресурсов и восполнения того хорошего, что он должен был получить от жизни, но по тем или иным причинам этого не получил.
АДАПТАЦИЯ | ||
интересы ребенка | интересы семьи | |
ИНТЕГРАЦИЯ | ||
интересы ребенка | интересы семьи |
Рис. 1 – Соотношение личностных и семейных интересов
при применении к терминам «адаптация» и «интеграция»
Интеграция (от лат. intergum – целое; лат. integration – восстановление, восполнение). Интеграция ребенка в принимающей семье – это сложный процесс, требующий времени и эмоциональных затрат как со стороны приемного ребенка, так и со стороны членов принимающей семьи. Поэтому хотелось бы рассмотреть данный процесс через призму работы над чувствами принимающих родителей. Понимать и принимать чувства ребенка можно научиться только через умение осознавать и принимать свои чувства, и, конечно же, работать с ними.
В современной психологии выделяют несколько основных эмоциональных процессов – аффекты, эмоции и чувства [2., с. 343].
«Эмоция» в переводе с греческого означает «выплескивание». Речь идет о способе выражения настроения, который зависит как от личностных особенностях субъекта, так и от его воспитания, его социального статуса, от межличностных отношений его с другими (окружающими) людьми [1., с. 143].
Формируя эмоциональный опыт людей, эмоции помогают организовать поведение в различных ситуациях наиболее оптимальным образом и открывают личностный смысл событий окружающего мира [2., с. 340].
Аффекты – сильные, кратковременные, ярко выраженные эмоциональные состояния. Они возникают как реакция на неожиданные, важные для жизни обстоятельства (например, опасность) и помогают живому существу активизироваться для выхода из сложившейся ситуации [2., с. 343].
Говоря о роли эмоциональных процессов, необходимо помнить о том, что не только положительные, но и отрицательные эмоции играют значительную роль в психическом развитии, что было впервые доказано известным немецким психологом В. Штерном. Отрицательные эмоции показывают, что нет определенного барьера между внутренним миром личности и внешним миром, поэтому и происходит осознание как себя, так и окружающего: что же мне надо, что же меня не устраивает [2., с. 352].
Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности [3., с. 171]. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т. е. передаются другим людям, сопереживаются [3., с. 172].
Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека [3., с. 172]. Чувства – это переживаемые в различной форме внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Чувства – особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят о чувстве как особом эмоциональном состоянии человека [4., с. 316]. Чувства характеризуются устойчивостью, длительностью, измеряемой не часами и днями, а месяцами и годами жизни их субъекта [4., с. 331].
Нередко слова «эмоция» и «чувство» употребляются как синонимы. В более узком значении эмоция – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства [4., с. 321]. Чувства привязаны к объектам. Они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Мне страшно» – это эмоция, «Я боюсь этого человека» – это чувство.
Чтобы принимающие родители смогли осознать свои чувства, прочувствовать то, что испытывают дети, приходящие в их семьи, мы проводим исследовательское упражнение «Путешествие в мир детских эмоций и чувств». Цель этого упражнения – исследовать у взрослых умение осознавать и принимать свои чувства, которые могут возникнуть в процессе интеграции ребенка в принимающей семье.
Ведущий делит участников на две группы, выбирает из их числа тех, кто на некоторое время покинет группу и выйдет за дверь, чтобы получить свою инструкцию (спасатели). Остальные садятся в очень плотный круг (путешественники).
Инструкция для путешественников: «Вы путешественники. Вы плывете вокруг света. Вы – пассажиры большого красивого теплохода. Вокруг вас голубой океан, а впереди – море прекрасных впечатлений. Вы в ожидании новых эмоций и непередаваемых ощущений. Все хорошо: так, как вы мечтали… Но… На второй неделе плавания произошла беда. Ваш теплоход наткнулся на подводные рифы и потерпел кораблекрушение. Никто из вас пока не пострадал. Серьезные потери понес экипаж. Ценою своих жизней они спасли ваши. Из 29 человек экипажа в живых осталось только 4 моряка. Эти отважные люди хорошо выполнили свою работу. Они доставили всех вас на остров. Но у вас не осталось ни воды, ни еды, ни одежды…, ничего. Моряки приняли решение поспешить за помощью. На уцелевшей шлюпке они отправились за спасательным кораблем. Вас они убеждали: не общаться с аборигенами; держаться всем вместе; не покидать территорию; здесь безопасно! Моряки уплыли. Вы ждете спасателей. День, два, три… Но и на десятый день никто не приплыл. Что с вами будет?» Участникам дается некоторое время на обсуждение внутри группы. Через 5-6 минут заходят участники, которые выходили за дверь и начинают выполнять, полученную инструкцию. На это дается 3-5 минут.
Инструкция для спасателей: «Там в кругу сидят люди. Ваша задача любым способом попытаться вывести их из круга. Вы можете использовать добрые и ласковые слова, какие-то обещания, обнимать их, если они разрешат, т.е. транслировать заботу о них».
После завершения упражнения идет общее обсуждение в кругу. Участники отвечают на вопросы: «Что с вами происходило?» и «Что вы чувствовали?». Сначала спрашивают тех участников, кто сидел в кругу, а затем, тех, кто выходил за дверь.
Данное упражнение с принимающими родителями приводит к следующему результату: у участников возникают различные чувства – волнение, тревога, страх, паника; появляется осознание того, что они могут почувствовать в процессе интеграции приемного ребенка в их семью.
Список литературы
Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология: учебное пособие / Т. В. Алейникова; под ред. Г. А. Кураева. Изд. 2-е, доп. Ростов н/Д: Феникс. 2007. 285 с.
Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учеб.пособие. М.: Гардарики. 2006. 480 с.
Столяренко Л. Д. Психология и педагогика: учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко. Изд. 3-е. Ростов н/д: Феникс. 2012. 636 с.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд. Стереотип. М.: Издательский центр «Академия». 2000. 512 с.