12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Осипов Татьяна Михайловна21

Чтобы быть справедливым,

надо до тонкости знать

духовный мир своего ребенка

(В. А. Сухомлинский).

Составители:

социальный педагог Г(О)БУ Центр «СемьЯ» Осипова Татьяна Михайловна

педагог-психолог Г(О)БУ Центр «СемьЯ» Каверина Ольга Сергеевна г. Липецк. 2020 г


Интеграция ребёнка в замещающую семью

Интеграция ребёнка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей в замещающую семью - это его включение в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. В свою очередь и родители принимают и осваивают новые функциональные роли (матери и отца).

Как показывает практика, необходимым условием успешной интеграции ребёнка-сироты к новой семье является взаимное соответствие ожиданий ребёнка и приёмных родителей, а также всех членов приемной семьи между собой.

Интеграция приёмного ребёнка в семье - трудный вопрос и сложная жизненная проблема. Здесь многое зависит и от возраста ребёнка, и от черт его характера.

Появление нового члена в замещающей семье сопряжено со многими трудностями, в первую очередь, связанными с изменениями уклада и отношений внутри семьи. В устоявшуюся систему врывается новая личность, которая требует к себе внимания и имеет не только обязанности, но и права.

Замещающая семья имеет разительные отличия от кровной. Когда в семье рождается ребенок, возникает естественная система «Родители – Дети». Кровные узы заставляют близких и дальних родственников принять нового члена семьи как своего, вне зависимости от его личных особенностей. Привязанность между приемным ребенком и принимающей семьей вырастает не очень быстро.

Ребенок, попадая в замещающую семью, строит отношения не только со взрослым, который занимается его воспитанием, но и со всей семьей в целом, то есть имеет дело уже с системными процессами.

В процессе вхождения ребенка в семью - интеграции, семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям системы. Но и самой семье необходимо измениться, перестроиться. Либо отвергнуть ребенка.

Может случиться, что первое время ребёнок будет враждебно настроен, ощущать замешательство, испытывать эмоциональный стресс. Для таких детей нужны четкие ориентиры того, что происходит в семье, правила жизни семьи. Похвала, поощрения ребёнка показывает ему, что он важен, признан в семье, занимает свое, особое место. Наказание же - тупик для воспитания, начало конфликтов и отчужденности, что не способствует интеграции приемного ребёнка в семье, а скорее, отчуждению ребёнка от остальной семьи. Залогом укрепления отношений в замещающей семье должно стать понимание. Необходимо хвалить приемного ребенка за определённые поступки и повторяющиеся ("спасибо, что помог мне помыть посуду") действия. И прием "если - то" использовать реже. На его примере дети учатся манипулированию.

Интеграция ребенка в замещающей семье зависит:

во-первых, от психологической готовности замещающей семьи к приему ребенка: открытости системы, ее способности к переструктурированию;

во-вторых, от того, насколько ребенка принимают в новой семье, от качества отношений ребенка с новыми родителями и наиболее значимыми членами этой семьи;

в-третьих, от социально-психологических особенностей личности ребенка и его приемных родителей;

в-четвертых, от специфики переживания детьми события отказа от них кровной семьей (изъятия из кровной семьи) и обретения новых родителей.

Интеграция детей в замещающей семье считается завершенной, если достигнуты следующие условия:

ребенок принимает и выполняет правила и традиции семьи;

положительная динамика развития ребенка;

принятие прошлого опыта ребенка приемными родителями;

принятие собственного опыта ребенком;

определены адекватные границы взаимоотношений ребенка и приемных родителей с кровной семьей ребенка;

успешная социализация ребенка в широком социальном окружении.

Если интеграция не происходит, то ребенок остается внешним элементом, не включенным в семейную систему, и в результате дезадаптируется.

Следует помнить, что у детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом из них живет ожидание встречи с родителями. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не всегда находят для этих детей времени, оставляют наедине с самим собой, считая их большими, либо чрезмерно опекают, контролируя каждый шаг.

Привыкнув к новым условиям, ребёнок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приёмных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Неподготовленные к этому родители могут испытывать испуг, шок. Оправдывая себя, родители начинают искать в ребёнке недостатки, вызванные "ущербной" наследственностью: плохая память, туго соображает, слишком подвижный, и тому подобные дефекты, не подозревая, что многие недостатки в развитии вызваны не наследственными факторами, а психологической запущенностью ребёнка, и при хорошем семейном уходе, заботе и терпении исчезают бесследно.

Большую помощь в успешной интеграции детей-сирот в замещающую семью оказывает психолого-педагогическое сопровождение семей. -

Это позволяет осознать родителям, что все эти проблемы и конфликты закономерны и хороши в том плане, что позволяют лучше узнать друг друга. Ребенку в этой ситуации нужно помочь сформировать и выразить чувства по отношению к ситуации, чтобы он не загонял обиды и разочарования в себя, а тоже вышел на конструктивный диалог с семьей.

Родителям необходимо дать понять, что это не катастрофа, что это – движение вперед, развитие отношений, возникновение взаимодоверия, когда уже не нужно надевать маску «идеальности».

Важно в этот период обращать внимание родителей на реальные достоинства ребенка, при этом разрешить себе испытывать все чувства и позитивные и негативные, потому что это нормально. Также необходимо рассказывать ребенку про себя, про свою жизнь, про детство, про семью, чтобы у него формировалось представление о приемных родителях, как о реальных людях.

Самым важным, но одновременно и самым сложным, является расширение социального опыта приёмного ребёнка. Вовлечение детей в домашний труд (какой он, чем занимаются родители), организация досуга, отдыха, общения внутри семьи, приобщение к семейным традициям и ценностям - вот программа максимум для успешной интеграции приёмного ребёнка в семье. Посещение театров, музеев, выставок, чтение книг, совместное проведение летнего отдыха, турпоходы, знакомство с новыми местами, общение с родственниками, семейные праздники с заботой друг о друге - основа основ семейных традиций.

Особенно сложна интеграция подростка-сироты в замещающую семью.

Замещающим родителям следует учитывать, что часто подростки требуют для себя слишком много свободы. Важно избегать крайностей в установлении взаимоотношений и стремиться к уравновешенности.

Как это делать?

Для начала можно рассмотреть приведенный ниже перечень. Проанализируйте в каких областях ваш приемный ребенок поступает ответственно? Выбор друзей и знакомых, внешний вид, умение планировать семейный бюджет, соблюдение распорядка дня, соблюдение правил и традиций семьи, самостоятельность при выполнении уроков.

Повышенная ценность семьи и недостаточный опыт жизни в ней способствуют идеа­лизации воспитанниками детских домов взаимоотношений в семье, образа семьянина. Одновременно существует и другой эталон – отрицательный, конкретный образ того, какими эти взаимоотношения не должны быть, какими качествами не должны обладать муж, отец, мать, жена. Столкновение двух об­разов порождает конфликтную систему требований: идеализированных и неопределенных с одной стороны, и чрезвычайно низких, ограниченных выполнением элементарных норм поведения, – с другой.

И здесь важна роль специалистов службы сопровождения замещающих семей, которые проведут диагностику уровня развития ребен­ка и степени его отставаний, разработают систему развивающих и коррекционных занятий, подходящую именно вашему ребенку, дадут рекомендации, как с ним заниматься дома.

Всегда следует помнить, что отставание в развитии детей-сирот связано, прежде всего, с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любозна­тельность ребенка. Когда ребенок в вашей семье почувствует себя любимым и защищенным, его развитие ускорится.

В этой связи можно дать несколько советов замещающим родителям по улучшению общения с подростком:

- Постарайтесь, общаясь с подростком, следить за тем, чтобы не давать непрошеных советов. Даже если подросток спрашивает вас, что вы думаете по тому или иному поводу, прежде чем ответить, спросите, что думает по этому поводу он сам.

- Если вы будете уделять подростку немного времени и разговаривать на разные темы, а не только о том, чего вы от него хотите, он будет меньше сопротивляться вашему контролю. На этом этапе развития ребенку нужно спорить и высказывать свои мнения.

Для того, чтобы подростку-сироте успешно интегрироваться к жизни в семье, он должен обладать определёнными социальными умениями:

· умения совместного проживания (учитывать мнение другого, договариваться, вести совместную деятельность (проявлять эмпатию);

· умения адекватно выражать многообразные чувства и потребности, в том числе по отношению к семейному устройству;

· умения регулировать собственные эмоциональные состояния, поддерживать поведенческую стабильность;

· умения рефлексии, самоконтроля и самоорганизации;

· умения адекватно оценивать действительность и характер проблем;

· умения принимать решения самостоятельно и в группе;

· умения социального взаимодействия с окружающими.

Семья, в том числе и замещающая, является первой и важнейшей ячейкой общества, закладывающей и формирующей нравственные начала, жизненные принципы ребенка, подготавливающей ребенка к жизни. Семья является первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Поэтому родители как первые воспитатели имеют самое сильное и определяющее влияние на детей.


По материалам интернет-ресурса





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.