Конспект урока по математике в соответствии с ФГОС «Противоположные числа» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 2 June 2022

Конспект урока по математике в соответствии с ФГОС



Тема: «Противоположные числа»

Дата проведения:10.02.2016г.



Предмет: математика.

Класс:6 «а».

Учитель: Амбалова М.К, учитель математики МБОУ СОШ№5

г. Беслана.

Используемая технология: проблемно-поисковая форма организации учебной деятельности.

Дидактическая цель: сoздaние услoвий для aктивнoгo изучения и первичнoгo зaкрепления знaний и умений пo теме: «Прoтивoлoжные числa» средствaми технoлoгии группoвoгo и сaмoстoятельнoгo oбучения.

Задачи урока: 
обучающие: сформировать представление о противоположных числах, сформулировать определение противоположных чисел, сформировать навыки нахождения противоположного числа по заданному числу, тренировать способность к его практическому применению;
развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; 
воспитательные: развивать познавательный интерес, самостоятельность, добросовестность и аккуратность;
Личностные УУД: умение вести диaлoг; умение aнaлизирoвaть и кoнтрoлирoвaть результaт свoей деятельнoсти и деятельнoсти oднoклассникa. 
Познавательные УУД: давать определения понятиям; способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Регулятивные УУД: самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель, определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; уметь работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный.

Формы деятельности учащихся: коллективная, парная форма деятельности, самостоятельная и фронтальная работа.

Оборудование: экран, проектор, презентация, раздаточный материал, компьютер.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Рефлексия деятельности на уроке.





I.Организационный момент.


Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу.




Ну-ка, ты проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

И удача пусть ждет вас.

За работу, в добрый час

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения деятельности

Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: координатная прямая, координаты точки, положительные и отрицательные числа;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия



Устная работа.

1

Вычислить:

4,8+3,2 5,4-0,4

:5 *2

-0,7 +0,8

:9 :4

+0,02 +0,3

_______ _______

??? ???

2

Что называется координатной прямой?

(Прямая, с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком

и направлением отсчета называется координатной прямой.)

3

Что называют координатой точки на прямой?

(Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки.)

4

Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенные справа от начала координат, слева от начала координат.

5.

Узнайте фамилию выдающегося ученого Франции.

t1654201169aa.pngt1654201169ab.gift1654201169ac.gift1654201169ac.gift1654201169ac.gift1654201169ac.gift1654201169ac.gif

(-3) (2) (0) (3) (-1) (1)



Комментарии к ответу:

Рене Декарт - выдающийся французский философ, математик, биолог и физик. Его труды способствовали признанию отрицательных чисел, которые появились гораздо позже натуральных чисел и математики долго относились к ним с недоверием. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел в 1637 году - координатную прямую.


В жизни мы часто встречаемся с противоположностями.

«Прибытие" противоположного "выбытию".

Еще "понижение" противоположно........?

Если есть верх, то есть и низ.

Тепло и ....?

Добро и ....?

Счастье и..?

Такими противоположностями наполнен наш мир. Как в русском языке называются такие слова? (антонимы) Антонимы — слова с противоположными 
значениями. А как число отражает этот факт?

Понять это - вот наша задача на уроке.

Назовите «математические» антонимы в задании№5.
И в математике есть противоположности. Попробуйте их 
назвать.

III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) согласовать цель и тему урока.





V. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.




Мне нужны 2 пoмoщникa. Встaли спинoй друг к другу. Сделaли по 2 шага в прoтивoпoлoжных нaпрaвлениях. Нa кaкoм рaсстoянии в шагах oни нaхoдятся oт меня. Если рaссмaтривaть на кooрдинаaной прямoй, тo кaким кooрдинатам сooтветствуют мои пoмoщники? Ещё рaз нaпомните, в каком направлении двигались помощники? Значит числа 2 и ­-2 называются какими?
Ребята! Какова же тема нашего урока?
Учащиеся и называют тему урока.

Как расположены точки А и В на рисунке?

Точки А (-5) и В (5) одинаково удалены от точки 0 и находятся по разные стороны от нее. Чтобы попасть из точки 0 в точку А или из точки 0 в точку В надо пройти одинаковые расстояния, но в противоположных направлениях. Числа 5 и -5 называются противоположными числами Число 5 противоположно -5,а -5 противоположно 5.

t1654201169ad.png

Обучающиеся самостоятельно дают определение противоположных чисел.


Два числа отличающиеся друг от друга только знаками называют противоположными числами.

Например: (дети называют противоположные числа данным и приводят свои примеры)

-7 и 7, 8,2 и -8,2, 1034 и -1034. Сколько чисел противоположно данному числу?
Для каждого числа есть одно противоположное ему число. Какое число противоположно самому себе? Число 0 противоположно самому себе.

Натуральные числа, противоположные им числа и ноль называют целыми числами.


-2 ; 3 ; -8 ; 0 ; 102 ; 305 .

Число противоположное числу а обозначают -а. Если а=3,8, то –а = -3,8. Если а=18,то –а =(-18)=18

Итак - (-а)= а .

Говорим правильно.

Как прочитать правильно выражение - (-а)?

1.Число противоположное – а.

2.Минус минус а.

Например:

Если с = -13, то -с = -(-13) можно прочитать так:

-Если це равно минус тринадцати, то минус це равно числу, противоположному минус тринадцати.

-Минус це равно минус минус тринадцати.

О, многоликий минус!

Он-знак отрицательного числа.

Он-знак вычитания.

Он-знак противоположности.

VI. Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- закрепить новое знание в речи и знаках;

- зафиксировать преодоление возникшего.

910(устно)

Найдите числа противоположные данным числам.

-276,124,-321,62,9,-1,4,-17.

913(устно)

Найдите координаты точек А, В, С.

t1654201169ae.png

915 (работа в парах со взаимопроверкой)

Заполните пустые места в таблице и отметьте на координатной прямой точки, имеющие своими координатами числа полученной таблицы.

t1654201169af.pngt1654201169ag.gif

917

Кt1654201169ah.gift1654201169ah.gif акие целые числа расположены на координатной прямой между числами.

-8 и -5, -3 и 0, -2 и 2, -3,6 и 4,

Физминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.



VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.


Вопрос

Ответ

1

Записать число расположенное на расстояние 5 единиц вправо от нуля.

5

2

Записать число расположенное на расстоянии 3 единиц влево от нуля.

-3

3

Записать число не являющееся ни положительным, ни отрицательным.

0

4

Записать число противоположное -7.

7

5

Записать число противоположное 3,5.

-3,5

6

Записать число противоположное самому себе.

0

7

Найдите значение – а, если а =8,5.

-8,5

8

Напишите все целые числа, которые находятся между числами -5 и 3.

-4, -3

-2, -1,0

1, 2

9

Сколько пар противоположных чисел расположены между числами -7 и 3.

3

Самопроверка самостоятельной работы.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

1.Какие числа являются противоположными?

2.Каким числом являются – х, если х:

а) отрицательное;

б) нуль;

в) положительное.

Ребята, что вам понравилось на этом уроке? Что вы узнали для себя нового? Что у вас получилось хорошо, а над чем еще надо поработать?

Домашняя работа.

Всем: №911, №917

Дополнительно:

921, №926




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.