Конспект урока по математике в соответствии с ФГОС «Противоположные числа» (6 класс)
Конспект урока по математике в соответствии с ФГОС
Тема: «Противоположные числа»
Дата проведения:10.02.2016г.
Предмет: математика.
Класс:6 «а».
Учитель: Амбалова М.К, учитель математики МБОУ СОШ№5
г. Беслана.
Используемая технология: проблемно-поисковая форма организации учебной деятельности.
Дидактическая цель: сoздaние услoвий для aктивнoгo изучения и первичнoгo зaкрепления знaний и умений пo теме: «Прoтивoлoжные числa» средствaми технoлoгии группoвoгo и сaмoстoятельнoгo oбучения.
Задачи урока:
обучающие: сформировать представление о противоположных числах, сформулировать определение противоположных чисел, сформировать навыки нахождения противоположного числа по заданному числу, тренировать способность к его практическому применению;
развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
воспитательные: развивать познавательный интерес, самостоятельность, добросовестность и аккуратность;
Личностные УУД: умение вести диaлoг; умение aнaлизирoвaть и кoнтрoлирoвaть результaт свoей деятельнoсти и деятельнoсти oднoклассникa.
Познавательные УУД: давать определения понятиям; способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Регулятивные УУД: самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель, определять цель учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; уметь работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный.
Формы деятельности учащихся: коллективная, парная форма деятельности, самостоятельная и фронтальная работа.
Оборудование: экран, проектор, презентация, раздаточный материал, компьютер.
Этапы урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
5.Первичное закрепление во внешней речи.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7.Рефлексия деятельности на уроке.
I.Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
-создать положительный эмоциональный настрой;
-помочь принять правильную рабочую позу.
Ну-ка, ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
И удача пусть ждет вас.
За работу, в добрый час
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения деятельности
Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: координатная прямая, координаты точки, положительные и отрицательные числа;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия
Устная работа.
№1
Вычислить:
4,8+3,2 5,4-0,4
:5 *2
-0,7 +0,8
:9 :4
+0,02 +0,3
_______ _______
??? ???
№2
Что называется координатной прямой?
(Прямая, с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком
и направлением отсчета называется координатной прямой.)
№3
Что называют координатой точки на прямой?
(Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки.)
№4
Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенные справа от начала координат, слева от начала координат.
№5.
Узнайте фамилию выдающегося ученого Франции.
(-3) (2) (0) (3) (-1) (1)
Комментарии к ответу:
Рене Декарт - выдающийся французский философ, математик, биолог и физик. Его труды способствовали признанию отрицательных чисел, которые появились гораздо позже натуральных чисел и математики долго относились к ним с недоверием. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел в 1637 году - координатную прямую.
В жизни мы часто встречаемся с противоположностями.
«Прибытие" противоположного "выбытию".
Еще "понижение" противоположно........?
Если есть верх, то есть и низ.
Тепло и ....?
Добро и ....?
Счастье и..?
Такими противоположностями наполнен наш мир. Как в русском языке называются такие слова? (антонимы) Антонимы — слова с противоположными
значениями. А как число отражает этот факт?
Понять это - вот наша задача на уроке.
Назовите «математические» антонимы в задании№5.
И в математике есть противоположности. Попробуйте их
назвать.
III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Мне нужны 2 пoмoщникa. Встaли спинoй друг к другу. Сделaли по 2 шага в прoтивoпoлoжных нaпрaвлениях. Нa кaкoм рaсстoянии в шагах oни нaхoдятся oт меня. Если рaссмaтривaть на кooрдинаaной прямoй, тo кaким кooрдинатам сooтветствуют мои пoмoщники? Ещё рaз нaпомните, в каком направлении двигались помощники? Значит числа 2 и -2 называются какими?
Ребята! Какова же тема нашего урока?
Учащиеся и называют тему урока.
Как расположены точки А и В на рисунке?
Точки А (-5) и В (5) одинаково удалены от точки 0 и находятся по разные стороны от нее. Чтобы попасть из точки 0 в точку А или из точки 0 в точку В надо пройти одинаковые расстояния, но в противоположных направлениях. Числа 5 и -5 называются противоположными числами Число 5 противоположно -5,а -5 противоположно 5.
Обучающиеся самостоятельно дают определение противоположных чисел.
Два числа отличающиеся друг от друга только знаками называют противоположными числами.
Например: (дети называют противоположные числа данным и приводят свои примеры)
-7 и 7, 8,2 и -8,2, 1034 и -1034. Сколько чисел противоположно данному числу?
Для каждого числа есть одно противоположное ему число. Какое число противоположно самому себе? Число 0 противоположно самому себе.
Натуральные числа, противоположные им числа и ноль называют целыми числами.
-2 ; 3 ; -8 ; 0 ; 102 ; 305 .
Число противоположное числу а обозначают -а. Если а=3,8, то –а = -3,8. Если а=18,то –а =(-18)=18
Итак - (-а)= а .
Говорим правильно.
Как прочитать правильно выражение - (-а)?
1.Число противоположное – а.
2.Минус минус а.
Например:
Если с = -13, то -с = -(-13) можно прочитать так:
-Если це равно минус тринадцати, то минус це равно числу, противоположному минус тринадцати.
-Минус це равно минус минус тринадцати.
О, многоликий минус!
Он-знак отрицательного числа.
Он-знак вычитания.
Он-знак противоположности.
VI. Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- закрепить новое знание в речи и знаках;
- зафиксировать преодоление возникшего.
№910(устно)
Найдите числа противоположные данным числам.
-276,124,-321,62,9,-1,4,-17.
№913(устно)
Найдите координаты точек А, В, С.
№915 (работа в парах со взаимопроверкой)
Заполните пустые места в таблице и отметьте на координатной прямой точки, имеющие своими координатами числа полученной таблицы.
№ 917
К акие целые числа расположены на координатной прямой между числами.
-8 и -5, -3 и 0, -2 и 2, -3,6 и 4,
Физминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
| Вопрос | Ответ |
1 | Записать число расположенное на расстояние 5 единиц вправо от нуля. | 5 |
2 | Записать число расположенное на расстоянии 3 единиц влево от нуля. | -3 |
3 | Записать число не являющееся ни положительным, ни отрицательным. | 0 |
4 | Записать число противоположное -7. | 7 |
5 | Записать число противоположное 3,5. | -3,5 |
6 | Записать число противоположное самому себе. | 0 |
7 | Найдите значение – а, если а =8,5. | -8,5 |
8 | Напишите все целые числа, которые находятся между числами -5 и 3. | -4, -3 -2, -1,0 1, 2 |
9 | Сколько пар противоположных чисел расположены между числами -7 и 3. | 3 |
Самопроверка самостоятельной работы. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности. 1.Какие числа являются противоположными? 2.Каким числом являются – х, если х: а) отрицательное; б) нуль; в) положительное. Ребята, что вам понравилось на этом уроке? Что вы узнали для себя нового? Что у вас получилось хорошо, а над чем еще надо поработать? Домашняя работа. Всем: №911, №917 Дополнительно: №921, №926
|