Протокол по диагностики речевых нарушений устной речи учащихся младших классов
ПРОТОКОЛ
исследования особенностей устной речи учащихся младших классов (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.)
Ф.И. ребенка _____________________________________________________ кл. ______________ дата _________________________
ОУ _________________________________________________________ Учитель- логопед ____________________________________
ПЕРВЫЙ блок. Серия 1. Уровень моторной реализации высказывания.
А) Исследование орального и артикулярной моторики
Надуй щеки |
Надуй одну щеку |
Надуй другую щеку |
Вытяни губы «трубочкой» |
Упри язык в правую щеку |
Помести язык между зубами и губой |
Итого (15 б) |
Язык «лопаточкой» |
Упр. «маятник» |
Упр. «качели» |
Чередование: «улыбка» - «трубочка |
Итого (15 б) |
Б) Исследование звукопроизношения
С - Сь |
З - Зь |
Ц |
Ш |
Ж |
Щ |
Ч |
Р - Рь |
Л - Ль |
Итого (30 б) |
В) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова
Скакалка |
Кинотеатр |
Танкист |
Баскетбол |
Космонавт |
|
Перепорхнуть |
Милиционер |
Аквалангист |
Сковорода |
Термометр |
Итого (30 б) |
Г) Повторение цепочек слогов
А-и-у – у-а-и |
Би-ба-бо – бо-ба-би |
Ба-па – па-ба |
Са-ша – ша-са |
Ча-тя – тя-ча |
Ма - на |
|
Жа - ша |
Ла - ра |
Ма-на-ма – на-на-ма |
Жа-ша-ша – а-жа-ша |
Ла-ра-ра – ра-ра-ла |
Ца-са-ца |
Итого (30 б) |
Итого за серию (120 б |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 2. Сформированность словообразовательных навыков.
А). Исследование словообразовательных навыков.
У козы |
У волка |
У утки |
У лисы |
У льва |
|
У собаки |
У курицы |
У свиньи |
У коровы |
У овцы |
Итого (30 б) |
Б) Образование относительных прилагательных.
Варенье из вишни |
Кисель из клюквы |
Варенье из яблок |
Салат из моркови |
Варенье из сливы |
|
Суп из грибов |
Кукла из соломы |
Лист дуба |
Горка из льда |
Лист осины |
Итого (30 б) |
В) Образование качественных прилагательных
За жадность |
За трусость |
Днем мороз-какой день? |
Если дождь? |
Если ветер? |
Итого (15 б) |
Г) Образование притяжательных прилагательных
Лапа у волка? |
Лапа у медведя? |
Лапа у льва? |
Клюв у птицы? |
Гнездо у орла? |
Итого (15 б) |
Итого за серию (90 б) |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 3. Возможности грамматического структурирования (синтаксис).
А) Составление предложений по картинкам (приложение 1)
Мальчик моет руки |
Девочка режет колбасу |
Мальчик забивает гвоздь |
Дети лепят снеговика |
Кошка лакает молоко |
Итого (15 б) |
Б) Составление предложений по картинкам (приложение 2)
Мальчики играют в футбол (в мяч) |
Мальчик бежит к дереву (под.., от дождя) |
Мальчик лезет через забор |
Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи) |
Няня стелет коврик около кровати |
Итого (15 б) |
В) Составление предложений по картинкам (приложение 3)
Мужчина и женщина грузят сено на машину |
Мальчик уступает место старушке в трамвае. |
Школьница пришла навестить свою больную подругу |
Врач приглашает больную пройти в кабинет |
Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар |
Итого (15 б) |
Г). Составление предложений из слов в начальной форме
Доктор, лечить, дети |
Сидеть, синичка, на. ветка |
Груша, бабушка, внучка, давать |
Миша, собака, небольшая, дать, косточка |
Петя, купить, шар, мама, красный |
Итого (15 б) |
Д) Повторение предложений
В саду было много красных яблок |
Ранней весной затопило весь наш луг |
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу |
Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно |
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади |
Итого (15 б) |
Е) Верификация предложений
Собака вышла в будку |
По морю плывут корабль |
Дом нарисован мальчик |
Хорошо спится медведь под снегом |
Над большим деревом была глубокая яма |
Итого (15 б) |
Ж) Добавление предлогов в предложение
Лена наливает чай … чашки |
Птенец выпал … гнезда |
Щенок спрятался …. крыльцом |
Деревья шумят … ветра |
Пес сидит … конуры |
Итого (15 б) |
З) Завершение предложений
Игорь промочил ноги, потому что …. |
Сережа замерз, хотя …. |
Итого (15 б) |
И) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
стол |
стул |
окно |
звезда |
ухо |
Итого (30 б) |
стол |
стул |
звезда |
окно |
ухо |
Итого за серию (150 б) |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 4. Состояние связной речи.
А) Составление рассказа с помощью четырех сюжетных картинок.
Критерии смысловой адекватности и самостоятельности (15 б) |
Критерии возможности построения текста (15 б) |
Критерий грамматического оформления (15 б) |
Критерий лексического оформления (15 б) |
Итого (60 б) |
Б) Пересказ текста
Критерии смысловой адекватности и самостоятельности (15 б) |
Критерии возможности построения текста (15 б) |
Критерий грамматического оформления (15 б) |
Критерий лексического оформления (15 б) |
Итого (60 б) |
Итого за серию (120 б) |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 5. Номинативная функция речи
А) Называние предметов по картинкам (приложение 4)
часы |
карандаш |
пальто |
очки |
кровать |
|
лестница |
сито |
руль |
колесо |
лопата |
|
крокодил |
свеча |
прищепка |
кастрюля |
пылесос |
Итого (45 б) |
Б) Называние действий по картинкам (приложение 5)
одевает |
кормит |
плавает |
плачет |
строит |
|
копает |
гладит |
рисует |
вяжет |
рубит |
|
подметает |
причесывается |
трет |
привязывает |
черпает (набирает) |
Итого (45 б) |
В) Словоупотребление
5 и менее штрафных очков |
За 6-12 штрафных очков |
За 13-19 штрафных очков |
За 20 и более штрафных очков |
Итого (30 б) |
Итого за серию (120 б) |
ВТОРОЙ БЛОК. Серия 1. Понимание значение слов.
А). Понимание далеких по звучанию и значению названий предметов (приложение 7)
Правильное выполнение |
Переспрашивание |
Изменение порядка слов |
Пропуски или замены слов |
Итого (30 б) |
Б) Понимание близких по звучанию названий предметов (приложение 8)
Правильное выполнение |
Переспрашивание |
Изменение порядка слов |
Пропуски или замены слов |
Итого (30 б) |
В) Понимание далеких по значению и звучанию названий действий (приложение 8)
Правильное выполнение |
Переспрашивание |
Изменение порядка слов |
Пропуски или замены слов |
Итого (30 б) |
Г) Понимание близких по значению действий (приложение 9)
Правильное выполнение |
Переспрашивание |
Изменение порядка слов |
Пропуски или замены слов |
Итого (30 б) |
Итого за серию (120 б) |
ВТОРОЙ БЛОК. Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций (приложение 10).
Дядю обрызгала тетя |
Трактором перевозится машина |
Газету закрывает книга |
Клеенка покрыта скатертью |
Девочкой спасен мальчик |
|
Мама перевозится дочкой |
В ящике бочонок |
Ящик за бочонком |
На бочонке ящик |
Бочонок перед ящиком |
Итого (30 б) |
ВТОРОЙ БЛОК. Серия 3. Исследование фонематического восприятия.
А-и-у – у-а-и |
Би-ба-бо – бо-ба-би |
Ба-па – па-ба |
Са-ша – ша-са |
Ча-тя – тя-ча |
Ма - на |
|
Жа - ша |
Ла - ра |
Ма-на-ма – на-на-ма |
Жа-ша-ша – а-жа-ша |
Ла-ра-ра – ра-ра-ла |
Ца-са-ца |
Итого (30 б) |
Итого за блок (180 б) |
Результаты:
1. Звукопроизношение |
7. Грамматический строй |
13. Языковой анализ |
|||
2. Слоговая структура слова |
8. Рассказ по серии картинок |
14. Письмо |
|||
3. Звуковая структура слова |
9. Пересказ |
15. Чтение |
|||
4. Оральный праксис и арт. моторика |
10. Рассказ на заданную тему |
16. Общий балл за тест |
|||
5. Цепочки слогов |
11. Номинативная функция |
17. Процент успешности |
|||
6. Словообразование |
12. Импрессивная речь |
18. Уровень успешности |
|||
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ
Показатели |
1 класс |
2 класс |
3 – 4 класс |
факт |
|||||||||
№ |
ОНР |
ЗПР |
№ |
ОНР |
ЗПР |
№ |
ОНР |
ЗПР |
|||||
Звукопроизношение |
27.1 |
17.2 |
24.6 |
28.1 |
21.9 |
27.1 |
29.6 |
23.2 |
28.1 |
||||
Слоговая структура слова |
14.0 |
6.0 |
8.2 |
14.4 |
9.4 |
8.9 |
14.6 |
10.7 |
12.1 |
||||
Звуковой состав слова |
14.3 |
6.9 |
9.0 |
14.7 |
9.9 |
10.4 |
14.9 |
12.7 |
13.3 |
||||
Оральный праксис и арт. моторика |
25.0 |
18.0 |
19.8 |
24.0 |
19.1 |
19.6 |
25.5 |
20.5 |
20.9 |
||||
Цепочка слогов |
25.3 |
15.3 |
19.4 |
26.8 |
20.9 |
22.4 |
28.4 |
22.0 |
21.0 |
||||
Словообразование |
71.3 |
31.5 |
39.9 |
75.0 |
43.2 |
48.5 |
83.2 |
62.8 |
56.9 |
||||
Грамматический строй |
128.1 |
76.2 |
86.7 |
132.9 |
93.0 |
97.6 |
140.0 |
108.6 |
110.6 |
||||
Рассказ по серии картинок |
43.3 |
28.3 |
30.3 |
49.2 |
35.3 |
36.2 |
49.0 |
36.3 |
34.0 |
||||
Пересказ |
40.7 |
17.3 |
13.3 |
45.4 |
21.9 |
22.5 |
48.5 |
28.9 |
26.8 |
||||
Номинативная функция |
105.4 |
71.9 |
81.6 |
108.8 |
85.2 |
89.1 |
114.6 |
88.0 |
91.3 |
||||
Импрессивная речь |
160.9 |
121.7 |
131.4 |
165.5 |
138.1 |
138.9 |
168.9 |
146.8 |
144.1 |
||||
Языковый анализ |
19.6 |
14.2 |
15.6 |
24.3 |
18.5 |
16.0 |
26.1 |
21.4 |
19.2 |
||||
Письмо |
35.0 |
15.0 |
24.0 |
35.2 |
19.1 |
26.5 |
37.8 |
17.0 |
21.0 |
||||
Чтение |
40.0 |
19.9 |
29.7 |
40.4 |
19.8 |
29.0 |
41.2 |
26.1 |
32.0 |
||||
Общий балл за тест |
750.0 |
459.4 |
533.5 |
784.7 |
555.3 |
592.7 |
822.3 |
625.0 |
631.3 |
||||
Процент успешности |
83.3 |
51.0 |
59.3 |
87.2 |
61.7 |
65.8 |
91.4 |
69.4 |
70.1 |
||||
Уровень успешности |
IV |
II |
II |
IV |
II |
III |
IV |
III |
III |