Проведение наблюдений за природными объектами
В основе процесса воспитания экологической культуры лежит живое общение воспитанников с природой. Это требует от педагога знаний биологии растений и животных, умений показать их особенности. Произрастания растений, жизнедеятельности животных, навыков организации экскурсий и наблюдений за живыми объектами.
Изучение многообразия видов растений начинается с формирования умения проведения наблюдения, поэтому воспитанникам кружка предлагаются задания, связанные с ежемесячными наблюдениями за древесными растениями и зимующими птицами.
Сентябрь
1.Научитесь различать деревья и кустарники по форме листьев и общему виду.
2.Засушите листья с осенней окраской. Сделайте аппликации.
3.Соберите плоды и семена для подкормки птиц.
4.Сделайте и развесьте кормушки для подкормки птиц.
5.Ведите регулярные наблюдения за жизнью птиц.
6.Отметьте, какие виды пернатых прилетают к нам и какие корма предпочитают.
Октябрь
1.Сравните время полной окраски листьев у различных видов деревьев.
2.Пронаблюдайте, когда начинается массовый листопад, отметьте его окончание.
3.Определите условия листопада.
4.Продолжайте наблюдение за воробьями. Выясните суточную активность птиц в ясные и дождливые дни, отметьте, какие естественные корма используют птицы.
5.Проследите за суточной активностью других видов птиц: когда кормятся, где, сколько раз в день, как добывают корм.
6.Соберите семена сорных растений.
Ноябрь
1.Отметьте, на каких деревьях и кустарниках висят плоды.
2.Зарисуйте плоды ясеня, клена ясенелистного, снежника, липы мелколистной.
3.Определите типы плодов.
4.Определите, как эти плоды распространяются в природе. Какие приспособления имеются для рассеивания?
5.Отметьте день, когда установился устойчивый снеговой покров.
6.Измерьте глубину снежного покрова.
7.Продолжайте наблюдения за птицами: воробьями, синицами, снегирями,
свиристелями.
Декабрь
1.Продолжайте наблюдения за рассеиванием плодов деревьев и кустарников. Что влияет на рассеивание плодов: ветер, снег, мокрый снег, понижение температуры, оттепель?
2.Зарисуйте силуэты известных вам деревьев и кустарников.
3.Отдельно зарисуйте кору деревьев и кустарников, обратив внимание на цвет.
4.Научитесь узнавать виды деревьев по силуэтам и контурам.
5.Поставьте ветку тополя в воду (конец декабря). Отметьте день, когда ветка была поставлена и когда появился первый листочек.
6.Продолжайте наблюдать за птицами и подкармливать их.
Январь
1.Продолжайте наблюдать за рассеиванием плодов деревьев и кустарников. |
2.Следите за изменениями почек: набуханием, распусканием, началом развертывания листьев. Эти наблюдения проводятся за срезанной и поставленной в воду веткой
. 3.Продолжайте наблюдения за птицами, отмечая, какие птицы прилетают на кормушки, когда прилетают, | какой вид птиц, какой корм предпочитают, взаимоотношения птиц на кормушках, на каких деревьях какие виды птиц кормятся.
4.Ответьте на вопросы: какие звуки издают птицы на кормушке? Узнают ли птицы человека, который их кормит? Когда вы услышали песнь большой синицы, увидели оживление воробьев? Опишите поведение птиц в разную погоду.
Февраль
1.Определите, как изменяется толщина снегового покрова в зависимости от погоды. Когда образуется наст, какого он происхождения.
2.Продолжайте наблюдение за рассеиванием плодов у деревьев и кустарников. При каких условиях оно усиливается?
3.Зарисуйте у известных видов деревьев и кустарников побеги с верхушечными и боковыми почками. На рисунке показаны форма и величина почек, а также 1 листовой след (обратите внимание на его форму й величину)
4.При распознавании деревьев и кустарников обратите внимание на такие признаки: колючки, шипы, запах почек. По почкам, листовому следу цвету коры и 1 другим признакам можно определить деревья и кустарники в безлистном состоянии.
5.Продолжайте наблюдать за птицами: обратите внимание, как меняется поведение воробьев, синиц и голубей.
6.Не забывайте очищать снег с кормушек и подсыпать корма. Помните, что февраль — самый трудный месяц для птиц.
7.Начинайте делать гнездовья для скворцов, мухоловок, горихвосток, трясогузок и др.I
Март
Отметьте начало снеготаяния и скорость схода снега на открытых местах, появление первых проталин.
1.Пронаблюдайте, когда зацветает мать-и-мачеха.
2.Продолжайте наблюдать за рассеиванием плодов.
3.Отметьте, когда верба сбрасывает чешуйки.
4.Отметьте прилет грачей, скворцов, жаворонков, вылет бабочек.
5.Отметьте гнездование грачей, изменения в поведении воробьев, ворон: разбивка на пары и гнездование.
Апрель
1.Отметьте, когда полностью сойдет снег.
2.Отметьте, когда услышали песню зяблика (его прилет), когда увидели других перелетных птиц: трясогузок, малиновок, пеночек, камышовок.
3.В конце месяца обратите внимание на прилет гусей, уток, журавлей.
4.Зарисуйте набухшие и распустившиеся почки известных видов деревьев и кустарников.
Отметьте, когда зацветут ольха, орешник, медуница, смородина, сирень, черёмуха, тополь, калина.
Май
1.Отметьте время следующих фенологических явлений:
• первой грозы (самая ранняя грозам может быть 23 марта); '
• окончание заморозков в воздухе и на почве;
• долготу дня к концу мая;
• начало цветения березы, зарисовать женские и мужские соцветия;
в начало цветения тополя, ясеня, клена ясенелистного и остролистного;
в развертывание листовых пластинок у известных вам видов деревьев и кустарников;
• цветение глухой крапивы, одуванчика, сурепки, чистотела, незабудки, клевера; в начало цветения каштана, дуба;
прилеты новых видов птиц (серые мухоловки, пеночки, стрижи, иволги, чечевички, камышевки, ласточки, соловьи); .
массовый лет майского жука.
Пронаблюдайте появление потомства у воробьев, ворон, голубей.
Проведите следующую работу по охране природы.
следите за сохранением птичьих гнезд и птенцов
не вспугивайте птицу, если нашли птичье гнездо (она может забросить свое гнездо);
• никогда не коллекционируйте птичьих яиц;
• не ломайте цветущие деревья и кустарники, помните, что каждая ветка росла несколько лет, а в букете она завянет через несколько дней.
Июнь
1. Отметьте время следующих фенологических явлений:
• самый длинный день;
• начало зацветания травянистых растений (некоторых, по выбору ученика);
• появление грибов-колосовиков;
• созревания плодов земляники.
Июль
1.Отметьте время цветения липы.
2.Подтвердите, что июль называют месяц-грозник..
3.Отметьте время созревания плодов ржи, малины.
4.Отметьте, когда начинается уборка ржи и пшеницы.
5.Составить общую картину поведения птиц.
В июле — вторая волна появления грибов, пронаблюдайте, когда начнется массовое появление грибов.
Август
1.Определите, насколько уменьшится световой день в начале месяца и в конце.
2.Пронаблюдайте, когда начинается осенняя раскраска листьев у липы, березы и вяза.
3.Отметьте, у каких из видов деревьев в августе начинается листопад.
4.Пронаблюдайте, когда и с каких растений собирают урожай.
5.Начинается отлет птиц — отметьте, когда и какие птицы улетают.