12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна28780
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

Проведение наблюдений за  природными объектами

В основе процесса воспитания экологической культуры лежит живое общение воспитанников с природой. Это требует от педагога знаний биологии растений и животных, умений показать их особенности. Произрастания растений, жизнедеятельности жи­вотных, навыков организации экскурсий и наблюдений за живыми объектами.

Изу­чение многообразия видов  растений  начинается с форми­рования умения проведения наблюдения, поэтому воспитанникам кружка предлагаются задания, связан­ные с ежемесячными наблюдениями за древесны­ми растениями и зимующими птицами.

Сентябрь

1.Научитесь различать деревья и кустарники по форме листьев и общему   виду.

2.Засушите листья с осенней окраской. Сделайте аппликации.

3.Соберите плоды и семена для подкормки птиц.

4.Сделайте и развесьте кормушки для подкормки птиц.

5.Ведите регулярные наблюдения за жизнью птиц.

6.Отметьте, какие виды пернатых прилетают к нам и какие корма  предпочитают.

Октябрь

1.Сравните время полной окраски листьев у раз­личных видов деревьев.

2.Пронаблюдайте, когда начинается массовый лис­топад, отметьте его окончание.

3.Определите условия листопада.

4.Продолжайте наблюдение за воробьями. Выяс­ните суточную активность птиц в ясные и дождливые дни, отметьте, какие естественные корма используют птицы.

5.Проследите за суточной активностью других ви­дов птиц: когда кормятся, где, сколько раз в день, как добывают корм.

6.Соберите семена сорных растений.

Ноябрь

1.Отметьте, на каких деревьях и кустарниках висят плоды.

2.Зарисуйте плоды ясеня, клена ясенелистного, снежника, липы мелколистной.

3.Определите типы плодов.

4.Определите, как эти плоды распространяются в природе. Какие приспособления имеются для рассеива­ния?

5.Отметьте день, когда установился устойчивый снеговой покров.

 6.Измерьте глубину снежного покрова.

 7.Продолжайте наблюдения за птицами: воро­бьями, синицами, снегирями,

   свиристелями.

Декабрь

1.Продолжайте наблюдения за рассеиванием пло­дов деревьев и кустарников. Что влияет на рассеивание плодов: ветер, снег, мокрый снег, понижение темпера­туры, оттепель?

2.Зарисуйте силуэты известных вам деревьев и кус­тарников.

3.Отдельно зарисуйте кору деревьев и кустарни­ков, обратив внимание на цвет.

4.Научитесь узнавать виды деревьев по силуэтам и контурам.

5.Поставьте ветку тополя в воду (конец декабря).   Отметьте день, когда ветка была поставлена и когда появился первый листочек.      

     6.Продолжайте наблюдать за птицами и подкармливать их.        

 

Январь

      1.Продолжайте наблюдать за рассеиванием плодов   деревьев и   кустарников.    |

  2.Следите за изменениями почек: набуханием,      распусканием, началом развертывания листьев. Эти наблюдения проводятся за срезанной и поставленной в воду веткой

. 3.Продолжайте наблюдения за птицами, отмечая, какие птицы прилетают на кормушки, когда прилетают, | какой вид птиц, какой корм предпочитают, взаимоотношения птиц на кормушках, на каких деревьях какие виды птиц кормятся.      

4.Ответьте на вопросы: какие звуки издают птицы  на кормушке? Узнают ли птицы человека, который их кормит? Когда вы услышали песнь большой синицы,       увидели оживление воробьев? Опишите поведение      птиц в разную погоду.

 

                                            Февраль         

1.Определите, как изменяется толщина снегового покрова в зависимости от погоды. Когда образуется наст, какого он происхождения.

2.Продолжайте наблюдение за рассеиванием плодов у деревьев и кустарников. При каких условиях оно                     усиливается?        

3.Зарисуйте у известных видов деревьев и кустарников побеги с верхушечными и боковыми почками. На рисунке показаны форма и величина почек, а также       1 листовой след (обратите внимание на его форму й величину)

4.При распознавании деревьев и кустарников обратите внимание на такие признаки: колючки, шипы, запах почек. По почкам, листовому следу цвету коры и   1 другим признакам можно определить деревья и кустарники в безлистном состоянии.   

5.Продолжайте наблюдать за птицами: обратите    внимание, как меняется поведение воробьев, синиц и                      голубей.        

6.Не забывайте очищать снег с кормушек и подсыпать корма. Помните, что февраль — самый трудный месяц для птиц.

7.Начинайте делать гнездовья для скворцов, мухоловок, горихвосток, трясогузок и др.I

Март

   Отметьте начало снеготаяния и скорость схода снега на открытых местах, появление первых прота­лин.

1.Пронаблюдайте, когда зацветает мать-и-мачеха.

2.Продолжайте наблюдать за рассеиванием пло­дов.

3.Отметьте, когда верба сбрасывает чешуйки.

4.Отметьте прилет грачей, скворцов, жаворонков, вылет бабочек.

5.Отметьте гнездование грачей, изменения в по­ведении воробьев, ворон: разбивка на пары и гнездова­ние.

 

Апрель

1.Отметьте, когда полностью сойдет снег.

2.Отметьте, когда услышали песню зяблика (его прилет), когда увидели других перелетных птиц: трясо­гузок, малиновок, пеночек, камышовок.

3.В конце месяца обратите внимание на прилет гу­сей, уток, журавлей.

4.Зарисуйте набухшие и распустившиеся почки из­вестных видов деревьев и кустарников.

Отметьте, когда зацветут ольха, орешник, меду­ница, смородина, сирень, черёмуха, тополь, калина.

Май

1.Отметьте время следующих фенологических яв­лений:

  первой грозы (самая ранняя грозам может быть 23 марта);    '

  окончание заморозков в воздухе и на почве;

  долготу дня к концу мая;

  начало цветения березы, зарисовать женские и мужские соцветия;

в начало цветения тополя, ясеня, клена ясенелист­ного и остролистного;

в развертывание листовых пластинок у известных вам видов деревьев и кустарников;

  цветение глухой крапивы, одуванчика, сурепки, чистотела, незабудки, клевера; в начало цветения каштана, дуба;

 прилеты новых видов птиц (серые мухоловки, пеночки, стрижи, иволги, чечевички, камышевки, лас­точки, соловьи); .

 массовый лет майского жука.

Пронаблюдайте появление потомства у воробь­ев, ворон, голубей.  

Проведите следующую работу по охране приро­ды.

следите за сохранением птичьих гнезд и птенцов

не вспугивайте птицу, если нашли птичье гнездо (она может забросить свое гнездо);

  никогда не коллекционируйте птичьих яиц;

  не ломайте цветущие деревья и кустарники, пом­ните, что каждая ветка росла несколько лет, а в букете она завянет через несколько дней.

Июнь

1. Отметьте время следующих фенологических яв­лений:

  самый длинный день;

  начало зацветания травянистых растений (неко­торых, по выбору ученика);

  появление грибов-колосовиков;

  созревания плодов земляники.

Июль

1.Отметьте время цветения липы.

2.Подтвердите, что июль называют месяц-грозник..

3.Отметьте время созревания плодов ржи, мали­ны.

4.Отметьте, когда начинается уборка ржи и пшени­цы.

5.Составить общую картину поведения птиц.

В июле — вторая волна появления грибов, прона­блюдайте, когда начнется массовое появление грибов.

Август

1.Определите, насколько уменьшится световой день в начале месяца и в конце.

2.Пронаблюдайте, когда начинается осенняя рас­краска листьев у липы, березы и вяза.

3.Отметьте, у каких из видов деревьев в августе на­чинается листопад.

4.Пронаблюдайте, когда и с каких растений собира­ют урожай.

5.Начинается отлет птиц — отметьте, когда и какие птицы улетают.

Наблюдения за природными объектами

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.