Урок окружающего мира в 1 классе «Проверим и оценим свои достижения по разделу "Где и когда?"»
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 1 класс
УМК «Школа России»
Тема: «Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»
Цели:
Содержательные: выявление уровня знаний учеников по разделу «Где и когда?», формулирование обобщения знаний по предмету
Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.
Задачи:
учить обобщать и систематизировать изученный материал;
Учить выполнять тестовые задания, оценивать свои достижения
Тип урока: обобщение и контроль
Планируемые результаты:
Предметные: обобщать и систематизировать изученный материал.
Метапредметные:
Выполнять тестовые задания;
Соотносить учебные задачи, поставленные в начале раздела, с полученными результатами, оценивать свои личные достижения;
Выступать с сообщениями, иллюстрировать его наглядным материалом.
Личностные:
принимать социальную роль обучающегося;
Определять личностный смысл изучения темы;
Проявлять целостное восприятие окружающего мира.
Формы организации деятельности: индивидуальная работа, групповая работа, фронтальная.
Оборудование: Плешаков А.А. учебник 1 класс, часть 2; рабочая тетрадь №2; клей, конверты с заданиями, презентация (тесты), цветные карандаши.
Применяемые методы: проектный, словесно-наглядный, проблемный.
Сценарий урока
Самоопределение
Задача этапа: создание мотивации, психологически комфортную обстановку в классе.
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы добрые!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Молодцы! Присаживайтесь!
Вы сидите по группам. В каждой группе выберите лидера, который будет организовывать работу вашей группы, задавать вопросы.
С лидерами определились, теперь за работу!
Актуализация знаний
Задача этапа: выделить основные проблемы, возникшие при изучении данного раздела
Изучение какого раздела мы с вами закончили? («Где и когда?»)
Что вы узнали из этого раздела? (ответы детей)
Много нового и интересного вы узнали. Сегодня проверим, чему вы научились.
Возьмите рабочую тетрадь №2 и откройте на стр. …
Проверим себя и оценим свои достижения. Приготовьте красный, синий и зелёный карандаши. Читайте задание на слайде и раскрасьте кружок определённым цветом. (Учитель показывает презентацию-тест, дети закрашивают кружок определённым цветом, слайды 2-14).
Проверьте себя (слайд 15).
Оцените свои знания (слайд 16).
У кого красный смайлик. Где были ошибки?
Обобщение и систематизация знаний
Задача этапа: подготовка учащихся к обобщённой деятельности.
А сейчас мы повторим всё чему научились на последних уроках и составим на доске коллаж. Коллаж – это такой приём, когда на основу, в нашем случае на доску, наклеиваются разные наборы картинок, схемы, которые будут составлять единое целое. У нас будет коллаж на тему «Где и когда?»
На доске изображён круг, который мы должны заполнить. А чтобы его заполнить, надо отгадать загадки.
Загадка для 1 группы:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Ответы детей. Затем берут четверть круга синего цвета с надписью «зима» .
А теперь загадка для 2 группы:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети отвечают, берут четвертинку круга зелёного цвета с надписью «весна».
Отгадывает 3 группа:
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
Дети отвечают, берут четвертинку круга красного цвета с надписью «лето».
Загадка для 4 группы:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
Ответы детей. Затем берут четверть круга жёлтого цвета с надписью «осень».
Молодцы.
А теперь ваша задача приклеить название месяцев каждому времени года.
Возьмите конверт с надписью «Месяца», выберите месяца соответствующие вашему времени года и приклейте в вашу четвертинку.
Когда работа закончена, выходят представители групп и вклеивают четвертинки в круг на доске. Получается:
Молодцы! У вас получился годовой круг.
Ребята, отчего происходит смена времён года? (Земля вращается вокруг солнца)
Сколько месяцев в году?(12)
С какого месяца начинается год?(год начинается с января)
Следующие задание называется «Лесенка». Вам нужно расположить по порядку названия дней недели.
Открывается часть доски, где расположены дни недели в неправильном порядке. Дети по одному выбегают и расставляют их правильно.
От группы по 1 человеку вызвать, они вместе, совещаясь, расставляют правильно дни недели.
Получается такой коллаж:
На этом наша совместная работа заканчивается. Дальше будете работать в группах, а затем представите свою работу.
Самостоятельная творческая работа (создание мини-проектов).
Задача этапа: применение знаний и умений в новой ситуации
У каждой группы на столе лежит конверт с заданием. Вы его открываете, читаете задание и выполняете, а затем представляете.
Задания:
Найдите рисунки животных, которых можно разместить в альбоме «Животные холодных районов». Наклейте рисунки на лист.
Какими видами спорта можно заниматься зимой. Выберите и наклейте на лист.
Выберите экспонаты в школьный музей для оформления выставки «Детство наших прабабушек». Наклейте рисунки на лист.
Найдите рисунки перелётных птиц, которые скоро прилетят к нам, наклейте на листы, подпишите.
Малыши Катя и Саша в зимний день собрались на прогулку. Помогите им выбрать одежду. Наклейте её на лист.
Найдите рисунки птиц, которые зимуют у нас, наклейте на лист, подпишите.
Малыши Катя и Саша в жаркий летний день собрались на прогулку. Помогите им выбрать одежду. Наклейте её на лист.
Найдите рисунки животных, которых можно разместить в альбоме «Животные жарких районов». Наклейте рисунки на лист.
Защита мини-проектов
Задача этапа: контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.
Молодцы! Хорошие у вас получились работы. Теперь выходит каждая группа по очереди и представляет свою работу. Для этого у вас есть бланки-подсказки.
В альбоме «Животные холодных районов» мы поместили_________________________________, потому что они живут_______________________________.
Зимой можно заниматься________________________________________.
На выставку «Детство наших бабушек» мы предложили__________________________________
________________, потому что____________________________________.
Весной к нам прилетят_____________________________________________________________
Для зимней прогулки мы выбрали Кате и Саше___________________________
___, потому что________________________________________________.
С нами остаются зимовать___________________________________________________, потому что_________________________________________________________________.
Для летней прогулки мы выбрали Кате и Саше___________________________
___, потому что________________________________________________.
В альбоме «Животные жарких районов» мы поместили_________________________________, потому что они живут_____________________________________.
Представители группы выходят к доске, рассказывают и вывешивают свой лист. Должно получиться:
Рефлексия.
Задача этапа: анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Молодцы! Замечательный получился коллаж!
Что сегодня было интересно в уроке!
Какие знания вам пригодятся в жизни?
А сейчас постарайтесь продолжить высказывания, выбрав для себя слово (на интерактивной доске):
«Своей работой на уроке я ……доволен/недоволен»
«Урок для меня показался…. длинным/коротким»
«За урок я …..устал/не устал»
«Материал урока мне был……интересе/неинтересен»
А теперь, как всегда покажите своё настроение от урока смайликами.
СПАСИБО ЗА УРОК!