12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Голубкова Ольга Сергеевна241
Россия, Свердловская обл.


Технологическая карта урока русского языка

Организационная информация


Предмет

Русский язык

УМК

Школа России

Тема

Проверка парных согласных.

Класс

2

Автор урока

Голубкова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ № 9» Артемовского городского округа Свердловской области

Методическая информация

Тип урока

открытие нового знания

Технология

проблемно-диалогическое обучение

Цель

познакомить со способом проверки парных согласных путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов

Задачи

Познавательные:

формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова путем подбора проверочного слова;

составить правило проверки парного согласного, стоящего на конце и в середине слова и применять его на практике

Регулятивные:

формирование умения определять и формулировать цель на уроке;

формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения;

формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли

Планируемые результаты

учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

сопоставлять произношение и написание слов;

подбирать примеры слов с парными согласными в словах

Время реализации

45 минут


Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация класса. Мотивацияучащихся

Л:проявление интереса к учебной деятельности, положительное отношение
к школе, одноклассникам, учителям


2 мин













Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Сядьте те, чье имя начинается с гласного звука, а сейчас те, чьё со звонкого согласного, теперь те, чье имя начинается с глухого согласного.

- Продолжите предложение: «Сегодня я пришел на урок русского языка, чтобы…..»

- А я сегодня пришла на урок русского языка для того, чтобы пригласить вас в увлекательное путешествие в страну Умников и Умниц, чтобы помочь вам открыть для себя новые знания.

- За окном зима, дни стоят холодные. А так хочется вернуться в лето, хоть ненадолго. Давайте попробуем?

Я приглашаю вас на борт нашего комфортабельного лайнера.

- Теперь мы не ученики, а самые настоящие путешественники. Давайте друг другу пожелаем успеха, ведь наше путешествие будет нелегким, а где-то даже слегка опасным. Но я надеюсь, оно буде интересным и поучительным. Поэтому нам пригодятся наши знания, трудолюбие и готовность прийти на помощь.

- Перед отплытием необходимо пройти таможенный досмотр. Давайте приготовим ваши записные книжки путешественников, в которых мы будем записывать свои открытия.

Запишите дату. Классная работа. Правило посадки.












(слайд 1 )





(слайд 2)







Открывают тетради. 



Записывают дату.

Классная работа.

II. Актуализация

знаний

1) Минутка чистописания

П:классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям

Р: формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

К: высказыватьсяо значимости изучения алфавита

2 мин





2) Словарная работа










3) Формулирование цели

урока

Р: формирование умения определять и формулировать цель на уроке

1 мин

- Ой, ребята, я совсем забыла сказать, что для того, чтобы отправиться в путь, нам нужно набрать сильную команду. И я слышу, что она уже готова взойти на борт нашего корабля и приступить к выполнению своих обязанностей. Давайте с ними познакомимся.

Но для начала, похоже, нам нужно некоторых матросов потрудиться отыскать.
б - ? т - ? ш - ? з - ? г - ? ? – ф

- Что это за матросы такие?

- Что они обозначают?



- Ребята, соберите, пожалуйста, всю команду вместе.

б – п д – т ж – ш з – с г – к в – ф

- Давайте построим нашу команду на палубе.


- У матросов для вас есть задание. На доске записаны слова:

Ул…ца, яг…да, ин…й, м…сяц, м…дведь.

- Какие это слова? Запишите их, вставляя пропущенные буквы.

- Проверим. Покажите веером, какие буквы вставили. Оцените себя на полях.

- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему?

- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?

- Могут ли эти буквы быть опасными при письме?

Чтоб меньше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.

- Чему мы с вами должны научиться во время нашего путешествия? ( научиться проверять парную согласную)





(слайд 3)



Парные согласные.


Они обозначают парные согласные звуки по глухости-звонкости.

(слайд 3)


Пишут сочетания парных согласных с верхним соединением соединением



Записывают словарные слова. Проверяют веером, оценивают свою работу




Находят в словах орфограммы, объясняют их


Да, потому что пишутся не всегда так, как произносятся



научиться проверять парную согласную


III. Открытие

нового знания

1.Постановка проблемы

П: формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком

Р: формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

3 мин
















2.Поиск решения. Исследование

П: устанавливать причинно-следственные связи
(при обозначении на письме парного согласного).

Р: формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат своей деятельности в сравнении с обозначенной учебной проблемой и путями ее решения, с поставленной целью деятельности и способами ее достижения.

7 мин

- Ребята, теперь мы можем спокойно отчаливать. Полный вперед!

Наш парус весело качает

Вода блестит на ласковой волне,

Но только кок мне срочно сообщает

О странностях на нашем корабле.



Проблемная ситуация.

- Прочитайте полученную записку.

- Кто же это на нашем корабле стал безобразничать?

- Сейчас мы с вами поймаем этих шутников. Ребята, прочитайте последние слова в каждой строчке.

- Может ли написание этих слов вызвать у вас затруднение?

- Почему?


- Тогда что же нам нужно сделать с этими словами?

- На какой вопрос мы будем искать сегодня ответ?

- Может кто-то возьмёт на себя смелость и озвучит тему нашего урока-путешествия?

- Итак, тема урока «Проверка парных согласных».


- Ребята, где может находиться парный согласный в слове?

- Откроем учебник на с. 22. прочитаем правило.

- Какие способы проверки описаны в правиле? (одновременно составляем кластер)

- Какой звук должен стоять после парной согласной и в том и в другом случае?

Парные согласные

изменить форму слова подобрать

однокоренное слово

после согласного стоял гласный

или звук [Н]

- Пользуясь нашей схемой, давайте вместе составим правило проверки парной согласной.

- Молодцы. Вернемся к нашей записке и попробуем проверить данные слова, пользуясь предложенными способами проверки.

( Я записываю на доске под объяснения детей.)

Обед – обеды, обедать (обед – на конце слова пишем парную согласную букву Д, проверочное слово - обеды, обедать… Обратите внимание – какой звук должен стоять после парной согласной при проверке?)

Свет – светить

Рыбку – рыба, рыбак ( рыбку – в середине слова пишется парная согласная буква Б, проверочное слово – рыба, рыбак…)

Обсыпку – сыпать, обсыпать


- Так кто же напроказничал и перепутал все буквы?
- Давайте обрадуем нашего повара, чтобы он спокойно мог продолжать готовить нам обед, и вернем ему уже исправленную записку.

(Чтение записки учащимися).

(Слайд 4,5).

«Кок готовил обе(…),

А тут отключили све(…).

Хотел приготовить ры(…)ку,

Но кто-то стащил обсы(…)ку!»


Парные согласные.


Обед, свет, рыбку, обсыпка.


Да.

слова пишутся не всегда так, как произносятся.

Проверить.

Как проверить написание парных согласных?

Проверка парных согласных.




в середине, в конце слова



работают с правилом учебника на с.22




составляют кластер





хором формулируют правило, пользуясь кластером




пользуясь правилом, объясняют написание парной согласной, подбирая проверочное слово и записывают в тетрадь

обед – на конце слова пишем парную согласную букву Д, проверочное слово - обеды, обедать…

рыбку – в середине слова пишется парная согласная буква Б, проверочное слово – рыба, рыбак…

Парные согласные - матросы.

(слайд 6 )


Физминутка

П: различать на слух набор предложений и текст

1 мин

- В наказание за это наши матросы помоют палубу. А нам с вами довольный кок в благодарность за помощь подарил баночку варенья, которым мы все вместе сейчас полакомимся. Но кушая варенье, слушайте внимательно слова и попробуйте услышать слова с парными согласными.

(Слайд 7)


Физминутка «Баночка варенья»


IV. Воспроизведение знаний

1) Выражение продукта.

П: составлять правило проверки парного согласного, стоящего на конце и в середине слова и применять его на практике; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи
(при обозначении на письме парного согласного).

К: отвечать на вопросы полно и аргументированно, формулировать вопросы для уточнения информации, выяснения каких-либо дополнительных сведений, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам

9 мин

2)Реализация продукта

Индивидуальная работа с веерами.

П: выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач.

Р: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

3 мин








































Физминутка

(коррегирующая гимнастика для глаз)

1 мин


V. Выработка умения

Работа в парах

П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении проверочных слов.

Р: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы

К: воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения;формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли

4 мин















































2)Самостоятельная работа

Р: применять установленные правила в планировании способа решения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки (самооценки) и учёта допущенных ошибок.

К: формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли

7 мин








- Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас услышал в песенке слова с парными согласными? Назовите их, подобрав к ним проверочные слова.

На доске: МЫ…КИ, КРО….КИ, СУ…КИ

- Еще раз скажите, как проверить парную согласную в слове?









- Молодцы! Но пока мы с вами лакомились вареньем, все наши приборы вышли из строя, и мы сбились с намеченного курса. Поэтому я предлагаю проплыть мимо мыса Грамотеев и спросить дорогу у них. Тем более что местные жители узнали как-то о том, какая команда собралась на нашем корабле. Они готовы указать нам путь в страну Умников и умниц, если мы правильно выполним их задание. Грамотеи хотят поиграть с вами в игру «Доскажи словечко». Я буду читать четверостишие, а вы должны его закончить, подбирая слово с парной согласной.

- С красной строки через запятую записываем эти слова, пользуясь нашим правилом и подчеркивая орфограмму.

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.
Я, не хвастаясь, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический... (утюг). 
Она весну встречает –
Сережки надевает.
Накинута на спинку –
Зеленая косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь …(березку). 
Говорю я брату: – Ох!
С неба сыплется горох!
– Вот чудак, – смеется брат, –
Твой горох – ведь это... (град).
Вот теперь настал черед -
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь …(низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь …(близко). 
Чтобы книжку прочитать -
И листков не загибать,
В этом деле для порядка
Нам всегда нужна…(закладка) 

Этот зверь тебе знаком –
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных... (еж).

- Проверим работу..

- Оцените свою работу на полях.


- Грамотеи довольны вами и в благодарность дают нам важную подсказку. «Направляясь в страну Умников и умниц, опасайтесь Бермудского треугольника, который будет находиться у вас на пути». Мы обязательно это учтем и будем осторожны.


- Ребята, продолжаем наше путешествие. Посмотрите, какая красота нас окружает.




- Экипаж, внимание! Впереди Бермудский треугольник.

Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место?

-  Вам сейчас нужно сообща друг с другом заполнить кроссворд. Каждая отгадка должна заканчиваться на парный согласный звук, поэтому, прежде чем записать слово, надо его…… (проверить)

- Сделать это нужно быстро, а то наш корабль затянет в морскую пучину. Время на выполнение этого задания – 2 минуты).

1




2





3






4







5







6







1. Под берёзой иль под ёлкой

Бродит кто-то весь в иголках.

Берегитесь ночью, мыши!

Он всё видит, он всё слышит. (Ёж - ежи).

2. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук - жуки).

3. Ход подземный строит ловко,

Роет спальню и кладовку. (Крот - кроты).

4. Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный,

Только этот кран живой

С настоящей головой. (Жираф - жирафы).

5. Когда он в клетке, он приятен,

На шкуре много черных пятен,

Он хищный зверь, хотя немножко

Как тигр и лев похож на кошку. (Гепард - гепарды).

6. Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь - медведи).

- Проверяем.

- Молодцы!

Списывание текста.

- Вот уже впереди виднеется страна Умников и умниц. Жители этой страны передали нам послание.
Узнать его мы сможем, если найдем и исправим ошибки. Мне кажется, что уже и здесь наши матросы успели пошалить.

(Слабым учащимся индивидуально – этот же текст, но вставить в словах пропущенные парные согласные, подбирая к ним проверочные слова).

- Прочитайте послание!





-Есть ли в этом послании слова на наше правило?

- Назовите эти слова.

- Кто понял содержание записки? (Про какой лук идет речь, тот который кушаем? Пруд – искусственный водоем, плот – скрепленные бревна или доски для переправы на них по водоемам.

- Спишите текст без ошибок, подчеркните орфограмму.

-Илья, Дима В., Никита, Ваня Б., Настя И. – вам нужно правильно вставить в тексте пропущенные буквы, подчеркивая их.

- Давайте проверим. Сравните свою работу с образцом. (Если хватает времени – подобрать проверочные слова вслух)

- Оцените свою работу.

Называют слова с парной согласной, услышанные из песенки Сушки, крошки, мышки,

Называют проверочные слова

Формулировка правила.











(Слайд 8)









Записывают слова с парной согласной
























Проверяют написание с помощью веера букв, называя проверочные слова

Оценивают свою работу на полях









(Слайд 9)





(слайд 10)










Работают в паре – заполняют кроссворд, объясняя друг другу написание слов с парной согласной












































Объясняют написание парной согласной.


(слайд 11 )


(слайд 12 )





Записку попросить прочитать вслух читающего ученика.

«Дорогой друк! Иди через лук. Справа будет прут, на нём деревянный плод. Вперёт!».


да

Друг, лук, пруд, плот, вперед.





Списывают текс, исправляя ошибки.

Выполняют работу на листочках – вставляют буквы.


(Слайд 13 ). (Слайд с правильным текстом).

Оценивают свою работу на полях

VI. Рефлексия

П: осуществлять рефлексию способов и условий действий, с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий

5 мин

- Вот мы и пришли, ребята в самый центр, я бы сказала сердце страны Умников и умниц – к Волшебной яблоне. На этой яблоне кроме обычных яблок выросли 12 необычных. Они крупнее остальных. Что вы видите на них?
- Если вы смогли сегодня подружиться с парными согласными и считаете, что работали хорошо: научились проверять парные согласные, то возьмите свое яблочко и повесьте на яблоньку, как можно повыше. Если у вас возникали трудности – повесьте на нижние ветви, чтобы ваши знания еще немного созрели и укрепились, а если считаете, что пока не научились проверять парные согласные, то возьмите свои яблочки и положите их под яблоню, чтобы ваши знания напитались волшебной силой познания.
- А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
- С какими открытиями вы сегодня познакомились, что нового узнали?
- Кто попробует сформулировать правило проверки парных согласных в слове?

- Я желаю вам, чтобы после нашего урока у вас осталось радостное, яблочное настроение и прочные знания. И хочу еще сказать: мы с вами проделали такой большой и длинный путь, стремясь попасть в страну Умников и умниц, а ведь настоящие умники и умницы находились все это время рядом со мной. Это вы – мои дорогие ребята. Я благодарю вас за работу и на память о нашем путешествии дарю вот такие медальки.

(Слайд 14 ).


Парные согласные.





Оценивают себя за урок, делают выводы по уроку.






Ответы детей.


Чтобы проверить парную согласную, нужно изменить форму слова ил подобрать однокоренное слово так, чтобы после парной согласной стояла гласный или звук [Н]





Домашнее задание.

-Дома умники предлагают вам раскрасить картинку, пользуясь новым правилом и выполнить упражнение 36 на с. 23.





Морское путешествие в страну "Умников и Умниц"
PPTX / 11.95 Мб


Физминутка "Баночка варенья"
MP4 / 58.97 Мб


Морская физминутка для глаз
PPTX / 48.31 Мб


Медаль
DOC / 119 Кб
​​​​​​​

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Язенина Ольга Анатольевна, 28.03.22 в 17:18 0Ответить Пожаловаться
Ольга Сергеевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе! Спасибо Вам за интересную разработку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.