Проверочная работа по русскому языку для учащихся 5 класса
Проверочная работа по русскому языку для 5 класса (второе полугодие).
Блок 1.
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ольха.
Первой из д..ревьев зацв..тает ольха. Дли(н/нн)ые сере(ш/ж)ки ее покачиваю(т/ть)ся от ветра, над ними п..днимаются облачка ж..лтой пыльцы. Пыльца очень ле..кая, долго держ..тся в воздухе и переноси(т/ть)ся на большие ра(с/сс)тояния.
Ольху можно встретить во влажных м..стах по берегам рек и озер в л..сах. С..мена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками пос..щают ольховые зар..сли и кормятся с..менами.
Ольху считают сорной п..родой, в парках ее вырубают выжигают.
Однако ..павшие листья ольхи быстро разл..гаются и дают хороший перегной, который требуется с..дам и ог..родам. В народе говорят Где ольха, там и трава.
Ш..шки, кору и лист..я ольхи с успехом прим..няют от многих б..лезней.
Блок 2.
Прочитайте текст и выполните задания 1- 10
На опушке.
1.На опушке молодого леса есть пруд. 2.Из него бьёт подземный ключ. 3.Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. 4. Отсюда она направляется в далекий путь. 5.Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
6. Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. 7.На лугу пестреют цветочки. 8.Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. 9.Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. 10. Откос на набережной реки очень красив. 11. Местные жители любят проводить тут выходные дни. 12. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются.
Выполните языковые разборы
Фонетический разбор: ключ (предложение 2)
Морфемный разбор: вдыхаешь (предложение 9)
Морфологический разбор: пруд (предложение 1)
Синтаксический разбор предложения: Местные жители любят проводить тут выходные дни.
Из предложений 1-3 выпишите собственное имя существительное. Запишите ответ.
Подберите синоним к слову к слову «аромат» (предложение 9). Запишите ответ.
Подберите антонимы к словам далекий (предложение 4), низкий (предложение 6).
Из предложений 4-5 выпишите имена существительные во множественном числе. Запишите ответ.
Из предложения 12 выпишите грамматическую основу.
Запишите ответ.
Из предложений 10-11 выпишите краткое имя прилагательное. Запишите ответ.
Среди предложений 6-8 найдите предложение с однородными членами. Запишите номер предложения.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-7. Запишите ответ.
Определите значение слова ключ (предложение 2)
Ответы
Блок 1.
Ольха.
Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.
Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.
Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.
Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».
Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.
Блок 2
2. Волга
3. запах
4. близкий, высокий
5. поэты, художники, сказках, песнях, картинах
6. Они любуются, занимаются, купаются
7. красив
8. 6
9. описание
10. вытекающий из земли источник, родник
Пояснение для учителя.
Блок 1. Максимально 5 баллов
5 баллов- без ошибок.
4 балла 2 орфографические ошибки и 2 пунктуационные
3 балла 5 орфографических ошибок и 3 пунктуационные
2 бала от 6 орфографических ошибок
Блок 2.Задание 1 оценивается в 12 баллов ( по 3 балла за каждый разбор)
Задания 2- 20 оцениваются по 1 баллу за каждое задание.
Оценки:
«5»- 24-26 балла
«4»- 19- 23 (если в блоке 1 набрано 3 балла)
«3»-13-18
«2»- ниже 13 баллов