Проверочная работа по биологии в 9 классе на тему «Размножение и развитие организмов»

14
2
Материал опубликован 21 January 2022 в группе

Проверочная работа по теме «Размножение и развитие организмов»

Пояснительная записка

Автор разработки: Фалина Ирина Валериевна, учитель биологии высшей категории, МБОУ "Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова» г.о.Самара.

Цель проведения работы: выявление уровня освоения учащимися учебного материала темы «Размножение и развитие организмов».

Аудитория: обучающиеся 9-х классов.

УМК: любой (Пасечник В.В, Пономарева И.Н. или Сонин Н.И.)

Работа представлена в двух вариантах, каждый из которых состоит из 7 заданий.

Проверочная работа может быть использована:

- на уроке биологии для текущего контроля знаний и умений обучающихся;

- на занятиях по подготовке к сдаче единого государственного экзамена по биологии.

Проверяемые УУД:

познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи между способами и разновидностями размножения, находить общие закономерности в развитии разных групп организмов, знать определения терминов темы и законы эмбрионального развития, умение объяснять особенности онтогенетического развития;

регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения заданий;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками во время урока;

личностные: осознание развития живого в процессе индивидуального развития.  

Источники для составления авторской проверочной работы:

1.Учебник «Биология. 9 класс», авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М., Москва, «Вентана-граф», 2017.

2. Биология 9 класс. Онлайн учебник / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов и др.; — М. : «Просвещение» (Линия жизни). Электронная версия.

3. Биология 9 класс. Онлайн учебник / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин.: — М. : «Дрофа». Электронная версия.

Структура и содержание работы:

Время выполнения контрольной работы - 40 минут.

Каждый вариант работы состоит из 7 заданий, различающихся формами и уровнями сложности:

Задание 1. Составление опорно-логической схемы;

Задание 2, 3. Работа с рисунком;

Задание 4. Установление соответствия;

Задание 5. Анализ и аргументация информации;

Задание 6. Знание формулировок законов и ученых, их открывших;

Задание 7. Синтез изученных элементов.

Критерии:

задания

Проверяемый элемент содержания

Проверяемые умения

Количество баллов

1

Способ размножения

Установление причинно-следственных связей

Всего 3 балла:

1б - в схему включены все разновидности способа размножения;

2б - даны определения разновидностей бесполого или полового размножения;

3б - приведены примеры организмов


2

Строение половых клеток

Применение полученных знаний при работе с рисунками

Всего 3 балла:

1б – правильно обозначено 3-4 элемента строения гаметы;

2б - правильно обозначено 5-6 элементов строения гаметы;

3б - правильно обозначено 7-8 элементов строения гаметы

3

Жизненный цикл клетки, митоз

Применение полученных знаний при работе с рисунками

Всего 1 балл:

0б – неправильный ответ


4

Постэмбриональный период, типы развития

Сравнение объектов, установление соответствия

Всего 2 балла:

1б – при ответе допущена одна ошибка

5

Стратегии размножения, эволюционные закономерности эмбрионального периода

Анализ, аргументация и обобщение

Всего 4 балла:

1б – объяснение сути;

2б – приведение примеров;

3б – аргументация ответа;

4б - выводы на основе проанализированных фактов

6

Закон зародышевого сходства, биогенетический закон,

фамилии ученых

владение фактическим материалом

Всего 2 балла:

1б – фамилия ученого

2б – формулировка закона

7

Эмбриональный период, его стадии

Синтез

Всего 2 балла:

0б – неправильный ответ




ВСЕГО : 17 баллов



Отметка:

15 - 17 баллов – «отлично»

11 - 14 баллов – «хорошо»

7 – 10 баллов – «удовлетворительно»

9 класс, тема «Размножение и развитие организмов»

Вариант №1

1.Составьте опорно-логическую схему «Бесполое размножение».

2.Сделайте обозначения по рисунку сперматозоида.

t1642773704aa.jpg

3.Что пропущено в схеме «Жизненный цикл клетки»?

t1642773704ab.jpg

1-интерфаза

2-профаза

3-метафаза

4-анафаза

5- ?

4.Установите связь между типом постэмбрионального развития и организмами.

Организмы

Тип развития

1. Птицы

А – прямое развитие

2. Прямокрылые

Б – непрямое развитие

3. Амфибии


4. Млекопитающие


5. Двукрылые


6. Чешуекрылые




5.Иногда у эмбрионов современных животных возникают черты строения, свойственные их далеким предкам. Как это называется? Приведите примеры. Объясните это с точки зрения современной науки.

6.Запишите формулировку биогенетического закона. Какой ученый его сформулировал?

7.Что означают в совокупности:

t1642773704ac.jpg



9 класс, тема «Размножение и развитие организмов»

Вариант №2

1.Составьте опорно-логическую схему «Половое размножение».

2.Сделайте обозначения по рисунку яйцеклетки птиц.

t1642773704ad.jpg

3.Что пропущено в схеме «Жизненный цикл клетки»?

t1642773704ae.jpg

1-интерфаза

2-профаза

3- ?

4- анафаза

5- телофаза

4.Установите связь между типом постэмбрионального развития и организмами.

Организмы

Тип развития

1.Голубь

А – непрямое развитие

        2.Сверчок

Б – прямое развитие

3.Жаба


4.Заяц


5.Уж


6.Крапивница




5.Объясните суть k- стратегии и r- стратегии размножения. Приведите примеры. Оцените преимущества и недостатки этих стратегий.

6.Запишите формулировку закона зародышевого сходства. Какой ученый его сформулировал?

7.Что означают в совокупности:

t1642773704af.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за помощь коллегам, Ирина Валериевна!

21 January 2022

Благодарю за внимание, Раиса Поликарповна!

21 January 2022