Проверочная работа по биологии в 9 классе на тему «Размножение и развитие организмов»
Проверочная работа по теме «Размножение и развитие организмов»
Пояснительная записка
Автор разработки: Фалина Ирина Валериевна, учитель биологии высшей категории, МБОУ "Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова» г.о.Самара.
Цель проведения работы: выявление уровня освоения учащимися учебного материала темы «Размножение и развитие организмов».
Аудитория: обучающиеся 9-х классов.
УМК: любой (Пасечник В.В, Пономарева И.Н. или Сонин Н.И.)
Работа представлена в двух вариантах, каждый из которых состоит из 7 заданий.
Проверочная работа может быть использована:
- на уроке биологии для текущего контроля знаний и умений обучающихся;
- на занятиях по подготовке к сдаче единого государственного экзамена по биологии.
Проверяемые УУД:
познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи между способами и разновидностями размножения, находить общие закономерности в развитии разных групп организмов, знать определения терминов темы и законы эмбрионального развития, умение объяснять особенности онтогенетического развития;
регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения заданий;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками во время урока;
личностные: осознание развития живого в процессе индивидуального развития.
Источники для составления авторской проверочной работы:
1.Учебник «Биология. 9 класс», авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М., Москва, «Вентана-граф», 2017.
2. Биология 9 класс. Онлайн учебник / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов и др.; — М. : «Просвещение» (Линия жизни). Электронная версия.
3. Биология 9 класс. Онлайн учебник / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин.: — М. : «Дрофа». Электронная версия.
Структура и содержание работы:
Время выполнения контрольной работы - 40 минут.
Каждый вариант работы состоит из 7 заданий, различающихся формами и уровнями сложности:
Задание 1. Составление опорно-логической схемы;
Задание 2, 3. Работа с рисунком;
Задание 4. Установление соответствия;
Задание 5. Анализ и аргументация информации;
Задание 6. Знание формулировок законов и ученых, их открывших;
Задание 7. Синтез изученных элементов.
Критерии:
№ задания | Проверяемый элемент содержания | Проверяемые умения | Количество баллов |
1 | Способ размножения | Установление причинно-следственных связей | Всего 3 балла: 1б - в схему включены все разновидности способа размножения; 2б - даны определения разновидностей бесполого или полового размножения; 3б - приведены примеры организмов |
2 | Строение половых клеток | Применение полученных знаний при работе с рисунками | Всего 3 балла: 1б – правильно обозначено 3-4 элемента строения гаметы; 2б - правильно обозначено 5-6 элементов строения гаметы; 3б - правильно обозначено 7-8 элементов строения гаметы |
3 | Жизненный цикл клетки, митоз | Применение полученных знаний при работе с рисунками | Всего 1 балл: 0б – неправильный ответ |
4 | Постэмбриональный период, типы развития | Сравнение объектов, установление соответствия | Всего 2 балла: 1б – при ответе допущена одна ошибка |
5 | Стратегии размножения, эволюционные закономерности эмбрионального периода | Анализ, аргументация и обобщение | Всего 4 балла: 1б – объяснение сути; 2б – приведение примеров; 3б – аргументация ответа; 4б - выводы на основе проанализированных фактов |
6 | Закон зародышевого сходства, биогенетический закон, фамилии ученых | владение фактическим материалом | Всего 2 балла: 1б – фамилия ученого 2б – формулировка закона |
7 | Эмбриональный период, его стадии | Синтез | Всего 2 балла: 0б – неправильный ответ |
| | | ВСЕГО : 17 баллов |
Отметка:
11 - 14 баллов – «хорошо»
7 – 10 баллов – «удовлетворительно»
9 класс, тема «Размножение и развитие организмов»
Вариант №1
1.Составьте опорно-логическую схему «Бесполое размножение».
2.Сделайте обозначения по рисунку сперматозоида.
3.Что пропущено в схеме «Жизненный цикл клетки»?
1-интерфаза
2-профаза
3-метафаза
4-анафаза
5- ?
4.Установите связь между типом постэмбрионального развития и организмами.
Организмы | Тип развития |
1. Птицы | А – прямое развитие |
2. Прямокрылые | Б – непрямое развитие |
3. Амфибии | |
4. Млекопитающие | |
5. Двукрылые | |
6. Чешуекрылые | |
5.Иногда у эмбрионов современных животных возникают черты строения, свойственные их далеким предкам. Как это называется? Приведите примеры. Объясните это с точки зрения современной науки.
6.Запишите формулировку биогенетического закона. Какой ученый его сформулировал?
7.Что означают в совокупности:
9 класс, тема «Размножение и развитие организмов»
Вариант №2
1.Составьте опорно-логическую схему «Половое размножение».
2.Сделайте обозначения по рисунку яйцеклетки птиц.
3.Что пропущено в схеме «Жизненный цикл клетки»?
1-интерфаза
2-профаза
3- ?
4- анафаза
5- телофаза
4.Установите связь между типом постэмбрионального развития и организмами.
Организмы | Тип развития |
1.Голубь | А – непрямое развитие |
2.Сверчок | Б – прямое развитие |
3.Жаба | |
4.Заяц | |
5.Уж | |
6.Крапивница | |
5.Объясните суть k- стратегии и r- стратегии размножения. Приведите примеры. Оцените преимущества и недостатки этих стратегий.
6.Запишите формулировку закона зародышевого сходства. Какой ученый его сформулировал?
7.Что означают в совокупности:
Трефилова Раиса Поликарповна
Фалина Ирина Валериевна