Календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 6 класса по УМК А.Т. Смирнова
Календарно-тематическое планирование 6 класс.
Дата / Класс |
Раздел |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Деятельность учащихся |
УУД |
Материалы к уроку |
|||
6 а |
6 б |
6 в |
6 г |
Основы комплексной безопасности |
||||||
1. Подготовка к активному отдыху на природе |
1.1. Природа и человек |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Основные причины возрастания потребности современного человека в общении с природой; особенности поведения человека в природной среде для обеспечения личной безопасности; активный туризм – наиболее эффективный способ общения человека с природой. |
Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды. Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде. Характеризуют основные способы ориентирования на местности. Вырабатывают навыки работы с картой. Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу.
|
П.: умение самостоятельно определять цели своего обучения. Р.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности К. :умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Л: Формируют ответственное отношение к обучению, развивают навыки обучения. Оценивание результатов своей деятельности на уроке |
Презентация учебник |
||||
1.2. Ориентирование на местности |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Основные элементы ориентирования на местности; способы определения сторон горизонта; определений сторон горизонта ночью по Полярной звезде |
П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. К: умение работать в группе Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
презентация учебник |
||||||
1.3. Определение своего места нахождения и направления движения на местности |
Урок комплексного применения ЗУН учащихся Практическое занятие |
Общие способы определения своего местонахождения на местности; способы ориентирования карты; определение своего местонахождения по карте и направление движения на местности.. |
П.: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения. Р.: умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение К. : умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Л: Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Учебник компасы |
||||||
1.4. Подготовка к выходу на природу |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Требования к определению района похода и к маршруту движения; требования к возможному режиму похода; примерные учебные задачи. |
П.: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи в учебе Р.: развивать мотивы своей познавательной деятельности. К : формирования умения взаимодействовать с окружающими. Л: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и социальной жизни в группах и сообществах |
презентация учебник |
||||||
1.5. Определение места для бивака и организация бивачных работ |
Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся Практическое занятие |
Определение места для бивака; заготовка топлива и разведение костра; приготовление пищи в походе. |
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и социальной жизни в группах и сообществах |
презентация учебник |
||||||
1.6.Определение необходимого снаряжения для похода |
Урок закрепления знаний |
Общие требования к подбору и подготовке туристского снаряжения для похода; одежда туриста; аптечка первой медицинской помощи |
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и социальной жизни в группах и сообществах |
Презентация учебник |
||||||
2. Активный отдых на природе и безопасность |
2.1. Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Актуальность обеспечения активного отдыха человека в современных условиях; необходимость тщательной подготовки к любому выходу на природу; значение соблюдения правил личной безопасности в походе. |
Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности. Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу. Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму. Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму. Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов.
|
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. К: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Л: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения ко всем участникам активного отдыха |
презентация учебник |
||||
2.2.Подготовка и проведение пеших походов |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Общие особенности пешеходного туризма; обеспечение безопасности туриста в пешем походе по равнинной местности; обеспечение безопасности туриста в пешем походе в горной местности. |
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Усвоение правил поведения в пеших походах |
презентация учебник плакат «дорожные знаки» |
||||||
2.3. Подготовка и проведение лыжных походов |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Основные элементы подготовки туриста-лыжника к походу; особенности снаряжения туриста-лыжника; обеспечение безопасности туриста-лыжника в походе. |
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Усвоение правил проведения лыжных походов |
презентация учебник |
||||||
2.4. Водные походы и обеспечение безопасности на воде |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Особенности водного туризма и требования к уровню подготовки туриста-водника; подготовка к водному походу; правила безопасного поведения на воде во время похода. |
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Усвоение правил поведения на воде |
презентация учебник |
||||||
2.5. Велосипедные походы и безопасность туристов |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Основные особенности велосипедного туризма и требования, предъявляемые к его участникам; подготовка к велосипедному походу; обеспечение личной безопасности участников велосипедного похода. |
П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. К: умение работать в группе Л: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
презентация учебник |
||||||
3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности |
3.1. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Возрастание популярности дальнего и выездного туризма в нашей стране; дальний и выездной туризм и личная безопасность человека; общие правила подготовки к дальнему и выездному туризму. |
Анализируют основные факторы оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях. Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах. Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном. Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолета, и запоминают правила их использования. |
Р.: развивать мотивы своей познавательной деятельности. П.: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи в учебе К. : формирования умения взаимодействовать с окружающими. Л: Развитие мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. |
презентация учебник |
||||
3.2. Акклиматизация человека в различных климатических условиях |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Акклиматизация и факторы, на нее влияющие; особенности акклиматизации к условиям холодного климата; особенности акклиматизации к условиям жаркого климата. |
Р: Развитие компетентности в области использования информационно – коммукационных технологий. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Формирование осознанного и ответственного отношения к собственному здоровью |
презентация плакаты учебник |
||||||
3.3. Акклиматизация человека в горной местности |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Особенности климатических условий в горах; влияние высоты на организм человека, горная болезнь; особенности акклиматизации в горах. |
Р: Развитие компетентности в области использования информационно – коммукационных технологий. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Формирование осознанного и ответственного отношения к собственному здоровью |
презентация плакаты учебник |
||||||
3.4. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Общие меры по обеспечению безопасности пассажиров при их следовании к местам отдыха различными видами транспорта; обеспечение личной безопасности пассажира при перемещении к месту отдыха в автомобиле; обеспечение личной безопасности при следовании к месту отдыха на железнодорожном транспорте. |
Р: Развитие компетентности в области использования информационно – коммукационных технологий. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Формирование осознанного и ответственного отношения к собственному здоровью |
презентация плакаты учебник |
||||||
3.5. Обеспечение личной безопасности на водном транспорте |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Обеспечение безопасности пассажиров на водном транспорте; общепринятые меры безопасного поведения пассажира на корабле; рекомендации по обеспечению личной безопасности пассажира при кораблекрушении. |
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и социальной жизни в группах и сообществах |
презентация плакаты учебник |
||||||
3.6. Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Обеспечение безопасности пассажиров на воздушном транспорте; общие правила поведения после посадки в самолет; рекомендации по безопасному поведению пассажира при возникновении аварийной ситуации в полете. |
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и социальной жизни в группах и сообществах |
презентация плакаты учебник |
||||||
4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде |
4.1. Автономное существование человека в природе |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Общие понятия об автономном существовании человека в природной среде; добровольное и вынужденное автономное существование человека в природной среде; основные умения и качества человека, необходимые для успешного автономного существования в природе Добровольная автономия человека (группы людей) в природной среде и ее возможные цели; характерные примеры добровольного существования человека (группы людей) в природной среде; значение всесторонней предварительной подготовки к добровольной автономии. |
Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде. Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде. Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде
|
П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Р: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. К: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Л: Усвоение правил поведения в чрезвычайных ситуациях. |
презентация учебник |
||||
4.2 Добровольная автономия человека в природной среде |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Р: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. К: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Л: Усвоение правил поведения в чрезвычайных ситуациях. |
презентация плакаты учебник |
|||||||
4.3. Вынужденная автономия человека в природной среде |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Вынужденная автономия человека в природной среде и его безопасность; рекомендации по правилам безопасного поведения в условиях вынужденной автономии; примеры поведения человека (группы людей) в условиях вынужденной автономии. |
Р: Развитие компетентности в области использования информационно – коммукационных технологий. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Усвоение правил поведения в чрезвычайных ситуациях. |
презентация учебник |
||||||
4.4. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Практическое занятие |
Сооружение временного укрытия из подручных средств; способы добывания огня; способы обеспечения питьевой водой и пищей. |
Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации |
Р: Развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Усвоение правил поведения в чрезвычайных ситуациях. |
презентация плакаты учебник |
|||||
5. Опасные ситуации в природных условиях |
5.1. Опасные погодные явления |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Влияние погодных условий на безопасное пребывание человека в природной среде; безопасное поведение во время грозы; безопасное поведение во время пурги. |
Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своем регионе, и анализируют их последствия. Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся. Объясняют, какую опасность эти животные представляют при встречи с ними. Сравнивают меры профилактики которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми. Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. К: умение работать в группе Л: Формируют ответственное отношение к обучению, развивают навыки обучения. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. |
презентация учебник |
||||
5.2. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Встреча с дикими животными в природных условиях и безопасность; рекомендации специалистов по безопасному поведению в природных условиях при встрече с дикими животными; встреча со змеей и безопасность. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии. К: Развитие компетентности в области ИКТ. Л: Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
презентация учебник |
||||||
5.3. Укусы насекомых и защита от них |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Кровососущие насекомые и средства защиты от них; жалящие насекомые и защита от них; клещи, опасность их укуса, места обитания. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. К: умение работать в группе Л: Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
презентация учебник |
||||||
5.4. Клещевой энцефалит и его профилактика |
Урок изучения и первичного за-крепления новых знаний |
Клещевой энцефалит – опасное вирусное заболевание; пути заражения клещевым энцефалитом; профилактика клещевого энцефалита. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. К: умение работать в группе |
презентация учебник |
||||||
Основы здорового образа жизни |
||||||||||
7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие |
7.1. Здоровый образ жизни и профилактика утомления |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека; утомление, его причины и возможные последствия; профилактика утомления. |
Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека. Характеризуют влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека. Характеризуют пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков |
Р.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности П.: умение самостоятельно определять цели своего обучения. К. :умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Л: Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни |
презентация учебник |
||||
7.2. Компьютер и его влияние на здоровье |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Роль компьютера в жизни современного человека; влияние работы за компьютером на здоровье человека; безопасный режим работы школьника за компьютером. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. К: умение работать в группе |
презентация учебник |
||||||
7.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Влияние окружающей природной среды на здоровье человека; влияние производственной деятельности человека на природную среду; пути повышения устойчивости организма человека к неблагоприятному воздействию на него внешней среды. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. К: умение работать в группе Л: Формирование гуманного мышления и экологического поведения |
презентация плакаты учебник |
||||||
7.4. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Социальное развитие человека; формирование социальной зрелости школьника; факторы, оказывающие влияние на формирование социальной зрелости школьника. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии. К: Развитие компетентности в области ИКТ Л.: Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
презентация учебник |
||||||
Итоговая Контрольная работа |
||||||||||
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи |
||||||||||
6. Первая помощь при неотложных состояниях |
6.1. Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Первая медицинская помощь и ее предназначение; общие правила в последовательности оказания первой медицинской помощи; в каких ситуациях необходимо вызывать скорую медицинскую помощь. |
Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни. Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи в походе: при травмах, при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге. Сравнивают порядок по оказанию первой помощи при укусах змей и насекомых.
|
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
презентация учебник |
||||
6.2. Оказание первой помощи при травмах |
Урок комплексного применения ЗУН учащихся Практическое занятие |
Первая медицинская помощь и ее предназначение; общие правила в последовательности оказания первой медицинской помощи; в каких ситуациях необходимо вызывать скорую медицинскую помощь. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. К: умение работать в группе Л: Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Медицинские принадлежности |
||||||
6.3. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге |
Урок комплексного применения ЗУН учащихся Практическое занятие |
Правила оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе; умение оказание первой медицинской помощи при отморожении и ожоге. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время оказания ПМП. К: умение работать в группе Л: Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Л: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
презентация учебник медицинские пренадлежности |
||||||
6.4. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых |
Урок комплексного применения ЗУН учащихся Практическое занятие |
Правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах; умение оказание первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время оказания ПМП. К: умение работать в группе Л: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
Медицинские принадлежности |