Комплексная учебная программа по ОБЖ в 9 классе по УМК А.Т. Смирнова
Пояснительная записка
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. редакцией А. Т. Смирнова; Рос. акад. образования изд-во "Просвещение"- 4-е изд.-М. ; Просвещение, 2014 - 191 с. : ил. - (Академический школьный учебник).
Место предмета в учебном плане
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 9 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1 час.
Планируемые результаты освоения курса ОБЖ 9 класса
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные результаты: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защищенности населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание тем учебного курса.
Модуль- I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Р- 1. Основы комплексной безопасности.
Тема -1. Национальная безопасность России в современном мире-4
Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности
Тема -2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России - 2 Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Тема-3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России-3ч
Военная угроза национальной безопасности России. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России Наркотизм и национальной безопасности России.
Тема-4. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта-2ч
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Международный терроризм и наркотизм – угроза национальной безопасности России. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.
Р- II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Тема-5. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени3ч
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Тема-6. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени-5ч
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Тема-7. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации-4
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Система борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму. Профилактика наркомании.
Р-III. Основы здорового образа жизни.
Тема-8 Основы здорового образа жизни-3ч
. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
Тема-9. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье-3ч
Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Тема-10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья-3ч
Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации.
Р –IV. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи-2ч
Теиа-11. Оказание первой помощи.
Первая помощь при массовых поражениях (практические занятия по плану преподавателя). Первая помощь от передозировки в приеме психоактивных веществ
Тематическое планирование
№п\п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Р-1 |
Основы комплексной безопасности |
12 |
Тема 1 |
Национальная безопасность России в современном мире |
4 |
Тема 2 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России |
3 |
Тема 3 |
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России |
3 |
Тема 4 |
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта |
2 |
Р - II |
Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций |
12 |
Тема 5 |
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
3 |
Тема 6 |
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
5 |
Тема 7 |
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации |
4 |
Р - III |
Основы здорового образа жизни |
9 |
Тема 8 |
Основы здорового образа жизни |
3 |
Тема 9 |
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье |
3 |
Тема 10 |
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья |
3 |
Р-IV |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи |
2 |
Тема 11 |
Оказание первой помощи |
2 |
Всего часов |
35 |