Статья «ДЭНС — терапия как дополнительный метод в логопедической работе с дошкольниками»
А.Г.Манушина, учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад "Солнышко", г.Онега
В последние годы отмечается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, особенно с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от локализации и времени поражения центральной нервной системы у дошкольников чаще всего распространены следующие речевые расстройства.
Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи при повреждении иннервации речевой мускулатуры. При этом изменяется голосообразование, разборчивость, эмоциональность речи, нарушение тембра и тональности. Общее недоразвитие речи – патология формирования лексики, смысловой, фонетически-фонематической стороны речи. Алалия – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых зон в доречевом периоде. Дефекты строения артикуляционного аппарата, механическая дислалия и ринолалия. Задержка речевого развития различного происхождения при тяжёлых заболеваниях внутренних органов.
Ведущим в патогенезе речевых расстройств, безусловно, является неврологическая симптоматика. Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы, асфиксия новорожденных и нейроинфекции вызывают локальные повреждения различных областей коры головного мозга, а характер речевых нарушений зависит от локализации, тяжести и времени поражения ЦНС. Однако сопутствующие заболевания, а также социальное развитие ребенка усугубляют воздействие основных причин.
Организм человека - это единая биосистема, в которой роль связующего звена выполняет нервная система. Вся информация о том, что происходит в клетках, тканях и органах передаётся в синной и головной мозг в виде электрических импульсов по нервным волокнам. Обработав информацию, мозг отправляет обратный импульс с принятым решением, ответной реакцией.
Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но в последнее время у логопедов повышенным вниманием пользуются не медикаментозные методы — логопедический массаж языка, лицевой мускулатуры и динамическая электронейростимуляция (ДЭНС), которая прекрасно стимулирует работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, а также улучшает зрительно-моторную координацию. Кроме того, этот метод безопасен и удобен в применении, не вызывает аллергических реакций и позволяет решать любые, подчас самые сложные задачи. Таким образом, поиск новых методов лечения детей с различными нарушениями речи является актуальным.
В основе ДЭНС-терапии лежит воздействие, осуществляемое через кожные покровы микротоковыми импульсами как высокой (50-200гц), так и низкой частоты (1-10гц), которые имеет физиологическую основу и по своим характеристикам сходны с нервными импульсами человека. Импульс от прибора проходит патогенный очаг и активизирует нейрогуморальную и иммунную защиту, в результате чего сам организм включается в процесс оздоровления и с патологией начинает бороться самостоятельно. Аппарат ДЭНС стимулирует безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнообразования), работу мышц языка, губ, шеи, а также улучшает зрительно-моторную координацию.
ДЭНС-терапия проводится с помощью аппаратов серии ДиаДЭНС-ПК. Основные преимущества метода:
отсутствует привыкание: можно эффективно применять несколько раз в сутки (воздействующий импульс различен для одного и того же человека в разные моменты времени);
импульс не повреждает органы и ткани организма-это подтверждено научными исследованиями;
отсутствуют возрастные ограничения: дети хорошо переносят воздействие;
минимум противопоказаний: индивидуальная непереносимость электрического тока, наличие имплантированного кардиостимулятора, эпилептический статус, новообразования любой этиологии и локализации.
В систему коррекционно-развивающей работы внедрена ДЭНС-терапия как дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с различными речевыми расстройствами.
Разработан алгоритм действия при использовании ДЭНС-терапии:
логопедическое обследование ребенка;
консультация невропатолога, психиатра (по направлению учителя-логопеда). ДЭНС-терапия проводится только после согласия родителей (законных представителей) и если не имеются противопоказания;
зачисление на коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда с применением ДЭНС-терапии;
общее время сеанса с применением ДЭНС-терапии – 20-25 минут;
курсовое воздействие аппарата серии ДиаДЭНС-ПК - 7-8 минут;
традиционная артикуляционная гимнастика для исправления речевого нарушения – 3-5 минут.
В течение учебного года проводится три курса ДЭНС-терапии продолжительностью 10-14 дней. На сеансе обрабатываются зоны общего воздействия в режиме «ТЕСТ», а также специфические «речевые» зоны: середина носогубной складки, кайма верхней губы, большие пальцы кистей обеих рук, граница роста ногтевых пластинок на каждом пальце рук в режиме «Терапия». Общее время воздействия составляет в среднем 5-10 минут в зависимости от возраста ребенка.
Для детей с поражением Центральной Нервной Системы воздействие ДЭНС-терапии стимулирует соответствующие зоны головного мозга, вызывает уменьшение аномальной импульсации, нормализует мышечный и сосудистый тонус и функциональное состояние Центральной Нервной Системы. Занятия с использованием ДЭНС-терапии включает в себя:
одну - две универсальных зоны- три дорожки в шейно-воротниковой зоне или шесть точек –они осуществляют общую связь с центральной нервной системой;
одну специальную зону- речевую, т.е. воздействие на периферию;
одну иммунную зону. Речевые дети, как правило соматически ослабленные;
Все результаты фиксируются во время и после занятия в индивидуальном маршруте для каждого ребенка, получающего помощь аппаратом серии ДиаДЭНС-ПК. ДЭНС - терапия влияет на скорость формирования навыков правильного звукопроизношения, также на нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата, повышении качества просодических компонентов речи, увеличение объема и качества выполнения артикуляционных движений, активизация мимической, мелкой моторики.
Применение ДЭНС-терапии в коррекционной работе логопеда помогает сократить время становления правильного звукопроизношения, развить фонематические процессы, улучшить координацию мелкой моторики рук, т.е. повысить качество устной речи детей дошкольного возраста. На основании опыта использования метода динамической электронейростимуляции у дошкольников можно говорить о его реальном эффекте и целесообразности применения как дополнительного средства в системе логопедической коррекции.
Таким образом, ДЭНС-терапия, как дополнительный метод в сочетании с общепринятыми логопедическими приемами в коррекции речевых нарушений позволяет добиться хороших результатов в преодолении речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Список литературы
Н.А.Коршунова, Л.В.Порицкая. Применение динамической электростимуляции в логопедической практике / Логопед. 2007. №4.
Смирнова А.А., Горнова А.Н., Кобяльковская Е.А. К вопросу возможности эффективного применения метода динамической электронейростимуляции в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Рефлексотерапия. 2007. №1.