Статья «Психологическая готовность детей к обучению в школе»

2
0
Материал опубликован 5 April 2020

Психологическая готовность детей к обучению в школе одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. 

Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.

Данная проблема является одной из важнейших, поскольку волнует каждого родителя, имеющего ребенка дошкольного возраста. Неравнодушны к решению этой проблемы также и воспитатели дошкольных учреждений, и учителя начальной школы, и сами родители. От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе, его успешность во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми и сверстниками. Чаще всего, говоря о готовности к школьному обучению, имеют в виду некоторый уровень физического и психологического развития ребенка, который необходим и достаточен для того, чтобы освоение школьной программы было успешным, не наносило вреда здоровью учащегося.

Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность.

Современная школа требует от детей не столько каких-либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением,большей работоспособности.

Психологическая готовность включает мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение элементами учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития.

В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу.  Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с шести до семи лет.

Одним из главных составляющих готовности к школе является социально-эмоциональное развитие. Под понятием социально-эмоционального развития понимается умение справляться со своими эмоциями, чувствами, с семьёй, с обществом. В целом ребёнок 6-7 лет способен давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек - это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать.

Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях(например,могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). К 6-7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены ; определяет состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приёма пищи; одевается в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно.

Виды готовности к обучению в школе

-формирование определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе

-личностная готовность;

-интеллектуальная готовность;

-мотивационная готовность

-волевая готовность;

-коммуникативная готовность [5].

В психологическую готовность входят готовность интеллектуальная и личностная. Рассмотрим их подробнее.

Личностная готовность к школьному обучению предполагает принятие ребёнком нового социального положения- положения школьника. С поступлением ребёнка в школу у него появляются новые обязанности, больше требований со стороны взрослых, проявление самостоятельности и ответственности.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для будущего школьника очень важно установить положительные взаимоотношения с учителем и сверстниками. В общении со взрослыми ребёнок должен удовлетворять свои познавательные интересы.

Личностная готовность к школе включает в себя так же и адекватное отношение к самому себе,  к своей деятельности, к своим способностям, к своему поведению и т.д. то есть, у ребёнка к концу дошкольного возраста должен сформироваться определённый уровень самосознания.

Под интеллектуальной готовностью принято понимать определенный уровень развития психических познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи), достаточную зрелость познавательных процессов, владение знаниями, умениями и навыками по программе обучения и воспитания в детском саду, наличие общих интеллектуальных умений [4].

То есть, готовность дошкольника к школьному обучению не ограничивается только умением ребенка писать, читать, считать.

Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем детской психологии. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Она предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Она заключается не в том, что у него уже к моменту поступления в школу складываются психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.