Выступление «Что такое психологическая готовность к школьному обучению»

3
0
Материал опубликован 18 April 2018 в группе

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

И КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ

Добрый вечер! Меня зовут…

Многие родители ошибочно считают, что подготовка к школе ограничивается умением читать, писать и считать. Но это, на самом деле подготовка к школе – вопрос гораздо более обширный и сложный. Некоторые родители считают, что если ребенок к началу обучения умеет читать, писать, считать, то он готов к школе. Это распространенное заблуждение. Ребенок к началу обучения вообще может не иметь этих навыков, но будет готов к школе. О готовности к школе и из чего эта готовность состоит, я хочу поговорить с вами сегодня.

Первый наиболее важный компонент психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Она не возникает сама по себе, а формируется постепенно и требует организации специальных занятий. Обычно такие занятия проводятся в детском саду, подготовительной группе или развивающем центре, который посещает ребенок. Но этого недостаточно, так как большую часть времени ребенок все равно проводит дома. Поэтому психологическая подготовка ребенка к школе должна обязательно проводиться и в домашних условиях.

Чтобы подготовить ребенка к школе, родителям следует иметь представление о том, что такое психологическая готовность и какие показатели в развитии личности ребенка ее определяют. Как показывает многолетний опыт педагогов и психологов, психологически готовый к школе ребенок:

имеет определенный уровень познавательных интересов;

испытывает желание учиться;

умеет доводить начатое дело до конца и преодолевать трудности при достижении поставленной цели;

имеет элементарные аналитические навыки – умеет что-то сравнивать и делать на основании сравнения простейшие выводы;

умеет хотя бы краткосрочно концентрировать и удерживать внимание на предмете познания;

обладает навыками общественного поведения, жизни – понимает кто он, что и зачем он делает и для чего идет в школу.

Давайте остановимся на каждом из этих показателей подробнее.

1. Любознательность.

Маленькие дети очень любознательны, их интересует окружающий мир, они все хотят знать, огромное удовольствие им доставляет познание нового. Желание учиться заложено в каждом ребенке, но оно проявляется только тогда, когда поддерживается его личным интересом. Поощряйте активные вопросы, старайтесь, как можно информативнее отвечать на них. Расширяйте детский кругозор новыми интересными фактами из области того что интересует вашего ребенка, находите ответы на его вопросы вместе с ним.

Некоторые родители думают, что они не в состоянии пробудить у ребенка желание узнавать что-то новое, хотя на самом деле все это очень просто - достаточно сходить с ребенком в парк или театр. Так же совместное приготовление ужина, ухаживание за домашними животными и растениями всегда будет веселым и приятным времяпровождением, а также творческой частью процесса обучения. Ребенок развивается только в той деятельности, которой он занимается с желанием и интересом и в которой он может добиться успеха. Создавайте условия для того, чтобы ребенок добивался успеха.

2. Желание учиться (учебная мотивация).

Часто родители «учатся» вместе с детьми, отдавая этому намного больше своих сил, энергии, чем их дети (из опыта работы). Можно делать за ребенка уроки, заставлять его учиться в музыкальной школе, нанимать репетитора, но как только вы отпустите свой контроль, дети перестанут учиться. В одной пословице сказано: «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить». Поэтому очень важно, чтобы ребенок сам хотел учиться.

Вспомните себя в школе: разве было что-то в этих уроках, кроме нудной повинности каждый день тратить на них свое драгоценное время, которого у детей, как и у взрослых, так мало? Разве вы с большой охотой садились за математику или русский? Ребенка нужно заинтересовать.

Важным источником желания учиться является чувство радости от собственных достижений, чувство одобрения со стороны взрослых. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Поэтому родителям нужно дать ребенку почувствовать себя успешным - это будет способствовать большему желанию учиться.

3. Доводить начатое дело до конца и преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

Если у ребенка не хватило сил, он не смог продолжить начатое дело, то чаще всего:

либо ему не хватило терпения дойти до конца;

либо ему хотелось побыстрее все закончить (он слишком куда-то торопился);

либо он столкнулся с трудностями, которые не смог преодолеть самостоятельно.

Сначала нужно выяснить причину, а потом решать ее.

Учите ребенка преодолевать препятствия. Не всегда дело идет как по маслу, и, сталкиваясь с трудностями, некоторые предпочитают бросить занятие. Постарайтесь в этот момент оказаться рядом с детьми и подсказать, что все поправимо. Если у малыша порвалась заготовка для аппликации, предложите в следующий раз приклеить лист цветной бумаги на картон: бумага станет плотной, и заготовку будет легко вырезать. Помощь в трудный момент даст детям понять, что безвыходных ситуаций практически не бывает и научит их искать выход из создавшейся ситуации.

Продлевайте деятельность «на чуть-чуть». Дочка все утро уговаривала вас испечь пирожки, а когда слепила несколько штук, заскучала. Как только она заявит «я пошла играть», скажите, что осталось слепить пять пирожков, а, пока вы это делаете, ее задача – аккуратно переложить пирожки на противень, и тогда дело будет закончено. Это научит ее не бросать начатое занятие на полпути.

Мотивируйте ребенка приятным бонусом. Расскажите об уловке, которой часто пользуются взрослые: обещают себе маленькую или большую награду после того, как выполнят неинтересное дело. Для ребенка это может быть поход в кино или в гости к другу после сдачи контрольного теста, к которому он усердно готовится. Для малыша, которому дали задание сложить игрушки в ящик – просмотр любимого мультика. Ожидание скорого удовольствия поможет настроиться на дополнительное время работы.

Приводите примеры. Если ребенок увлекается спортом, поищите биографии его любимых спортсменов и вместе почитайте, каким был их путь к славе, как с помощью небольших шагов и последовательных достижений они шли к победам. Дети нуждаются во внешних стимулах, часто им хочется быть похожими на кумиров – любимых певцов и киноактеров. А в биографии каждого известного человека найдутся факты, свидетельствующие о том, что успех и признание чаще всего достаются трудом и упорством.

Верьте в детей и хвалите их достижения. На начальном этапе работы важно подбодрить и воодушевить ребенка на свершения. Напомните о моментах удач из недавнего прошлого.

Учитесь быть настойчивыми вместе. Зная о детских увлечениях, принимайте участие в их повседневных играх и делах не только в качестве учителя и воспитателя, но и в качестве компаньона. Поставьте вместе цель: собрать пазл из 1000 деталей и каждый вечер уделяйте этому занятию немного свободного времени. Помимо приятного совместного времяпрепровождения, вы покажете ребенку пример планомерного достижения цели, заразите его интересом совместной работы, а потом еще и порадуетесь готовому результату, ведь это так здорово, когда строили, строили и, наконец, построили!

4. Сформированные аналитические навыки.

Как я уже отмечала влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы и мира людей каждый день, совершая свои маленькие открытия.

Побуждайте детей делать самостоятельные выводы. Учите детей отвечать на вопросы, делать умозаключения. Создавайте сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами. Способствуйте познанию свойств различных материалов, их функциональный потенциал, созданию образов, модели реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.). Способствуйте осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими. Учите ребенка устанавливать причинно - следственные связи. Для развития мышления используйте сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение. Учите ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

5. Концентрация внимания.

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром), то мозг не смог бы избежать перегрузки.

Концентрация внимания — способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Внимание у детей дошкольного возраста играет существенную роль в процессе роста и развития. Чтобы ребенок был внимательным, его необходимо научить этому.

В силу своих возрастных особенностей ребенок не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Частота и длительность отвлечения внимания ребенка определяются, прежде всего, ресурсными возможностями детского организма, но в то же время зависят и от характера деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дети отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты. Отсюда становится очевидной первая подсказка для родителей будущих первоклассников:

- Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг!

Вторая подсказка родителям, развивающим внимание своих малышей, заключается в следующем:

- Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Универсальное средство организации внимания - это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности. Таким образом, становится понятной третья подсказка:

- Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно отличается активным характером, требует от ребенка волевых усилий. Произвольное внимание развивается по мере становления всех его отдельных свойств: объема, концентрации, распределения, переключаемости, устойчивости. Уровень развития произвольного внимания по совокупности всех своих характеристик (в том числе объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет внутреннюю психическую деятельность ребенка. Наличие устойчивого внимания, направленного на внутреннюю психическую деятельность и сосредоточенного на собственных образах, мыслях и их связях, является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами. В начальной школе на этой способности основано формирование навыка решения арифметических задач, написание творческих текстов, создание композиционно сложных рисунков и т. п.

6. Навыки общественного (социального) поведения.

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В большинстве своем дети бывают морально и физически готовы к школе и не испытывают каких – либо негативных эмоций. Как правило, с первого дня они осознают, что вступают в совершенно новый период жизни. Такое отношение к школе у большинства детей появляется еще до того момента, как сами они становятся учениками. Для дошкольника школа – символ «взрослости», а детям свойственно стремление как можно быстрее повзрослеть.

Существует несколько социальных трудностей, с которыми ребенок может столкнуться на пороге школы, это:

условия обучения в коллективе сверстников – возникает, если ребенок не посещал детский сад или если ребенок испытывает трудности в коммуникации.

отношения со сверстниками – неумение слушать товарища и следит за его работой, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.

способность исполнять роль ученика – неумение менять виды деятельности, воспринимать инструкции взрослого.

неадекватность самооценки – завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя.

Второй немаловажный компонент подготовки к обучению в школе, это специальная подготовка к школьному обучению.

В теории ни писать, ни читать, ни тем более задачки решать ребенок, поступающий в школу, не должен уметь. В любом случае, обычная школа обязана принять ребенка и научить его этому. Но на практике, лучше, если все это он уже будет уметь, иначе малышу будет трудно угнаться за учебным темпом, он будет отставать от подготовленных «продвинутых» сверстников и чувствовать себя неуютно среди одноклассников. Чтобы помочь малышу не ощущать себя неумехой и «белой вороной», родителям следует отнестись ответственно к тому, как подготовить ребенка к школе.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:

состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);

как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

знаки +, -, =, >, <;

название текущего месяца, последовательность дней недели;

Он должен уметь:

называть числа в прямом и обратном порядке;

соотносить цифру и число предметов;

составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

пользоваться знаками арифметических действий;

измерять длину предметов с помощью условной меры;

составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

делить круг, квадрат на 2 и 4 части;

ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:

строить сложные предложения разных видов;

составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;

находить слова с определенным звуком;

определять место звука в слове;

составлять предложения из 3-4 слов;

членить простые предложения на слова;

членить слова на слоги (части);

различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;

самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

В области представлений об окружающем мире:

уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;

иметь представление о сезонных явлениях природы;

знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для развития восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички. И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Третий компонент – это физиологическая готовность ребенка к школе, которая включает:

-Уровень физического развития

-Уровень биологического развития

-Состояние здоровья

-Состояние анализаторных систем

-Развитие мелкой моторики

-Развитие основных видов движений

-Выполнение и соблюдение основных гигиенических норм и пр.

Обобщая все вышесказанное хочу дать вам ряд советов.

Советы родителям:

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.

Цените в своем ребенке индивидуальность, чаще говорите ему, что он у вас необычный.

Отвечайте на все вопросы ребенка. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок идет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.

Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.

Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.

Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом консультацией к специалисту.

Не забывайте об играх! У ребенка должно быть время для игровых занятий.

Помните: ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.