Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с умственной отсталостью
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Иван И.
2020 / 2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
2.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
2.3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
3.2 ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ
Пояснительная записка
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.
Обновление дошкольного образования предполагает, прежде всего, создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта.
В соответствии с современными требованиями возникла необходимость разработки индивидуального образовательного маршрута, которЫЙ будет сочетать коррекционную и основную образовательную программу ДОУ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели образования.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Он направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, обеспечение помощи семьям в воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции отклонений в развитии.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
Нормативно-правовую основу для разработки ИОМ составляют:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
3) Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
4) СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. №26 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
5) Всемирная декларация об обеспечивании выживания, защиты и развития детей;
6) Декларация прав ребенка;
7) Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения;
8)Адаптированная программа дошкольного учреждения;
9) Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (Е. А. Екжанова , Е. А. Стребелева);
Индивидуальный образовательный маршрут направлен на создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Общие сведения
Ф.И.О. ребенка Иван И.
Дата рождения 09.11.2014г.
Группа средняя
ЦПМПК (при наличии)
Заключение ЦПМПК Умственная отсталость умеренная
Рекомендации ЦПМПК Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью умеренной
В ходе обследования использованы следующие диагностические методики:
В процессе наблюдения и диагностического обследования получены следующие данные:
В КОНТАКТ с незнакомым человеком вступает легко. В группе детского сада не контактен.
ПОВЕДЕНИЕ: неустойчиво. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не адекватны. . Не ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих.
УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: низкий. Низкий объём представлений об окружающем.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: отсутствует
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: материал программы не усваивает.
ВОСПРИЯТИЕ: слуховое восприятие текста не сформировано. Главное в сюжетной картинке не выделяет. Восприятие размера, цвета, формы, количества не сформировано. Восприятие предметов - неадекватное.
ВНИМАНИЕ: неустойчивое, непроизвольное, рассеянное с низкой концентрацией, постоянно направляется со стороны психолога. Объём внимания ненизкий.
ПАМЯТЬ (ПРОБЛЕМЫ): испытывает затруднения в запоминании даже после неоднократного предъявления картинок и текста. Зрительная, слуховая и логическая память не развиты . логическая и механическая память у крайне неразвиты
МЫШЛЕНИЕ: причинно- следственные связи в серии сюжетных картин не устанавливает. Логические операции анализа, обобщения, синтеза, классификации, сравнения, аналогии, упорядочения не сформированы. Наглядно – действенное мышление сформировано на низком уровне.
. МОТОРИКА: нарушение общей и мелкой моторики.
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ не сформированы.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ: не сформированы.
Отношение к занятиям, деятельность) не способна контролировать свою деятельность; неусидчив, не доводит дело до конца.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Цель индивидуального образовательного маршрута: – всестороннее развитие ребенка: развитие любознательности, мыслительных операций. Основное средство интеллектуального воспитания ребенка, его личностных качеств — организация предметно-практической деятельности. Учебный материал дается не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т.е. связи и отношения между предметами дети «открывают» путем анализа, сравнения, выявления существенных взаимосвязей.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
Цель индивидуального образовательного маршрута достигается через решение следующих задач:
- сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
- освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
- освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;
- накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
- уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
- формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
- развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
- формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности.
1.2. Принципы и подходы к формированию индивидуального образовательного маршрута
В соответствии с ФГОС ДО индивидуальный образовательный маршрут построен на следующих принципах:
– поддержка разнообразия детства;
– сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
– позитивная социализация ребенка;
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников образовательной организации) и детей;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– сотрудничество с семьей;
– сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование ребенка, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития;
– индивидуализация дошкольного образования;
– возрастная адекватность образования;
– развивающее вариативное образование;
– полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей;
– инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей индивидуального образовательного маршрута.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
Направление развития | Возраст | Образовательная деятельность |
Социально-коммуникативное развитие | 3–7 лет | • овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с умственной отсталостью в общественную жизнь • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности сосверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. формирование общепринятых норм поведения. Кроме того, при определении содержания социально-коммуникативного развития учитываются требования комплексных программ в данной области: • Формирование гендерных и гражданских чувств. • Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры). • Совместная трудовая деятельность. |
Познавательное развитие | 3–7 лет | развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; • формирование познавательных действий, становление сознания; • развитие воображения и творческой активности; • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); • о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. |
Речевое развитие | 3–7 лет | : создание речевой среды, пробуждение у ребенка речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру и человеку (прежде всего сверстнику как объекту взаимодействия), развитие предметных и предметно- игровых действий, способности участия в коллективной деятельности, понимание соотносящих и указательных жестов и т. д.; усвоение ребенком средств общения (речевых и внеречевых) для удовлетворения возникающей коммуникативной потребности; обучение детей рассказыванию (после разыгрывания содержания художественного произведения по ролям для лучшего понимания мотивов поведения и отношений персонажей и формирования смысловой программы высказываний). • владение речью как средством общения и культуры; • обогащение активного словаря; • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; • развитие речевого творчества; • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
Художественно-эстетическое развитие | 3–7 лет | предполагает конструктивномодельную деятельность, изобразительную деятельность в процессе специальных дидактических игр и упражнений, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий; развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических (реальных и в изображении), восприятия себя самого и окружающих его сверстников; создания образов в театрализованных играх, в ходе работы с художественной литературой, как подготовительные для сюжетной игры или ее обогащения; в продуктивной деятельности — рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде. • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; • становление эстетического отношения к окружающему миру; • формирование элементарных представлений о видах искусства; • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Программа предполагает следующие структурные компоненты художественно-эстетического развития: • Восприятие художественной литературы. • Конструктивно-модельная деятельность. • Изобразительная деятельность (рисование, лепка ) • Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкальноритмические движения, пение). |
Физическое развитие | 3–7 лет | – становления у детей ценностей здорового образа жизни; – развития представлений о своем теле и своих физических возможностях; – приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности; –формировать начальные представления о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами; – формирование элементарных представлений о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни |
2.2 требования к уровню подготовки обучающегося
Социальное развитие
§ называть свое имя;
§ отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»;
§ показывать части тела и лица, отвечая на вопросы: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»;
§ показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;
§ показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;
§ узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;
§ отвечать на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, вода, дерево.
Познавательное развитие
В данном разделе программы выделены направления коррекционно-педагогической работы, которые
способствуют решению задач поэтапного формирования способов ориентировочно-исследовательской
деятельности и способов усвоения ребенком общественного опыта:
Сенсорное воспитание
§ воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
§ различать свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, горячий - холодный;
§ воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой -маленький, горячий -холодный, кубик - шарик);
§ сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;
§ дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из трех);
§ складывать разрезную картинку из двух частей;
§ учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);
§ дифференцировать звукоподражания («Кто тебя позвал?»: выбор из двух-трех предметов или картинок).
Формирование мышления
§ пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;
§ использовать в знакомой обстановке вспомогательные средства или предметы-орудия (сачок, тесьму,
молоточек, стул для приближения к себе высоко или далеко лежащих предметов).
Формирование элементарных количественных представлений
§ выделять 1, 2 и много предметов из группы;
§ соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев;
§ различать дискретные и непрерывные множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой, полный, употреблять в речи названия количеств;
§ находить 1, 2 и много однородных предметов в окружающей обстановке;
§ составлять равные по количеству группы предметов;
§ понимать выражение столько ..., сколько ....
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей
§ пользоваться невербальными формами коммуникации;
§ использовать руку для решения коммуникативных задач;
§ пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
§ проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;
§ слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
§ воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
§ выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.
Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму
§ выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу;
§ соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых (выполнить по просьбе взрослого 2—3 знакомые игры);
§ показывать по просьбе взрослого указательный или большой пальцы;
§ выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрослого по подражанию (поиграй на пианино);
§ захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;
§ проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги
2.3. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
Цели: создание оптимальных условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
№ ОД | Кол-во часов | Тема ОД | Цели и задачи ОД | Наиминование упражнений | Дата проведения | ||||
1 | 1 | Осень | - развивать артикуляционный аппарат - развивать моторику рук - расширение знания о птицах - развивать слуховое и зрительное восприятие. -формирование представлений о цвете. | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Мимическая гимнастика. 3. Игра «Ветер дует, задувает, все листочки обрывает» 4. Массаж рук (мячиком) 5. Дидактическая игра «Сложи целое яйцо из частей» 6. Упражнение«Собери листочки по цвету» 7. Итог | | ||||
2 | 1 | Скворечник | - укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук - воспитание усидчивости и терпеливости в работе. - Расширить знания о птицах. - Развивать зрительное восприятие, восприятие формы и цвета -Развивать наглядно-образное мышление -Развивать артикуляционную моторику | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Конструирование «Скворечник» 4. Массаж пальцев и кистей рук мячиком-ежиком, точечный массаж 5. Игра-шнуровка 6. Упражнение Пирамидки 7. Итог | | ||||
3 | 1 | Игрушки | - Учить детей выделять предмет из общего фона - развитие зрительного внимания -развитие подражания -формирование целостного образа -развитие артикуляционного аппарата - Формировать у детей целенаправленные действия с предметами - Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук - развивать ориентировку в ближнем пространстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», «близко» | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3 Игра «Ку-ку» 4.Игра «Переложи игрушки» 5. Игра «Поймай воздушный шарик» 6. Игра «Возьми игрушку» 7. Итог | | ||||
4 | 1 | Теплый или холодный | -развитие мелкой и артикуляционной моторики - ощутить свое тело и возникающие эмоции. - развитие сенсорного внимания, объема внимания -Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия -учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить звукоподражанию. - знакомить детей с практическими действиями с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами - закреплять понятие «тёплый» или «холодный» | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3 - Игра «Бабочки» 4. Прокати шарики 5. Игра «Кто за дверью» 6. Игра «Тёплый» или «Холодный» 7. Итог | | ||||
5 | 1 | Какая у меня картинка | -развитие артикуляционной и мелкой моторики - развитие координации движений, знакомство со свойствами Воды - Определять слова, резко различные по звуковому составу; развивать слуховое внимание - учить продевать тесьму в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу; -развивать мелкие движения, -целенаправленность действий; -соблюдать направление движений по диагонали (несмотря на прерывистость линии); -продолжать создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий. - | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Игра «Какая у меня картинка» 4. Игра «Дождь идет» 5. Игра «Сложи картинку» 6. Игра « Поймай льдинку» 7. Итог | | ||||
6 | 1 | Спрячем мышку | -развитие артикуляционной и мелкой моторики - знакомство с качеством предметов – размером, формой - учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой -учить ориентироваться на цвет как на значимый признак -закреплять эмоционально-положительное отношение к игре - знакомить с названиями цветов - Учить детей подражать действиям взрослого с предметом. | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Игра «Спрячь мышку от кошки» 4. Пальчиковая гимнастика 5. Игра «Прокати мяч» 6. Игра « Найди шарик» 7. Итог | | ||||
7 | 1 | Спрячем и найдем | -развитие артикуляционной и мелкой моторики - развить у ребенка способность представлять предметы по их словесному описанию - учить детей воспроизводить образец из двух частей - Учить узнавать знакомые предметы среди других -развивать внимание - вызывать положительное отношение к игрушке. | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3 Игра «Сделай гриб» 4. Пальчиковая гимнастика 5. Игра «Найди свою игрушку» 6. Игра «Угадай, что спрятано в песке» 7. Итог | | ||||
8 | 1 | Маленькая няня | -развитие мелкой и артикуляционной моторики - дать детям понять, какими свойствами обладает песок -развить координацию движений, воображение - Учить различать звучание двух резко различных инструментов (барабана и гармони); продолжать развивать слуховое внимание. - Учить находить по словесной инструкции теплый, холодный, горячий предметы - | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3 Игра «Маленькая няня» 4. Пальчиковая гимнастика 5. Игра «На чем играл зайка» 6. Игра «Песочные узоры» 7. Итог | | ||||
9 | 1 | Угощение для зверят | -развитие мелкой и артикуляционной моторики - Развивать движения кистей рук и пальцев - умение действовать по подражанию - вызывать интерес и положительное эмоциональное отношение к игре - развивать зрительное внимание и запоминание - развитие усидчивости, внимания, фантазии - учить осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции -продолжать развивать внимание, желание действовать в игровой ситуации | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3 Игра «Угости зверюшек» 4. Играм «Зайчики» 5.Игра «Будь внимательный!» 6. Игра «Рисуем палочкой» 7. Итог | | ||||
10 | 1 | Большие и маленькие | -развитие артикуляционной и мелкой моторики - Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми глазами -продолжать учить детей находить правильное решение путем проб, фиксируя правильные и отбрасывая неверные варианты - учить находить по словесной инструкции большие и маленькие предметы на ощупь - Учить переносить пространственные отношения между предметами с объема на плоскостное изображение -развивать внимание, подражание. | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3 Игра «Большие и маленькие шары» 4. Пальчиковая гимнастика 5. Игра «Чей домик» 6. Игра «Положи верно» 7. Итог | | ||||
11 | 1 | Лото | -развитие артикуляционной и мелкой моторики -учить различать близкие по звучанию слова; -развивать слуховое внимание -Учить детей различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической - учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними - закреплять знание слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий». | 1.Организационный момент. Приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3 Игра Лото (определи слово) 4 Пальчиковая гимнастика. 5. Упражнение «Дай что катится» 6. Игра «Построй ворота» 7. Итог | | ||||
12 | 1 | Помоги Незнайке собрать букеты | -развитие артикуляционной и мелкой моторики -у чить осуществлять выбор величин по слову-названию - развивать внимание -формировать положительное отношение к полученному результату – ритмичному чередованию величин - Учить осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием - продолжать учить различать цвета («такой», «не такой»); - формировать положительное эмоциональное отношение к игре с игрушками; -учить ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак - Учить различать форму на ощупь, соотнося плоскостную и объемную формы; -учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб - | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3 Игра Помоги Незнайке собрать букеты 4. Пальчиковая гимнастика 5. Игра «Почтовый ящик» 6. Упражнение «Красивый узор» 7. Итог | | ||||
13 | 1 | Катится не катится | -развитие мелкой и артикуляционной моторики -учить детей различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической -учить детей складывать из двух частей разрезную предметную картинку -Формировать у детей целенаправленные действия с предметами | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3 Игра «Разрезные картинки» 4. Пальчиковая гимнастика 5. Игра «Возьми, что не 6. Упражнение «Кати мячик!» 7. Итог | | ||||
14 | 1 | | -развитие мелкой и артикуляционной моторики -формировать у детей целенаправленные действия с предметами - учить детей выделять и группировать предметы по заданному признаку -учить выделять 1 и много предметов из - развитие внимания, восприятия, мышления | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Игра «Найди цветок для бабочки» 4. Пальчиковая гимнастика 5. Игра «Прокати шарики через ворота!» 6. Упражнение «Один-много» 7. Итог | | ||||
15 | 1 | Родина | - развивать речевое дыхание - развивать моторику рук - развивать слуховое и зрительное восприятие. -развитие внимания и мышления -развитие мимики -.формирование произвольного поведения | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Дыхательное упражнение 3. Упражнение «Саморегуляция» 4. Пальчиковая гимнастика су джок 5. Упражнение «Мимика» 6. Упражнение «Свободная классификация» . «Самое непохожее». 7.Итог | | ||||
16 | 1 | Моя Родина | - развивать речевое дыхание - развивать моторику рук -развивать саморегуляцию - развивать слуховое и зрительное восприятие. - развитие сенсорных процессов -развитин внимания - развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Дыхательное упражнение 3.Упражнение«Саморегуляция» 4. Пальчиковая гимнастика су джок 5. Игра «Покатай зайчика» 6. Игры с крупами «Ручки» 7. Итог | | ||||
17 | 1 | Вертушка | - развитие мелкой моторики - развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. -формирование произвольного поведения -развитие сенсорики - Учить детей подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная). Развитие внимания -развитие мышления | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Дыхательное упражнение 3. Упражнение «Саморегуляция» 4. Пальчиковая гимнастика су джок 5. Игра «Закрой коробочки» 6. Игры с крупами и фасолью»Сортировка» 7. Итог | | ||||
18 | 1 | Домик | Развитие: -мелкой моторики -речевого дыхания -артикуляционного аппарата - произвольного поведения , восприятия формы и цвета -усидчивости и терпеливости в работе | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Упражнения на развитие речевого дыхания Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Саморегуляция» 4. Массаж рук (мячиком) 5. Упражнение «Пирамидки» 6. Конструирование «Домик» 7. Итог | | ||||
19 | 1 | Картинки | Развитие: - общей и мелкой моторики -произвольных движений -речевого дыхания -тактильных ощущений -восприятия -мышления | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Дыхательное упражнение «Футбол» 3. Игра «Стоп сигнал» 4. Массаж рук (мячиком) 5. Игра «Разрезанные картинки» 6. Игра «Почтовый ящик» 7. Итог | | ||||
20 | 1 | Величина и форма | Развитие: -общей и мелкой моторики -речевого дыхания -артикуляционного аппарата -произвольного поведения - восприятия величины и формы -внимания - мышления | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Упражнения на развитие речевого дыхания Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Саморегуляция» 4. Пальчиковая гимнастика су джок 5. Упражнение «Разложи по размеру» 6. Упражнение Каждую фигуру на свое место 7. Итог | | ||||
21 | 1 | Радуга | Развитие: -общей и мелкой моторики -речевого дыхания -артикуляционного аппарата -произвольного поведения - восприятия цвета -внимания - мышления | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Упражнение на развитие речевого дыхания Артикуляционная гимнастика 4. Упражнение «Саморегуляция» 4. . Пальчиковая гимнастика су джок 5. Упражнение» Найди пару» 6. Упражнение «ложи радугу» 7 Итог | | ||||
22 | 1 | Моя семья | Развитие: Общей и мелкой моторики -речевого дыхания -артикуляционного аппарата -слухового внимания -зрительного и целостного восприятия и восприятия цвета -мышления -пространственных представлений -представлений об окружающем мире | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Упражнения на развитие речевого дыхания Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Бубен и колокольчик» 4. Пальчиковая гимнастика су джок 5. Упражнение «Собери орнамент» 6. Упражнение «Покажи правильно» 7. Итог | | ||||
23 | 1 | Птицы зимой | Развитие: -мелкой моторики -речи -зрительного и слухового внимания -целостного восприятия -представлений об окружающем -представлений о геометрических фигурах | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Упражнения на развитие речи «Комарик» 3. Упражнение «Откуда звук?» 4. Массаж рук (мячиком) 5. Игра с прищепками «Птичка» 6. Упражнение с»оставь целое из частей» 7. Итог | | ||||
24 | 1 | Блюдца и чашки | Развитие: -общей и мелкой моторики -речевого дыхания -артикуляционного аппарата -произвольного поведения -внимания -зрительной памяти -мышления -представлений о цвете | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Упражнения на развитие речевого дыхания Артикуляционная гимнастика 3. Упражнения «Саморегуляция» 4. Пальчиковая гимнастика су джок 5. Упражнение «Шкафчик» 6. Упражнение «Подбери блюдца к чашкам» 7. Итог | | ||||
25 | 1 | Ладошки | Развитие: -общей и мелкой моторики -речевого дыхания -произвольного поведения -слухового внимания -мышления -пространственных представлений | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Упражнения на развитие речевого дыхания 3. Мимическая гимнастика 4. Упражнение» Гнездо» 5. Упражнение «Хлопни в ладоши» 6. Упражнение «Найди пару» 7. Итог | | ||||
26 | 1 | Зима | Развитие: -мелкой моторики -речевого дыхания -артикуляционного аппарата -умения подражать -наблюдательности -восприятия -пространственной ориентировки | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Упражнения на развитие речевого дыхания Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Повтори» 4. . Массаж рук (мячиком) 5. Игры с крупами «Савок» 6. Упражнение «Покажи правильно» 7. Итог | | ||||
27 | 1 | Игры зимой | Развитие: -мелкой и артикуляционной моторики - восприятия команды в движении -слухового восприятия - пространственного восприятия -обучение способности анализировать элементарную схему предмета. | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Упражнение на развитие речевого дыхания Артикуляционная гимнастика 3.Упражнение «Стоп-сигнал» 4.Упражнение «Олень здоровается» 5.Упражнение «Тихо и громко» 6. Упражнение «Собери фигуру» 7. Итог | | ||||
28 | 1 | Построй-ка | Развитие: -мелкой и артикуляционной моторики -целенаправленного внимания - умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. - зрительных навыков, зрительно-перцептивное развитие - пространственного восприятия, приоб¬ретение нового кинестетического опыта. - умения выполнять точные движения, основываясь на тактильных ощущениях | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Упражнение на развитие речевого дыхания Артикуляционная гимнастика 3 Игра «Поставь пальчик» 4. Шнуровка «Чудо-пуговица» 5. Упражнение «Где зажегся огонек?» 6. Упражнение построй-ка 7. Итог | | ||||
29 | 1 | Снежки | Развитие: -статистической координации движений - умения управлять воздушной струей посредине языка -кинестетичческих движений - произвольности внимания -представлений об окружающем | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Игра «Чей пароход лучше гудит?» 3. Игра «Снежки» 4. Упражнение «Новогодние бусинки» 5. Упражнение «Костер» 6. Упражнение «Холодно — жарко» (7. Итог | | ||||
30 | 1 | Новый год | Развитие: - речевого дыхания -восприятие предметов в движении -восприятия величины и цвета -мышления -представлений об окружающем -мелкой и артикуляционной моторики моторики | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика Упражнение «Снежная туча» 3. Упражнение «Противоположное действие» 4.Пальчиковая гимнастика "Погреем пальчики" 5. Игра «Елочные игрушки» 6. Упражнение «Собери гирлянду» 7. Итог | | ||||
31 | 1 | Мячи | Развитие: - речевого дыхания -артикуляционного аппарата -общей имелкой моторики -восприятия команд в движении -слухового восприятия - внимания -представлений о форме - Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию. - | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика Упражнение «Посмотри, что внутри» 3.Упражнение «Стоп-сигнал» 4. Массаж рук (мячиком) 5. Упражнение «Какой мяч больше?» 6. Упражнение «Найди предмет такой же формы» 7. Итог | | ||||
32 | 1 | Фонарики | Развитие: - речевого дыхания -общей и мелкой моторики -внимания, памяти и мышления - умения выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, - Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник),развивать | 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Упражнение «Крошки на столе» 3. Имитационные упражнения «Обезьянки» 4. Упражнение «Фонарики» 5. Дидактическая игра «Вкладыши» 6. Игра» Покажи такую же» 7. Итог | | ||||
33 | 1 | Кто там | Развитие: -мелкой и артикуляционной моторики -тактильного и слухового восприятия, сенсорное развитие -ощущений собственных движений - умения различать и запоминать последовательность звучания немузыкальных шумов - умения различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие -памяти, мышления, речи, целостного восприятия | 1. Организационный момент. Приветствие 2. Артикуляционная гимнастика Упражнение «Кто там» 3. Упражнение «Твердый – мягкий» 4. Упражнение «Ладушки» 5. Упражнение «Поставь по порядку» 6. Упражнение «Собери картинку» 7. Итог | | ||||
34 | 1 | Вьюга | Развитие: -общей и мелкой моторики -речевого дыхания --тактильного восприятия, сенсорное развитие --представлений о себе, схема лица -внимания и восприятия | 1. Организационный момент. Приветствие 2. Игра «Вьюга воет» 3. Упражнение «Кисточки» 4. Упражнение «Сложи фасоль в бутылку» 5. Упражнение «Водичка, водичка» 6. Упражнение «Веселый массаж» 7. Итог | | ||||
35 | 1 | Животные | Развитие: -слухового восприятия и памяти -общей и мелкой моторики -артикуляционного аппарата --тактильного восприятия, сенсорное развитие -различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие -мышления и восприятия -- воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах сходство и различие | 1. Организационный момент. Приветствие 2. Артикуляционная гимнастика Упражнение «Кто там» 3. Упражнение «Сухие материалы» 4. Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком 5. Упражнение «Найди такую же» 6. Дидактическая игра «Парные картинки» 7. Итог | | ||||
36 | 1 | Делаем вместе | Развитие: -речевого дыхания -общей и мелкой моторики -различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие -внимания, зрительного восприятия -представлений о себе, схема тела -пространственной ориентировки | 1. Организационный момент. Приветствие 2. Упражнение «Крошки на столе» 3. Упражнение «Кто молчал» 4. Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком 5. Упражнение «Делаем вместе» 6. Упражнение «Найди и покажи» 7. Итог | | ||||
37 | 1 | Забавные прищепочки | -развитие артикуляционной и мелкой моторики - учить различать и называть цвета, , выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию -учить действовать по инструкции -формирование произвольного поведения -в развитие концентрации нимания, усидчивости зрительно-моторной координации, звукоподрожания | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Забавные прищепочки» 4. Упражнение «Бусы» 5. Упражнение «Кто как кричит» 6. Упражнение «Найди на ощупь» 7. Итог | | ||||
38 | 1 | Сапожок | Развитие: -общей и мелкой моторики -речевого дыхания -сенсорных процессов, восприятия, мышления -произвольноговнимания -: учить различать цвета | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Упражнение «Снежинка» 3. Упражнение «Матрешка» 4. Упражнение «Сапожок» 5. Игра «Покажи такую же» 6. Упражнение «Вот какие палочки» 7. Итог | | ||||
39 | 1 | Ловкий Мишка | -Развитие общей и мелкой моторики Развитие речевого дыхания, внимания, восприятия - Учить соотносить форму предметов с помощью проб - Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не та¬кой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов - Учить выполнять движения по образцу | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Дыхательные упражнения «Вертушка» 3. Упражнение «Цветные кубики» 4. Массаж рук (мячиком) 5. Упражнение» Ловкий мишка» 6. Упражнение «Спрячь игрушку (картинку)» 7. Итог | | ||||
40 | 1 | Кукла пляшет | Развитие: - мелкой моторики, речи -артикуляционного аппарата -восприятия, мышления, внимания -произвольного поведения, саморегуляции -Учить подражать действиям взрослых - Продолжать знакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика Упражнение «Игра с бубном» 3.Упражнение «Счётные палочки» 4. Пальчиковая гимнастика су джок 5. Упражнение «Кукла пляшет» 6. Упражнение «Башни» 7. Итог | | ||||
41 | 1 | Зайчик | -Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речи - Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте - Учить соотносить форму деталей с формой отверстия - Развивать навык систематизации предметов по признаку, мелкую моторику; помочь запомнить цвета -Формирование усидчивости | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика Упражнение «Эхо» 3.Упражнение «Солнечный зайчик» 4. Пальчиковая гимнастика су джок 5. Упражнение «Закрой фломастер» 6. Упражнение «Найди окошко для фигурки» 7. Итог | | ||||
42 | 1 | Эхо | Развитие : -мелкой моторики и речи - слухового восприятия, внимания -произвольного поведения - слуха, освоить категорию «громко - тихо» - Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не т¬кой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. - слух, освоить категорию «громко - тихо». - упражнять в ориентировке в пространстве. | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика Упражнение «Эхо» 3. Упражнение «Разноцветные палочки» 4. Пальчиковая игра «Курица» 5. Игра «Молоточек» 6.Упражнение «Что и где слышно» 7. Итог | | ||||
43 | 1 | Кулачок | -Развитие артикуляционной и мелкой моторики - Развивать движения кистей рук и пальцев -Развитие восприятия, сенсорики, мышления - Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности -Формировать цветовое представление - Учить находить предмет определенного цвета по образцу -Формировать, умение действовать по подражанию - Формирование представлений о величине посредством практических действий с предметами - Вызывать интерес и положительное эмоциональное отношение к игре | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Разложи по коробочкам» 4. Пальчиковая гимнастика 5. Игра «Зайчики»6.Упражнение «Накрой шляпой» 7. Итог | | ||||
44 | 1 | Поезд | Развитие : -артикуляционного аппарата -общей и мелкой моторики пальцев рук - умения узнавать и цвета -концентрации внимания, усидчивости -мышления, восприятия - Учить действовать по подражанию -Учить произвольно регулировать скорость движений - Используя предметно-практические действия, формировать умения определять один и много предметов; составлять группу из отдельных предметов | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Шарики» 4. Игра-шнуровка 5. Игра» Поезд» 6. Игра «Много» 7. Итог | | ||||
45 | 1 | Скоро весна | Развитие : -артикуляционной и мелкой моторики - внимания и восприятия - усидчивости -представлений об окружающем -Формирование понятий «широкий», «узкий» - Формировать устойчивые представления о цвете, форме, величине | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Игра с пуговицами «Весенние цветы» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра с прищепками «Тучки и солнышко» 6. Упражнение «Две дороги» 7. Итог | | ||||
46 | 1 | Мамин праздник | Развитие : -артикуляционной и мелкой моторики -восприятия, мышления -пространственной ориентировки - навыков классифицирования, сравнения -произвольного поведения - Формировать устойчивые представления о цвете | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Игра с пуговицами «Украшения для мамы» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «Столкни мяч» 6. Упражнение «Строим башню» 7. Итог | | ||||
47 | 1 | Шарик и шнурок | Развитие : -артикуляционной и мелкой моторики - мускулатуры кистей рук -слухового внимания, восприятия, мышления - учить определять слова, резко различные по звуковому составу - потренировать в различении 4 -х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Д/И «Нанизай кольца на шнурок» 4. Пальчиковая игра «Пять пальцев» 5. Упражнение «Какая у меня картинка» 6. Упражнение «Столкни мяч в корзину» 7. Итог | | ||||
48 | 1 | Кисточки | Развитие : -артикуляционной и мелкой моторики - умения различать геометрические фигуры по величине, -речи, мышления, памяти, тактильного восприятия - умения различать основные цвета -умения действовать по образцу -формирование понятий «Мягкий, «жесткий» | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Кисточки» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «Найди нужный цвет» 6. Игра «Большой, поменьше, маленький» 7. Итог | | ||||
49 | 1 | | Развитие артикуляционной и мелкой моторики -Развивать восприятие разных форм, цвета, устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине. - Развивать умение сопоставлять формы предметов с геометрическим образцом. - Формировать способность к обобщению - Знакомить детей с домашними и дикими животными. | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Кто что делает» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «Домик» 7. Итог | | ||||
50 | 1 | Баночка | -Развитие артикуляционной и мелкой моторики -Уточнять знания о величине предметов, уточнять цвета и их название. --Развивать внимание, наблюдательность, мышление. -развитие представлений о форме | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Что в баночке» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «Посуда» 6. Игра «Форма» 7. Итог | | ||||
51 | 1 | Куклы | -развитие артикуляционной и мелкой моторики -- Учить различать материю на ощупь -развитие внимания, мышления, сосредоточенности -умения действовать по инструкции | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Кукла раздевается после прогулки» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «Домино» 6. «Лего-игры» 7. Итог | | ||||
52 | 1 | Ящики | Развитие артикуляционной и мелкой моторики -учить детей обращать внимание на их внешний вид и внешний вид других детей глядя на себя в зеркало, друг на друга -Обучать перцептивным действиям идентификации и группировки по подражанию и по образцу -: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб). | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Д /и «Посмотри и назови» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Д/и «Правила поведения» 6. Игра «Почтовый ящик» 7. Итог | | ||||
53 | 1 | Узнай игрушку | Развитие: - артикуляционной и мелкой моторики -мышления, восприятия, концентрации внимания -умения соотносить основные цвета -ориентировки в пространстве -представлений о геометрических фигурах | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Найди игрушку» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра«Катаем и везем» 6. Д/и «Узнай и назови игрушку» 7. Итог | | ||||
54 | 1 | Строители | Развитие: - артикуляционной и мелкой моторики - Учить совмещать предмет с отверстием -учить действовать целенаправленно, последовательно: слева направо -учить держать предмет щепотью действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой. | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Посадим грибы» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «Строители» 6. «Лего-игры» 7. Итог | | ||||
55 | 1 | Игры | Развитие: - артикуляционной и мелкой моторики -восприятия, мышления -пространственной ориентировки - - Обучать их перцептивным действиям идентификации и группировки по подражанию и по образцу - - Закреплять знания детей геометрических форм (круг, квадрат) | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Собери ракету» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «Посмотри и переставь как я» 6. Игра «Сделай как у меня» 7. Итог | | ||||
56 | 1 | Цвет в мешочке | Развитие: - артикуляционной и мелкой моторики -внимания и восприятия - целенаправленных -учить, соотносить отверстие шарика со стержнем. Обогащать сенсорный опыт детей; -развивать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем. -Стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребенка к предметам, обеспечивая положительную мотивацию. | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Цветная горка» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «Чудесный мешочек» 6. Игра «Один-много» 7. Итог | | ||||
57 | 1 | Нахождение предметов | Развитие: - артикуляционной и мелкой моторики -внимания и мышления, речи - совершенствовать навык ходьбы, развивать ловкость, равновесие. - Выделение цвета по показу, называние цаета - Удерживать в памяти представление о предметах разной величины и находить их по истечении некоторого времени. | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Нахождение предмета по цвету» 5. Игра «Сходим к мишке в гости» 6. Игра «Найди, где спрятано 7. Итог | | ||||
58 | 1 | Рассказ | Развитие: - артикуляционной и мелкой моторики -мышления и речи - Учить действовать по цветовому сигналу, развивать внимание -учить узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. - Учить систематизировать свойства, выкладывая последовательный ряд предметов. | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Хлоп-хлоп» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «Угадай, о чем я рассказала» 6. Упражнение «Найди место для матрешки» 7. Итог | | ||||
59 | 1 | Воздушные шары | Развитие: - артикуляционной и мелкой моторики -внимания и восприятии -наглядно-образного мышления - учить анализировать условия для решения практической задачи, используя вспомогательное средство. - | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Поймай шарик» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «Мячи» 6. Игра «Воздушные шары» 7. Итог | | ||||
60 | 1 | Машинка | Развитие: - артикуляционной и мелкой моторики - Продолжать анализировать условия практической задачи; учить искать орудия в окружающей обстановке, используя их для достижения цели; формировать согласованность действий рук. -: уточнять значения слов: «каждый», «все», «остальные», «кроме»; формировать умение -различать и называть геометрические фигуры --формирование представлений о цвете. ; -учить составлять группы предметов, одинаковых по цвету | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Найди машинку» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «Достань машинку» 6. Упражнение «Цвет фигур» 7. Итог | | ||||
61 | 1 | Кому что | Развитие: - артикуляционной и мелкой моторики -памяти и внимания - Продолжать учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета; -учить выделять цвет и форму в качестве основания для группировки предметов. | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Пуговицы» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра Ч»то изменилось» 6. Упражнение «Кому что дать» 7. Итог | | ||||
62 | 1 | Жуки | Развитие: - артикуляционной и мелкой моторики -восприятия и сосредоточения - координации зрительного, слухового и моторного анализаторов - тренировка подвижности нервных процессов, -формирование умения ориентироваться в пространстве и различать цвета. | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Жуки» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «Трубочка» 6. Упражнение «Найди свой цвет» 7. Итог | | ||||
63 | 1 | Рассположение в пространстве | Развитие: - артикуляционной и мелкой моторики -мышления, воображения -целостного восприяиия, речи - Формировать у детей представление о пространственном соотношении частей одного предмета; -закреплять имеющиеся представления о целостном образе предмета, его форме и величине частей; составлять целое из частей. | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «дорисуй, чтобы получилась картинка» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)» 6. Упражнение «Что нарисовано» 7. Итог | | ||||
64 | 1 | Зайчики | -Развитие - артикуляционной и мелкой моторики -Формировать у детей представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, -продолжать развивать внимание и запоминание - Продолжать формировать восприятие пространства, показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться -учить подражанию действиям взрослого и по образцу. | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3. Упражнение «Зайчик» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «айчики» 6. Упражнение «Запомни и найди» 7. Итог | | ||||
65 | 1 | Слова | -развитие артикуляционной и мелкой моторики -Продолжать формировать тактильное различение свойств предметов; -познакомить с тактильным различением температуры и значением слов «холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло», «горячо» -родолжать различать близкие по звучанию слова -развивать слуховое внимание -учить соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным -учить называть предмет, опознанный на ощупь, и его изображение | 1.Организационный момент. Приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика 3.Упражнение «Холодно-тепло-горячо» 4. Пальчиковая гимнастика Су джок 5. Игра «Найди картинку» 6. Игра «Лото (определи слово)» 7. Итог | |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебно- методическое обеспечение
1. Демонстрационный материал по лексическим темам («Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Посуда», «Мебель», «Моя семья» и т.д.)
2. Счётный материал (6 математических наборов: геометрические фигуры, счётные палочки, цифры)
3. Демонстрационные таблицы, плакаты («Времена года», «Геометрические фигуры»)
4. Материал для тактильного развития
5. Набор предметных картинок
6. Логические блоки Дьенеша
7. Коробка форм- 2 шт
8. Разрезные картинки; картинки-половинки
9. Мозаика
10. Конструктор
11. Пирамидки
12. Лото
13. Домино
14. Трафареты, шнуровки
15. Массажные мячики
16. Развивающие игры ( «Важные профессии», «Форма», «Цвета» и др.)
17.Разнообразный художественный материал: пластилин, фломастеры, карандаши)
Методическое обеспечение
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики. — М.: Владос, 2003. — 400 с.
Боровская И. К. Учимся ориентироваться в пространстве: пособие для детей дошк. Возраста с особенностями психофизического развития. Мн.: Нар. Асвета, 2005. – 32с.
Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР.М., 1999.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
Забрамная С.Д. Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. М., 2002.
Закревская О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2001.- 220 с.
Комплексные занятия с детьми 3-7 лет:формирование мелкой моторики, развитие речи / авт.-сост. Н. Л. Стефанова.- Волгоград : Учитель. –261 с.
Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. А. И. ДербинаЛ. Е. Кыласова. – Волгооград: Учитель, 2016.- 87 с.
Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.—М.: Просвещение, 1992.— 95
Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребёнком. СПб. «Речь», 2006.
Никулина Ф. Х. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет: Изд. 2. – Волгоград: Учитель. -140 с.
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром; Мозаика-Синтез - Москва, 2012. - 405 c.
Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста – М; Владос, 2008. – 141 с.
Царева Ю. В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр - М.: Книголюб, 2008. - 48 с.
Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия»
3.2 Примерный распорядок дня
Вид деятельности | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Прием и осмотр детей, игры, самостоятельная деятельность | 07:00–08:00 | 07:00–08:00 | 07:00–08:00 | 07:00–08:00 | 07:00–08:00 |
Утренняя гимнастика | 08:00–-08:10 | 08:00–-08:10 | 08:00–-08:10 | 08:00–-08:10 | 08:00–-08:10 |
Игры, самостоятельная деятельность | 08:10–08:25 | 08:10–08:25 | 08:10–08:25 | 08:10–08:25 | 08:10–08:25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08:25–08:55 | 08:25–08:55 | 08:25–08:55 | 08:25–08:55 | 08:25–08:55 |
Игры, самостоятельная деятельность | 08:55–09:00 09:50–10:00 | 09:40–09:50 10:20–10:30 10:50–11:00 11:50–12:25 | 09:20–09:30 08:55–09:00 09:50–10:00 11:50–12:25 | 08:55–09:00 09:50–10:00 10:10–10:25 | 09:15–09:25 09:45–10:00 |
Организованная образовательная деятельность. | 09:00–09:20 09:30–09:50 | 10:00–10:20 10:30–10:50 11:00–11:20 (1 под) 11:30-11:50 (2 под) | 09:00–09:20 09:30–09:50 | 09:00–09:20 (1 под.) 09:30–09:50 (2 под.) 10:25–10:45 | 08:55–09:15 09:25–09:45 |
Второй завтрак | 10:00–10:10 | 09:50–10:00 | 10:00–10:10 | 10:00–10:10 | 10:00–10:10 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10:10–12:10 | 08:55–9:40 | 10:10–12:10 | 10:45–12:10 | 10:10–12:10 |
Возвращение с прогулки | 12:10–12:25 | 09:40–10:00 | 12:10–12:25 | 12:10–12:25 | 12:10–12:25 |
Обед | 12:30–13:00 | 12:30–13:00 | 12:30–13:00 | 12:30–13:00 | 12:30–13:00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13:00–15:00 | 13:00–15:00 | 13:00–15:00 | 13:00:–15:00 | 13:00–15:00 |
Подъем, воздушные процедуры, игры | 15:00–15:20 | 15:00–15:20 | 15:00–15:20 | 15:00–15:20 | 15:00–15:20 |
Полдник | 15:20–15:40 | 15:20–15:40 | 15:20–15:40 | 15:20–15:40 | 15:20–15:40 |
Организованная образовательная деятельность | – | – | – | – | – |
Игры, самостоятельная деятельность, чтение худ. литературы | 15:40–16:40 | 15:40–16:40 | 15:40–16:40 | 15:40–16:40 | 15:40–16:40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16:40–18:00 | 16:40–18:00 | 16:40–18:00 | 16:40–18:00 | 16:40–18:00 |
Возвращение с прогулки, игры | 18:00–18:15 | 18:00–18:15 | 18:00–18:15 | 18:00–18:15 | 18:00–18:15 |
Подготовка к ужину, ужин | 18:15–18:45 | 18:15–18:45 | 18:15–18:45 | 18:15–18:45 | 18:15–18:45 |
Игры, уход детей домой | 18:45–19:00 | 18:45–19:00 | 18:45–19:00 | 18:45–19:00 | 18:45–19:00 |
Сафина Гузалия Минахматовна
Рощупкина Виктория Викторовна
Коновалова Елена Валерьевна
Рощупкина Виктория Викторовна