Доклад «Психологические особенности подросткового возраста»
Доклад
«Психологические особенности подросткового возраста»
педагог-психолог Щебетюк Е.С.
Здравствуйте, уважаемые родители! Во время обучения ребенка в школе педагоги и родители должны объединять усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его "втором” доме – в школе-интернате.
Как вы знаете, в средней школе часто начинаются проблемы подросткового возраста. Подростки меньше уделяют внимания учебной деятельности, стараются любыми возможными способами заявить о себе: проявлением агрессивности и грубости, уходом в свой мир, в мир своих друзей и интересов.
Подростковый возраст — это переходный этап между детством и взрослостью. Он обычно наступает в 10–11 лет, так называемый младший подростковый возраст, и заканчивается 16–18.
Подростковый возраст – один из самых непростых детских возрастов. В этом возрасте меняются условия жизни и деятельности ребенка, происходит перестройка психики.
Подросток проявляет притязания на признание, начинает осознавать себя как будущего юношу или девушку, определяется в социальном пространстве, осмысливает свои права и обязанности. Ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны взрослых.
Одна из особенностей данного периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками по-разному.
Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Основным видом деятельности подросткового возраста называют общение со сверстниками. Они стремятся подражать друг другу, принадлежать к какой-то группе. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, устанавливаются отношения уважения друг к другу или наоборот - проявляются признаки агрессивного поведения.
Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: одна из них - это потребность в принадлежности к группе, а вторая – желание остаться наедине с собой, обособленность.
В это же время у многих подростков начинает проявляться отклоняющееся поведение.
К отклоняющемуся поведению относится:
- нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);
- грубость, сквернословие, критика взрослых, неподчинение;
- побеги из дома, воровство;
- курение, употребление алкоголя, запрещенных веществ;
- интерес к противоположному полу;
- хулиганство, унижение других;
- нежелание носить школьную форму;
- агрессивные проявления, драки.
Любое агрессивное или отклоняющееся поведение подростка – это сигнал внутреннего дискомфорта, и задача родителей – разобраться в причинах и помочь ребенку справиться с ситуацией.
Что же является основными причинами агрессивного и отклоняющегося поведения подростков?
Это:
- повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
- стремление к самостоятельности и независимости;
- стремление получить сильные впечатления;
- состояние здоровья (заболевания) ребенка;
- пренебрежение со стороны сверстников, недостаточная уверенность в себе;
- чрезмерная занятость родителей;
- примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации;
- неблагополучная ситуация в семье;
- недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными ситуациями;
- стрессовые жизненные ситуации;
- непонимание со стороны взрослых.
Как писал известный психолог Эрих Фромм: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли».
Как вы знаете, у нас особенные дети. И если вы замечаете, что у вашего ребенка появились явные проблемы в поведении, ты вы можете обратиться за помощью к клиническому психологу, психотерапевту или психиатру, так как многим детям в нашей школе требуется и специализированное лечение.
А сейчас мы дадим вам основные рекомендации по взаимодействию с подростками:
Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не только свои желания, но и его возможности.
Обращайте внимание на стойкие выраженные признаки отклоняющегося, агрессивного поведения и вовремя обращайтесь за помощью.
Спрашивайте у подростка о его друзьях и интересах.
Будьте тактичны в проявлении воздействий на ребёнка.
Включайте подростка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.
Спасибо за внимание!
Список литературы
Дундукова И.В. Родительское собрание «Подростковая агрессия и её причины»
Семяшкина И.В. Родительское собрание «Этот трудный возраст»Левина Л.М. Родительское собрание «Особенности подросткового возраста. Формирование самосознания»