12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна61722
Учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей биологии и химии
Россия

Психологический комфорт в классе

как условие развития личности обучающегося

Бобырь Елена Владимировна

учитель высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ № 1 им. В.С. Богатырева

р.п. Охотск, Хабаровский край

    Школа – это место, где каждый ребёнок занимается интересным для него делом с учётом своих возможностей и потребностей, находит новых друзей, учится общаться со сверстниками, одноклассниками и взрослыми, что в дальнейшем определяет сложную систему его отношений к жизни и людям. Именно сплоченный классный коллектив является мощным инструментом воспитания, благодаря которому обучающиеся получают опыт группового сотрудничества, социальной ответственности и межличностного взаимодействия. Поэтому важным условием благополучного развития здоровой, творческой, уверенной в своих силах личности обучающихся является наличие в школе и в классе благоприятного социально-психологического климата.

    Благоприятный психологический климат – это климат, при котором в классе присутствует доброжелательная атмосфера, где каждый участник классного коллектива чувствует доверие, поддержку, заботу, причастность ко всему происходящему, чувствует себя уверенным, защищенным и принятым в коллективе, активно вступает в общение.

 Наиболее сложной задачей в работе учителя с учащимися является создание психологического комфорта на уроке. Педагогу важно постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство, хорошо знать возрастные психологические особенности обучающихся, развивать в себе педагогическую наблюдательность, гуманно относиться к каждому ученику. Учитель должен владеть разными способами и методами, которые способствуют созданию доброжелательной обстановки на уроке – уметь вести спокойную беседу, тактично исправлять ошибки ученика, внимательно относиться к каждому высказыванию, поощрять самостоятельную мыслительную деятельность, поощрять стремление ученика к самоанализу, уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель, где-то применить уместный юмор или сделать небольшое отступление. Если обучающиеся чувствуют доброжелательное позитивное окружение вокруг себя, то это помогает им ставить правильные и нужные цели, это сильно мотивирует их к учебной деятельности. Отсутствие эмоционального дискомфорта, внутреннего напряжения, нежелательного психологического барьера помогает учащимся выражать свою точку зрения, смелее высказываться, раскрывать свой творческий потенциал, активно взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Положительное эмоциональное настроение помогает эффективному усвоению изучаемого материала детьми и способствует разностороннему развитию индивидуальности ребенка.

  Психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Формирование и совершенствование социально-психологического климата –это постоянная практическая задача классного руководителя. Его главная задача – правильно построить и развивать взаимоотношения в классе, создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», радовать своими успехами и достижениями.

    Воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии ребёнка. Каждый день учащиеся приходят в свой класс с разным эмоциональным настроением. Учителю, зная и понимая чувства каждого своего ученика, нужно помочь сформировать для них максимально благоприятную обстановку, дать только положительный настрой и развеять негативные мысли. Важно, чтобы учащиеся чувствовали доброту, тепло, понимание, сострадание, комфортно ощущали себя на уроках, учились помогать друг другу в разных ситуациях, а учитель помогал детям поверить в собственные силы и постоянно поддерживал их.

    Есть простая истина – успешная совместная работа возможна только тогда, когда все её участники могут найти общий язык и прийти к согласию. Для создания благоприятного психологического климата в классе нужно находить общие интересы, которые объединяли бы всех учащихся класса, создавать условия для организации совместной деятельности, организовывать общие коллективно-творческие дела, формировать традиции класса, поощрять активность, инициативность, креативность, работоспособность. Чтобы помочь учащимся при постановке целей в учебной и творческой деятельности, раскрытии своих личностных качеств важно систематически проводить ситуационные и тематические классные часы, внеклассные и общешкольные мероприятия, организовывать участие детей в различных конкурсах, спортивных соревнованиях, социально-значимых акциях. Для этого большое значение имеет то, чтобы учитель сам имел активную жизненную позицию по отношению к учащимся и классу, его ориентация на эмоциональный комфорт детей, формирующий благоприятный психологический климат.

    Для изучения и формирования социально-психологического и эмоционального климата в классе можно использовать следующие психолого-педагогические приёмы:

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся;

- определение структуры класса;

- выявление лидера (-ов) и его (их) роли в классном коллективе;

- выявление причин конфликтов между обучающимися и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

- социально-психологическая коррекция взаимоотношений в классном коллективе с применением тренингов, консультаций, индивидуальных и групповых бесед;

- определение влияния личности учителей, работающих в классе, их педагогических стилей на взаимодействие с обучающимися;

- проведение игр и упражнений, направленных на сплочение и укрепление классного коллектива;

- развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества.

    Большую помощь классному руководителю в получении дополнительной информации о личности обучающегося, создании благоприятного социально-психологического климата в классе окажут разные диагностические методики, такие как:

- «социометрия» (изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе);

- «пьедестал» (изучение взаимоотношений учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определение нравственной стороны взаимоотношений учащихся);

- «дом, в котором я живу» (изучение привязанности учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам);

- «фотография» (определение степени самооценки каждого учащегося, степени его включенности в жизнь класса) и др.

     Данные методики в открытом доступе широко представлены в сети Интернет.

    В создании благоприятного психологического климата в классе окажет большую помощь и работа с родителями обучающихся. Используя различные методы психолого-педагогической диагностики (тренинги, деловые и интерактивные игры, анкетирование, наблюдение совместные мероприятия родителей с детьми и др.), классный руководитель может поближе познакомиться с каждым ребёнком, понять уклад жизни семей, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

  Таким образом, благоприятный психологический климат – это важнейшее условие психического здоровья и успешности жизнедеятельности детей, способствующий лучшему усвоению учебного материала и полноценному развитию личности каждого ребёнка. Создание благоприятного психологического климата является важной задачей педагогической деятельности, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди, способные адаптироваться в разных жизненных ситуациях, представляют особую ценность для современного общества.

Послесловие

    В основе сплочения детского коллектива лежит труд, общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять постоянное внимание. В этом учебном году я стала классным руководителем пятого класса. Моя педагогическая работа, в первую очередь, направлена на формирование сплоченного классного коллектива. Работая с детьми, я создаю условия для повышения комфортности их самочувствия в классе и в школе. В нашем классном коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем участникам образовательного процесса, мы учимся быть толерантными, ответственными, активными, доброжелательными, открытыми для общения. Пятиклассники с большим удовольствием участвуют в совместных коллективно-творческих делах, внеклассных мероприятиях, спортивных соревнованиях, конкурсах различного уровня. В нашем классе преобладает оптимизм в настроении, одобрение и поддержка, понимание и взаимная помощь, отношения строятся на принципах сотрудничества. Все ребята полны энергии, активны, у них «горят» глаза, они быстро откликаются, если нужно сделать какое-нибудь полезное дело. Пятиклассники стараются добиваться высоких результатов в учебной и внеурочной деятельности. 

​​​​​​Приложение 1. Мониторинг участия учащихся в различных мероприятиях в 2021-2022 учебном году.

y1645763217.jpg

a1645763253.jpg
Мониторинг участия учащихся в мероприятиях/ 22.35 Кб
Приложение 2. Фотоотчет об отдельных мероприятиях, проведённых в классе, в 2021-2022 учебном году. 
b1645414298.png

​​​​​​​j1645413054.png

​​​​​​​s1645413713.png
i1645411529.png

x1645411652.png

x1645411705.png
w1645411843.png
c1645412038.png
v1645412154.png
​​​​​​​k1645414123.png
a1645412230.png
c1645412298.png
j1645412370.png
y1645412815.png​​​​​​​

Использованные источники:

https://multiurok.ru/files/psikhologhichieskii-klimat-v-klassie.html

https://krimgimnaziya.crm.eduru.ru/media/2020/01/22/1251734034/Psixologicheskij_klimat_klassnogo_kollektiva.pdf

https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/sozdanie_blagopriiatnogo_psikhologicheskogo_klimata_v_klasse

www.dfc.59209s046.edusite.ru/p12aa1.html

https://infourok.ru/formirovanie-blagopriyatnogo-socialno-...diteley-2670450.html

https://pandia.ru/text/80/568/27359.php

https://spcdribin.schools.by/pages/psihologicheskij-klimat-v-klasse


Проверка текста на уникальность:

t1645406703aa.png

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Юлия Васильевна Воробьева, 21.02.22 в 06:59 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за столь ценный опыт работы, Елена Владимировна!
Трефилова Раиса Поликарповна, 21.02.22 в 09:42 4Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, благодарю за представление опыта работы! С интересом ознакомилась с Вашей публикацией!
Порошина Ольга Анатольевна, 21.02.22 в 12:55 4Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо, что поделились интересным материалом, который будет востребован многими педагогами!
Колышкина Елена Владимировна, 21.02.22 в 14:46 5Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Елена Владимировна, за интересный и актуальный опыт работы с классным коллективом! Успехов в конкурсе!
Фалина Ирина Валериевна, 22.02.22 в 12:10 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна! Вашему классу повезло с классным руководителем. Столько интересных разноплановых мероприятий! Успеха Вам в вашей работе и конкурсе.
Лещёва Светлана Николаевна, 03.03.22 в 19:26 2Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо большое за интересную публикацию! С удовольствием познакомилась с Вашим опытом работы. Дальнейших творческих успехов и победы в конкурсе!!!!!!!!!
Самойлова Наталья Владимировна, 05.03.22 в 12:30 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна, за Ваш замечательный опыт работы с детьми!
Галина Меркулова, 18.01.23 в 23:01 1Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо большое за интересную работу.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.