Психологический комфорт в классе как условие развития личности обучающегося
Психологический комфорт в классе
как условие развития личности обучающегося
Бобырь Елена Владимировна
учитель высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 1 им. В.С. Богатырева
р.п. Охотск, Хабаровский край
Школа – это место, где каждый ребёнок занимается интересным для него делом с учётом своих возможностей и потребностей, находит новых друзей, учится общаться со сверстниками, одноклассниками и взрослыми, что в дальнейшем определяет сложную систему его отношений к жизни и людям. Именно сплоченный классный коллектив является мощным инструментом воспитания, благодаря которому обучающиеся получают опыт группового сотрудничества, социальной ответственности и межличностного взаимодействия. Поэтому важным условием благополучного развития здоровой, творческой, уверенной в своих силах личности обучающихся является наличие в школе и в классе благоприятного социально-психологического климата.
Благоприятный психологический климат – это климат, при котором в классе присутствует доброжелательная атмосфера, где каждый участник классного коллектива чувствует доверие, поддержку, заботу, причастность ко всему происходящему, чувствует себя уверенным, защищенным и принятым в коллективе, активно вступает в общение.
Наиболее сложной задачей в работе учителя с учащимися является создание психологического комфорта на уроке. Педагогу важно постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство, хорошо знать возрастные психологические особенности обучающихся, развивать в себе педагогическую наблюдательность, гуманно относиться к каждому ученику. Учитель должен владеть разными способами и методами, которые способствуют созданию доброжелательной обстановки на уроке – уметь вести спокойную беседу, тактично исправлять ошибки ученика, внимательно относиться к каждому высказыванию, поощрять самостоятельную мыслительную деятельность, поощрять стремление ученика к самоанализу, уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель, где-то применить уместный юмор или сделать небольшое отступление. Если обучающиеся чувствуют доброжелательное позитивное окружение вокруг себя, то это помогает им ставить правильные и нужные цели, это сильно мотивирует их к учебной деятельности. Отсутствие эмоционального дискомфорта, внутреннего напряжения, нежелательного психологического барьера помогает учащимся выражать свою точку зрения, смелее высказываться, раскрывать свой творческий потенциал, активно взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Положительное эмоциональное настроение помогает эффективному усвоению изучаемого материала детьми и способствует разностороннему развитию индивидуальности ребенка.
Психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Формирование и совершенствование социально-психологического климата –это постоянная практическая задача классного руководителя. Его главная задача – правильно построить и развивать взаимоотношения в классе, создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», радовать своими успехами и достижениями.
Воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии ребёнка. Каждый день учащиеся приходят в свой класс с разным эмоциональным настроением. Учителю, зная и понимая чувства каждого своего ученика, нужно помочь сформировать для них максимально благоприятную обстановку, дать только положительный настрой и развеять негативные мысли. Важно, чтобы учащиеся чувствовали доброту, тепло, понимание, сострадание, комфортно ощущали себя на уроках, учились помогать друг другу в разных ситуациях, а учитель помогал детям поверить в собственные силы и постоянно поддерживал их.
Есть простая истина – успешная совместная работа возможна только тогда, когда все её участники могут найти общий язык и прийти к согласию. Для создания благоприятного психологического климата в классе нужно находить общие интересы, которые объединяли бы всех учащихся класса, создавать условия для организации совместной деятельности, организовывать общие коллективно-творческие дела, формировать традиции класса, поощрять активность, инициативность, креативность, работоспособность. Чтобы помочь учащимся при постановке целей в учебной и творческой деятельности, раскрытии своих личностных качеств важно систематически проводить ситуационные и тематические классные часы, внеклассные и общешкольные мероприятия, организовывать участие детей в различных конкурсах, спортивных соревнованиях, социально-значимых акциях. Для этого большое значение имеет то, чтобы учитель сам имел активную жизненную позицию по отношению к учащимся и классу, его ориентация на эмоциональный комфорт детей, формирующий благоприятный психологический климат.
Для изучения и формирования социально-психологического и эмоционального климата в классе можно использовать следующие психолого-педагогические приёмы:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
- определение структуры класса;
- выявление лидера (-ов) и его (их) роли в классном коллективе;
- выявление причин конфликтов между обучающимися и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
- социально-психологическая коррекция взаимоотношений в классном коллективе с применением тренингов, консультаций, индивидуальных и групповых бесед;
- определение влияния личности учителей, работающих в классе, их педагогических стилей на взаимодействие с обучающимися;
- проведение игр и упражнений, направленных на сплочение и укрепление классного коллектива;
- развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества.
Большую помощь классному руководителю в получении дополнительной информации о личности обучающегося, создании благоприятного социально-психологического климата в классе окажут разные диагностические методики, такие как:
- «социометрия» (изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе);
- «пьедестал» (изучение взаимоотношений учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определение нравственной стороны взаимоотношений учащихся);
- «дом, в котором я живу» (изучение привязанности учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам);
- «фотография» (определение степени самооценки каждого учащегося, степени его включенности в жизнь класса) и др.
Данные методики в открытом доступе широко представлены в сети Интернет.
В создании благоприятного психологического климата в классе окажет большую помощь и работа с родителями обучающихся. Используя различные методы психолого-педагогической диагностики (тренинги, деловые и интерактивные игры, анкетирование, наблюдение совместные мероприятия родителей с детьми и др.), классный руководитель может поближе познакомиться с каждым ребёнком, понять уклад жизни семей, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Таким образом, благоприятный психологический климат – это важнейшее условие психического здоровья и успешности жизнедеятельности детей, способствующий лучшему усвоению учебного материала и полноценному развитию личности каждого ребёнка. Создание благоприятного психологического климата является важной задачей педагогической деятельности, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди, способные адаптироваться в разных жизненных ситуациях, представляют особую ценность для современного общества.
Послесловие
В основе сплочения детского коллектива лежит труд, общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять постоянное внимание. В этом учебном году я стала классным руководителем пятого класса. Моя педагогическая работа, в первую очередь, направлена на формирование сплоченного классного коллектива. Работая с детьми, я создаю условия для повышения комфортности их самочувствия в классе и в школе. В нашем классном коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем участникам образовательного процесса, мы учимся быть толерантными, ответственными, активными, доброжелательными, открытыми для общения. Пятиклассники с большим удовольствием участвуют в совместных коллективно-творческих делах, внеклассных мероприятиях, спортивных соревнованиях, конкурсах различного уровня. В нашем классе преобладает оптимизм в настроении, одобрение и поддержка, понимание и взаимная помощь, отношения строятся на принципах сотрудничества. Все ребята полны энергии, активны, у них «горят» глаза, они быстро откликаются, если нужно сделать какое-нибудь полезное дело. Пятиклассники стараются добиваться высоких результатов в учебной и внеурочной деятельности.
Приложение 1. Мониторинг участия учащихся в различных мероприятиях в 2021-2022 учебном году.
Мониторинг участия учащихся в мероприятиях/ 22.35 Кб
Использованные источники:
https://multiurok.ru/files/psikhologhichieskii-klimat-v-klassie.html
www.dfc.59209s046.edusite.ru/p12aa1.html
https://infourok.ru/formirovanie-blagopriyatnogo-socialno-...diteley-2670450.html
https://pandia.ru/text/80/568/27359.php
https://spcdribin.schools.by/pages/psihologicheskij-klimat-v-klasse
Проверка текста на уникальность:
Юлия Васильевна Воробьева
Трефилова Раиса Поликарповна
Порошина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Фалина Ирина Валериевна
Лещёва Светлана Николаевна
Самойлова Наталья Владимировна
Галина Меркулова