Статья на тему «Психологическое сопровождение одарённых и талантливых детей»
Рекомендации для педагогов, работающим с одаренными детьми
DOCX / 15.59 Кб
Для родителей одаренных
DOCX / 12.07 Кб
Пакет диагностик для выявления одаренности и талантливости
RAR / 335.88 Кб
Психологическое сопровождение одаренных и талантливых детей в МБОУ «Гимназия»
Одна из сфер совместной деятельности педагога и психолога в современной школе - работа с одаренными детьми. Дети с высокой познавательной активностью, развитыми творческими способностями, оригинальностью ассоциативного мышления, умеющие планировать предстоящую деятельность в ситуации классно-урочной системы обучения зачастую не получают должного внимания со стороны педагогов.
Именно поэтому одно из приоритетных направлений современной школы – работа с одаренными детьми.
Ежегодно в гимназии проводятся следующие диагностические исследования:
Исследование мышления - диагностика уровня развития интеллекта школьников, изучение креативности, творческого мышления.
ШТУР – школьный тест умственного развития
Тест Гилфорда и Торранса
Методика Вартега «Круги»
Исследование психических процессов (память, внимание):
«Интеллектуальная лабильность» - исследование переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других
«Доминирующий тип памяти»
«Корректурная проба» - изучение индивидуальных особенностей распределения внимания
Исследование способностей - выявление задатков, интересов и склонностей, а также выявление профессиональных интересов и склонностей.
«Карта интересов»
ДДО – дифференциально-диагностический опросник (Е.А.Климов)
«Профиль»
Диагностика задатков и склонностей (по В.П.Симонову)
Для педагогов проводим тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми.
По результатам диагностики выявлено 189 одаренных учащихся, основные интересы и склонности которых лежат в следующих сферах: художественная деятельность, природа, гуманитарная сфера, техника, человек.
Тест для учителей показал, что 20% имеют высокий уровень склонности к работе с одаренными детьми, 62% - средний.
Анализируя данные, разрабатываем рекомендации для учителей и родителей по работе с одаренными детьми.
На основе полученных данных продумываем принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
Принцип максимального разнообразия представленных возможностей развития личности
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности
Принцип индивидуализации и дифференциации
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя
Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг и помощи.
Выстраиваем педагогическую систему, которая строится на 4 базовых идеях:
На осознании самоценности каждого школьника как уникальной личности
На неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том, числе его творческих способностей
На приоритете внутренней свободы перед внешней, необходимой для творческого саморазвития
На понимании природы творческого интегрального саморазвития.
Таким образом, в гимназии ведется работа по выявлению одаренных детей и созданию условий для развития одаренности. Мы наметили систему выявления одаренных детей, подобрали методический и диагностический материал, создали предварительный банк данных одаренных детей.
Елена Вениаминовна Чурина