Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей»
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей»
«Одарённость человека – это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать
за ним, сделать всё необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский
Одним из направлений работы по внедрению ФГОС является психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка.
Одним из важных условий развития одаренности детей в детском саду является организация их психолого-педагогического сопровождения. Педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дошкольной образовательной организации должна строиться методически грамотно.
По мнению О.С. Газмана, рассматривая педагогическое сопровождение как особую целостную систему педагогической деятельности, следует обратить внимание, прежде всего, на триаду обязательных взаимосвязанных между собой компонентов, которые составляют структуру педагогического сопровождения.
Целью педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста является обеспечение успешного развития ребенка в конкретной детской среде в условиях дошкольной образовательной организации.
Существует несколько видов одаренности.
В своей работе я разрабатываю и использую механизмы выявления способных воспитанников к творческой деятельности. В процессе воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, провожу наблюдения и диагностические обследования, направленные на выявление детей, которые обнаруживают ту или иную специальную или общую одарённость. Такие дети любознательны, легко усваивают предложенный им дополнительный материал.
Для выявления у детей таких способностей я использовала: методику В.Синельникова, В.Кудрявцева«Как спасти зайку»;методику П. Торренса «Нарисуй картинку»;методику А.Н.Бернштейна «Последовательность событий».
Я считаю, что театрализованная деятельность - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка и воспитания творческой личности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи и воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. У них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, память и речь, умение видеть необычные явления в обычной жизни.
Одной из самых интересных форм работы считаю коллективную театрализацию, так как, она целостно воздействует на личность ребёнка и его раскрепощение, вовлекает в действие и самостоятельное творчество, развивает все ведущие психические процессы. Коллективная театрализация способствует самопознанию и самовыражению личности, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости.
В занятия кружка я включаю чтение сказок и беседы по ним, игры-драматизации, игры-превращения, образные упражнения, упражнения на развитие пластики и на расслабление мышц, упражнения для социально-эмоционального развития детей и задания для развития речевой интонационной выразительности. Воспитанники моей группы показывают сценки, инсценировки, сказки. Готовые произведения используются на праздниках, досугах, развлечениях, тематических утренниках. Большую помощь в изготовлении атрибутов и костюмов оказывают родители. Они помогают в отборе атрибутов, с большим удовольствием интересуются успехами своих детей, приходят на представление детей.
Одаренные дети являются ценнейшим генофондом российского общества и мирового пространства. Благодаря реализации ресурсов способных детей происходит полное раскрытие способностей и таланта одарённого ребёнка, что является важной задачей не только для него самого, его родителей, но и специалистов в области педагогики и психологии. Педагогическое сопровождение одаренных детей является неотъемлемым элементом гуманизации образования России в условиях ее модернизации. Одаренность в дошкольном возрасте берет начало для полного развития и раскрытия потенциала по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, а выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы дошкольного образования.