Психолого – педагогическое мероприятие по элементам сказкотерапии: «Дерево добра и успеха»
Психолого – педагогическое мероприятие по элементам сказкотерапии:
«Дерево добра и успеха»
Цели: 1. Коррекционно – психологическая – развитие рефлексивного самосознания учащихся; формирование восприятия, представлений о символическом изображении предметов; развитие воображения, речи учащихся, мышления; познавательного интереса; произвольного внимания; творческого воображения; коррекция и развитие психомоторной и эмоциональной сфер; коммуникативных навыков, связной речи.
2. Воспитательная – формирование умений у детей сотрудничать в группе; развитие самоконтроля, умения слушать; развитие навыков аккуратности воспитанности; формирование стойкого интереса к удивительному миру сказок; развитие и совершенствование высших социально – нравственных эстетических чувств.
Ход занятия:
1. Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну притчу. Прослушайте её внимательно.
Согласно легенде в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполнение желаний. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали их искать. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить своё желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими огромными, что дерево не справлялось с ними. Люди забыли самый главный секрет легенды, который гласил: « Что каждый человек выращивает своё дерево, а чтобы дерево росло красивым, сильным и не погибло, то питает его своими хорошими поступками, успехами и достижениями»
2. (Вопросы для обсуждения). Ребята! Как вы поняли притчу?
Где можно найти дерево успеха и достижения?
Как вы понимаете слова «Успех», «Достижение»?
Каких успехов и достижений в школьной жизни вы хотите достичь?
Хотите ли вы сегодня в классе вырастить такое дерево? И чтобы оно обязательно зацвело?
3. Сегодня наше дерево обязательно зацветёт, а чтобы это произошло нам необходимо небного чуда. Для этого мы обратимся к сказкам, ведь сказки всегда учат добру, уму – разуму, красоте. Мы с вами сегодня в этом убедимся, но для этого нам необходимо будет справиться с несколькими заданиями, чтобы достичь успеха.
Каждое ваше достижение или успех поможет дереву покрыться разноцветной листвой. Если вы достигнете успеха в задании угадать сказку по деталям и успешно отгадаете загадки – появятся зелёные листики, если вы достигнете успеха в выполнении задания «Скажи наоборот» и успешно расскажите свою сказку - появятся жёлтые листики, если вы нарисуете сказку – появятся красные листики.
Как только на нашем дереве появляется три любые листочка, сразу распускается цветок, ещё три ещё цветок. Так мы с вами сможем совершить чудо – наше дерево зацветёт у нас в классе на наших с вами глазах.
4. «Угадай сказку по деталям».
Цель: развитие сенсорно – перцептивных навыков, произвольного внимания, коррекция и развитие пространственного мышления.
Ребятам предлагается иллюстрация к сказке накрытая чистым листом бумаги с вырезанным элементом. По вырезанному элементу учащиеся должны догадаться, к какой иллюстрации относится сказка.
5. «Викторина Изабель».
Цель: развитие внимания, словесно – логического мышления, воображения, активности.
Правила игры: вывешивается номера секторов 1,2,3,4. Участникам задаётся вопрос и предлагаются 4 варианта ответов. Каждый решает, какой из них правильный и встаёт к той цифре, которая по его мнению даёт правильный ответ. Кто встал к другому сектору, выходит из игры.
1. Когда Золушка должна была возвратиться с балла:
а) 10 ч
б) 12 ч
в)11 ч
г) 1 ч. Ночи
2. Сколько монет было у Буратино:
а) 8
б) 1
в) 10
г) 5
3. Как звали собаку в сказке «Приключения Буратино»:
а) Бобина
б) Артемон
в)Каштанка
г) Ассоль
4. Как звали папу в сказке « 3 медведя»:
а) Михайло Потапович
б) Михайло Иванович
в) Михайло Михайлович
г) Потап Михайлович
5. Что хотел получить железный дровосек:
а) смелость
б) мозги
в) сердце
г) красоту
6. Кто написал сказку «Приключение Буратино»:
а) Лев Толстой
б) Шарль Перро
в) Алексей Толстой
г) Братья Гримм
7. Сколько лет пробыл в кувшине старик Хоттабыч:
а) 3000
б) 2000
в) 300
г) 10000
6. «Скажи Наоборот»
Цель: развитие пространственного мышления, воображения учащихся; способствует активизации словаря, введение в речь новых слов.
Ребятам предлагается выражение из сказки с противоположным смыслом, необходимо построить фразу правильно и исправить ошибку.
Например: « И покатился колобок по асфальту.»
- Жили - были дед и Жучка.
- И сидит его старуха у разбитого тазика.
- Муха – муха цокотуха серебряное брюхо, муха по полу пошла ничего не нашла.
- Пустил младший брат стрелу и попала стрела в лужу.
7. «Расскажи свою сказку»
Цель: развитие творческого воображения; речевых и коммуникативных навыков; высших чувств.
Ребятам предлагается серия сюжетных картин к определённой сказке, по которой можно составить рассказ. В процессе работы происходит развитие целостного восприятия, образных представлений. Оценивается самый эмоциональный и выразительный сочинительный рассказ.
8. «Нарисуй сказку»
Цель: развитие и совершенствование изобразительной деятельности; развитие логического мышления; причинно – следственной зависимости; формирование воссоздающего воображения.
Ребятам читается сказка и по ходу чтения показываются иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняется содержание и предлагается нарисовать ребятам свою сказку.
Рисунки анализируются, отбираются самые выразительные, яркие, сказочные, эмоциональные.
9. Итог. Ребята нравится ли вам наше дерево?
Почему?
Что вам понравилось на занятии?
Дерево будет находится в вашем классе. Главное помнить, что красота дерева зависит от вас, потому что оно питается вашими успехами и достижениями. Это просто получилось «Дерево добра и успеха».
Анализ психолого – коррекционного занятия с элементами сказкотерапии «Дерево добра и успеха»
Данное мероприятие было проведено с целью метафоризации и сказкотерапевтической процедуре коррекции психофизического развития детей с умственной отсталостью. В системе воспитания социально нравственных чувств сказкотерапия не играет последнюю роль. Достоинство сказки неоспоримо в коррекционно – развивающей работе: дети любят героев сказки, они им близки, а значит могут служить им примером для подражания. В ходе занятия акцентировалось внимание на проявление детьми интереса, внимания, заинтересованности к поучительному действу сказки. Постоянно уделялось внимание на эмоциональное состояние ребят в процессе занятия: радость, страх, гнев. Развивались умения различать эмоциональные состояния, саморегуляции, творческих способностей.
Сказка может излечить – есть у неё такое удивительное свойство. Особенно это свойство имеет огромное значение для детей с особыми образовательными возможностями.
Глазнёва Кристина Александровна