Психолого-педагогическое занятие с элементами тренинга «Снегурочка»

1
0
Материал опубликован 1 April 2019

 

Учебный предмет внеурочная деятельность

Тема занятия: «Снегурочка»

Цель урока: создание условий для развития когнитивных функций у учащихся начальных классов, и для детей с ОВЗ.

Задачи:

Обучающие:

·         Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

·         Совершенствовать речевую деятельность учащихся через формирование умений:

- воспроизводить текст сказки, соблюдая нормы русского ударения, правила произношения;

- воспринимать, запоминать на слух, воспроизводить текст сказки и песни.  

Развивающие:

·         Развивать умения излагать свои мысли, строить суждения, умозаключения, логические закономерности, обогащать словарный запас.

·         Развивать зрительное, слуховое, художественно – эстетическое восприятие, слуховую память, воображение, речь, мелкую моторику, эмоционально – нравственные ориентиры.

·         Развивать творческие способности, вербальные средства коммуникации.

Воспитывающие:

·         Воспитывать умение слышать и слушать друг друга.

·         Учить детей, понимать, оценивать чувства и поступки других;

·         Воспитывать у учащихся добрые качества, чувство сплоченности, бережно относиться друг к другу и к окружающей среде.

Социализирующие:

·         Приобщить к культурно - историческим ценностям русского народа.

 

Формируемые УУД:

Познавательные:

·      Развитие наглядно-образного мышления, воображения, познание предметов и явлений окружающего мира.

·      Формирование действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

·      Восприятие текста и музыки, наглядных пособий, запоминание текста.

 

Коммуникативные:

·      Развивать способность слушать и пересказывать текст, понимать речь других.

 

Личностные:

·      Формировать адаптационные способности в образовательной и социальной среде.

·      Формировать мотивацию к систематическому чтению и активному слушанию, как

средству познания окружающего мира и способа успешного обучения.

 

Ход урока

1.      Организационный этап.

1.1.Приветствие

2. Мотивационный

2.1.Введение в тему занятия

 3. Основной этап.

3.1. Упражнение «Чтец-слушатель»

3.2. Упражнение «Составь слово по первой букве»

3.3. Упражнение «Нарисуй героев сказки»

 4. Подведение итога урока.

 

Оборудование:

·         ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка» + минусовка

·         картинка к русской народной сказке «Снегурочка»

·         цветные карандаши

·         листы формата А4

·         мультимедийное оборудование (ноутбук, колонки, фотоаппарат)

·         доска, магниты 4 шт.

·         10 цветных картинок к слову «Снегурочка» (снег, небо, ель, гриб, улей, ручеёк, облако, черника, колодец, ангел)

·         10 букв из бумаги С  Н  Е  Г  У  Р  О  Ч  К  А

·         текст русской народной сказки «Снегурочка»

 

 

Этап занятия

Действия педагога-психолога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Цель: знакомство с учащимися

 Ведущий знакомится с учащимися, разъясняет правила групповой работы:

«Добрый день, ребята! Сегодня в рамках Недели начальной школы мы отправимся с вами в путешествие по сказке, главную героиню которой вы все хорошо знаете.

 

 

2. Мотивационный этап

Цель: введение учащихся в тему занятия, развитие зрительного и  слухового восприятия,  воображения

 «Ребята, а теперь давайте попробуем угадать название сказки! А чтобы вы её назвали, я вам загадаю загадку. Слушайте!»:

- Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка…

«Кто же это? Правильно, Снегурочка!»

«Вот как она изображена на картинке»

«Ребята, у славян Снегурочка считалась дочерью Мороза и Зимы, «снежной царицей». Её образ считается уникальным для русской культуры, потому что в рождественских легендах у других народов мира нет женских персонажей. Её слепили из снега и она ожила.»

 

  Вопросы для обсуждения:

- Ребята, а как выглядит Снегурочка в вашем понимании? Опишите!

- Какая она по характеру? Назовите!

Учащиеся дружно отвечают по существу вопроса.

Далее ведущий демонстрирует изображение Снегурочки неизвестного художника по мотивам русских народных сказок и дает краткую информацию об образе Снегурочки. (прил. 1)

Учащиеся отвечают по существу вопроса.

Предполагаемые ответы участников на вопросы ведущего: красивая, одета в белые или голубые одежды, а на голове у нее кокошник, украшенный жемчугом. Она добрая, дружелюбная, любит всех лесных зверей и природу.

 

 

П: восприятие речи педагога и учащихся (слухового), наглядных пособий (зрительного);

воображениепостроение тематических зрительных образов в процессе активного слушания

 

К: включение в процесс речевого взаимодействия(диалога);

 

Л: мотивация к активному слушанию

 

3. Основной этап

Упражнение «Чтец - слушатель»

Цель: формировать читательские умения у учащихся начальных классов

Ход упражнения: педагог - психолог читает текст сказки под минусовку Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить».

 

Слушают под музыку текст сказки (прил. 2)

П: восприятие речи педагога и звукового сопровождения

воображениепостроение тематических зрительных образов в процессе активного слушания

запоминание текста

 

Упражнение «Составь слово по первой букве»

Цель: активизировать познавательную активность с помощью иллюстраций

 

Ведущий раскладывает на парте предметные картинки, обращается  с вопросом к участникам, что изображено на картинке и предлагает с помощью беспорядочно сложенных заданных букв сложить слово «Снегурочка» по первой букве картинок (прил. 3)

 Слушают, отвечают по существу вопроса, находят нужную букву и кладут под каждой картинкой, чтобы получилось слово

П: развитие наглядно-образного мышления;

познание предметов и явлений окружающего мира

 

К: включение в процесс речевого взаимодействия

 

Л: мотивация к поисково-познавательнойактивности

 

Упражнение «Нарисуй героев сказки»

Цель: развитие мелкой моторики, воссоздающего воображения в процессе рисования, художественно-эстетической направленности

Ведущий предлагает на листе формата А4 каждому участнику на выбор изобразить сюжет сказки или его героев, а перед этим задает учащимся вопросы по сюжету сказки: «Ребята, перед тем как вы будете рисовать давайте вспомним, о чем говорилось в сказке? Я вам буду задавать вопросы, вот и проверим, насколько вы её хорошо запомнили.»

Вопросы для обсуждения:

-Какое горе было у старика со старухой?

- Из чего старик и старуха решили сделать себе дочку и как её назвали?

- Как росла Снегурочка?

- В какое время года Снегурочка запечалилась?

- От чего пряталась Снегурочка весной?

- Чему обрадовалась Снегурочка весной?

- Куда позвали девушки-подружки Снегурочку?

- Что сделали вечером подружки в лесу?

- Во что превратилась Снегурочка, когда прыгнула через костер?

 

Слушают, отвечают по существу вопроса.

Предполагаемые ответы:

а) у них не было детей;

б) из снега;

в) Снегурочка;

г) не по дням, а по часам;

д) весной;

е) от солнца;

ё) граду;

ж) в рощу гулять (лес);

и) развели костер;

к) в облако.

http://skazvikt.ucoz.ru/publ/43-1-0-969  15.01.2018

 

Рисуют под Арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»

(прил. 4)

П: развитие мелкой моторики, воссоздающего воображения;

реминисценция (вспоминание)событий, героев и явлений сказкис помощью наводящих вопросов;

восприятие музыкального сопровождения;

воображения и творческих способностейвоссоздание событий, героев и явлений сказкис помощью изобразительных средств

4. Итог занятия

Цель: завершение групповой работы, получение обратной связи

Подведение итогов проводится в виде обсуждения, получения обратной связи по итогам занятия от каждого участник. После обсуждения ведущий предлагает сделать групповое фото и устроить выставку рисунков (прил. 5).

Вопросы для обсуждения:

- Что запомнилось из сюжета сказки?

- Кто еще из героев сказки, кроме Снегурочки вам понравился?

- Хотелось бы вам изменить сюжет сказки? Как?

 

Слушают, отвечают по существу вопроса.

К: включение в процесс речевого взаимодействия

 

П:формирование действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

 

Л: способность взаимодействовать в образовательной среде, появление стойкого интереса к систематическому чтению как

средству познания окружающего мира и способа успешного обучения

 

4. Список используемой литературы

          Викторина по русской народной сказке «Снегурочка» -http://skazvikt.ucoz.ru/publ/43-1-0-969  15.01.2018

М.А. Зобнина - Читай, пиши, рисуй. Изд: Киров, 1994 г.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

Русская народная сказка «Снегурочка» - http://kladraz.ru/skazki-dlja-detei/ruskaja-narodnaja-skazka-snegurochka.html 15.01.2018

 

Комментарии
Комментариев пока нет.