Психолого-педагогическое занятие с элементами тренинга «Снегурочка»
Учебный предмет внеурочная деятельность
Тема занятия: «Снегурочка»
Цель урока: создание условий для развития когнитивных функций у учащихся начальных классов, и для детей с ОВЗ.
Задачи:
Обучающие:
· Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
· Совершенствовать речевую деятельность учащихся через формирование умений:
- воспроизводить текст сказки, соблюдая нормы русского ударения, правила произношения;
- воспринимать, запоминать на слух, воспроизводить текст сказки и песни.
Развивающие:
· Развивать умения излагать свои мысли, строить суждения, умозаключения, логические закономерности, обогащать словарный запас.
· Развивать зрительное, слуховое, художественно – эстетическое восприятие, слуховую память, воображение, речь, мелкую моторику, эмоционально – нравственные ориентиры.
· Развивать творческие способности, вербальные средства коммуникации.
Воспитывающие:
· Воспитывать умение слышать и слушать друг друга.
· Учить детей, понимать, оценивать чувства и поступки других;
· Воспитывать у учащихся добрые качества, чувство сплоченности, бережно относиться друг к другу и к окружающей среде.
Социализирующие:
· Приобщить к культурно - историческим ценностям русского народа.
Формируемые УУД:
Познавательные:
· Развитие наглядно-образного мышления, воображения, познание предметов и явлений окружающего мира.
· Формирование действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
· Восприятие текста и музыки, наглядных пособий, запоминание текста.
Коммуникативные:
· Развивать способность слушать и пересказывать текст, понимать речь других.
Личностные:
· Формировать адаптационные способности в образовательной и социальной среде.
· Формировать мотивацию к систематическому чтению и активному слушанию, как
средству познания окружающего мира и способа успешного обучения.
Ход урока
1. Организационный этап.
1.1.Приветствие
2. Мотивационный
2.1.Введение в тему занятия
3. Основной этап.
3.1. Упражнение «Чтец-слушатель»
3.2. Упражнение «Составь слово по первой букве»
3.3. Упражнение «Нарисуй героев сказки»
4. Подведение итога урока.
Оборудование:
· ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка» + минусовка
· картинка к русской народной сказке «Снегурочка»
· цветные карандаши
· листы формата А4
· мультимедийное оборудование (ноутбук, колонки, фотоаппарат)
· доска, магниты 4 шт.
· 10 цветных картинок к слову «Снегурочка» (снег, небо, ель, гриб, улей, ручеёк, облако, черника, колодец, ангел)
· 10 букв из бумаги С Н Е Г У Р О Ч К А
· текст русской народной сказки «Снегурочка»
Этап занятия | Действия педагога-психолога | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап Цель: знакомство с учащимися | Ведущий знакомится с учащимися, разъясняет правила групповой работы: «Добрый день, ребята! Сегодня в рамках Недели начальной школы мы отправимся с вами в путешествие по сказке, главную героиню которой вы все хорошо знаете. |
|
|
2. Мотивационный этап Цель: введение учащихся в тему занятия, развитие зрительного и слухового восприятия, воображения | «Ребята, а теперь давайте попробуем угадать название сказки! А чтобы вы её назвали, я вам загадаю загадку. Слушайте!»: - Красна девица грустна: «Кто же это? Правильно, Снегурочка!» «Вот как она изображена на картинке» «Ребята, у славян Снегурочка считалась дочерью Мороза и Зимы, «снежной царицей». Её образ считается уникальным для русской культуры, потому что в рождественских легендах у других народов мира нет женских персонажей. Её слепили из снега и она ожила.»
Вопросы для обсуждения: - Ребята, а как выглядит Снегурочка в вашем понимании? Опишите! - Какая она по характеру? Назовите! | Учащиеся дружно отвечают по существу вопроса. Далее ведущий демонстрирует изображение Снегурочки неизвестного художника по мотивам русских народных сказок и дает краткую информацию об образе Снегурочки. (прил. 1) Учащиеся отвечают по существу вопроса. Предполагаемые ответы участников на вопросы ведущего: красивая, одета в белые или голубые одежды, а на голове у нее кокошник, украшенный жемчугом. Она добрая, дружелюбная, любит всех лесных зверей и природу.
| П: восприятие речи педагога и учащихся (слухового), наглядных пособий (зрительного); воображениепостроение тематических зрительных образов в процессе активного слушания
К: включение в процесс речевого взаимодействия(диалога);
Л: мотивация к активному слушанию
|
3. Основной этап Упражнение «Чтец - слушатель» Цель: формировать читательские умения у учащихся начальных классов | Ход упражнения: педагог - психолог читает текст сказки под минусовку Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить».
| Слушают под музыку текст сказки (прил. 2) | П: восприятие речи педагога и звукового сопровождения воображениепостроение тематических зрительных образов в процессе активного слушания запоминание текста
|
Упражнение «Составь слово по первой букве» Цель: активизировать познавательную активность с помощью иллюстраций
| Ведущий раскладывает на парте предметные картинки, обращается с вопросом к участникам, что изображено на картинке и предлагает с помощью беспорядочно сложенных заданных букв сложить слово «Снегурочка» по первой букве картинок (прил. 3) | Слушают, отвечают по существу вопроса, находят нужную букву и кладут под каждой картинкой, чтобы получилось слово | П: развитие наглядно-образного мышления; познание предметов и явлений окружающего мира
К: включение в процесс речевого взаимодействия
Л: мотивация к поисково-познавательнойактивности
|
Упражнение «Нарисуй героев сказки» Цель: развитие мелкой моторики, воссоздающего воображения в процессе рисования, художественно-эстетической направленности | Ведущий предлагает на листе формата А4 каждому участнику на выбор изобразить сюжет сказки или его героев, а перед этим задает учащимся вопросы по сюжету сказки: «Ребята, перед тем как вы будете рисовать давайте вспомним, о чем говорилось в сказке? Я вам буду задавать вопросы, вот и проверим, насколько вы её хорошо запомнили.» Вопросы для обсуждения: -Какое горе было у старика со старухой? - Из чего старик и старуха решили сделать себе дочку и как её назвали? - Как росла Снегурочка? - В какое время года Снегурочка запечалилась? - От чего пряталась Снегурочка весной? - Чему обрадовалась Снегурочка весной? - Куда позвали девушки-подружки Снегурочку? - Что сделали вечером подружки в лесу? - Во что превратилась Снегурочка, когда прыгнула через костер?
| Слушают, отвечают по существу вопроса. Предполагаемые ответы: а) у них не было детей; б) из снега; в) Снегурочка; г) не по дням, а по часам; д) весной; е) от солнца; ё) граду; ж) в рощу гулять (лес); и) развели костер; к) в облако. http://skazvikt.ucoz.ru/publ/43-1-0-969 15.01.2018
Рисуют под Арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» (прил. 4) | П: развитие мелкой моторики, воссоздающего воображения; реминисценция (вспоминание)событий, героев и явлений сказкис помощью наводящих вопросов; восприятие музыкального сопровождения; воображения и творческих способностейвоссоздание событий, героев и явлений сказкис помощью изобразительных средств |
4. Итог занятия Цель: завершение групповой работы, получение обратной связи | Подведение итогов проводится в виде обсуждения, получения обратной связи по итогам занятия от каждого участник. После обсуждения ведущий предлагает сделать групповое фото и устроить выставку рисунков (прил. 5). Вопросы для обсуждения: - Что запомнилось из сюжета сказки? - Кто еще из героев сказки, кроме Снегурочки вам понравился? - Хотелось бы вам изменить сюжет сказки? Как?
| Слушают, отвечают по существу вопроса. | К: включение в процесс речевого взаимодействия
П:формирование действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Л: способность взаимодействовать в образовательной среде, появление стойкого интереса к систематическому чтению как средству познания окружающего мира и способа успешного обучения |
4. Список используемой литературы
Викторина по русской народной сказке «Снегурочка» -http://skazvikt.ucoz.ru/publ/43-1-0-969 15.01.2018
М.А. Зобнина - Читай, пиши, рисуй. Изд: Киров, 1994 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Русская народная сказка «Снегурочка» - http://kladraz.ru/skazki-dlja-detei/ruskaja-narodnaja-skazka-snegurochka.html 15.01.2018