Сказкотерапия в инклюзивном классе «В лучах добра»
Сказкотерапия в инклюзивном 4 классе.
Цели:
воспитывать чувства к коллективности,
формировать коммуникативные навыки, социальный интеллект,
развивать умение управлять своим поведением.
Ход занятия.
1. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказку. В сказке случаются чудеса, ее герои предстают в неожиданном, иногда преображенном виде. В их поступках и словах ярко проявляется суть человека. Начнем наше путешествие с приветствия.
2. Игра-активатор «Привет»
Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?
(Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим приветствием, например: «Как хорошо, что ты здесь!»)
Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений.
3. Театрализованная игра: пальчиковое упражнение «Зайчик скачет»
Зайчик скачет – скок, скок, скок. На зеленый на лужок.
Щиплет травку, кушает, осторожно слушает.
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать.
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи, Лапкой, лапкой постучи, постучи.
Ты на травку упади, упади, Полежи и отдохни, отдохни.
Зайка серый умывается, Видно, в гости собирается:
Вымыл лапки, вымыл уши, Вытирается посуше.
Вышел волк, а зайка – скок.
Под зеленый, под кусток.
Обсуждение:
Как выглядит зайчик? (Маленький, крошечный, пушистый, серый.)
Что он умеет делать? (Прыгать, скакать, щипать травку, умываться.)
Кого он боится? (Волка, лису.)
Теперь немного отдохнем.
4. Минута релаксации……(включается музыка Чайковского “Осень”)
Послушайте себя, как ровно бьется сердце, вам хорошо и свободно. Вокруг вас много звуков. А за окном на соснах покачиваются ветки, переговариваясь друг с другом. Слышите…. шорох…из-за дерева появилось животное, вот оно уже в нашей комнате. Идет бесшумно…, нежно прикасается к вашим рукам… Животное исчезло.
Нам с вами пора возвращаться.
Сожмите пальцы в кулак, сделайте вдох и откройте глаза.
5. Обмен впечатлениями.
а) Отдохнули. Как вы думаете, какое животное приходило к нам? (Выслушать рассказы детей).
б) Сейчас я предлагаю вам нарисовать животное, которое приходило к вам, раскрасить его красками (работа детей 5–7 минут).
6. Перед вами множество красок, выберите и покажите мне свой любимый цвет.
Произнесите свой любимый цвет вслух.
7. Рассказ о цвете.
-Много цветов радует глаз, душу, сердце человека. У каждого человека есть самое дорогое – это жизнь. У маленького человека – маленькая жизнь, у большого – большая, у каждого – единственная, разноцветная, пестрая, похожая на радугу.
-А вы знаете цвета радуги? У жизни может быть много цветов и оттенков. Голубой значит жизнь, черный – горе, белый – добро, розовый – тепло.
-По вашим рисункам и выбранному цвету я вижу, что вам сейчас уютно и хорошо.
И вы готовы отправиться в путешествие в сказку.
И так слушайте.
8. Чтение сказки «Лесной охотник» (На фоне спокойной музыки)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был охотник. Охотник был молод, добр, весел, хотя жил небогато, никогда не унывал, щедро делился тем, что имел, с любым, кто нуждался в его помощи. И вот однажды, увлекшись охотой, он слишком далеко углубился в лес и оказался в дремучем лесном царстве. Кругом стояли какие-то застывшие деревья, неподвижной была трава, как бы окаменевшие кустарники. Солнце не пробивалось сквозь чащу, и лесные тропы были окутаны тенью и холодом. Охотнику стало не по себе, хотя он был смелым человеком. Захотелось быстрее очутиться в более приветливом месте. Но он не знал дороги назад, да и ноги как-то не слушались, невольно несли его дальше, поэтому странному лесу. Проплутав несколько часов и, отчаявшись выбраться, он вдруг неожиданно оказался на большой поляне, где отдыхало огромное стадо лесных жителей. Но стадо тоже было странным: львы, тигры, волки, лисицы, зайцы и много других животные разных стран и континентов находились вместе, мирно расположившись в лесу. Сами эти животные были какие – то необычные. Какое-то страдальческое, тоскливое выражение объединяло их. Охотник почувствовал, что не может убить ни одного из этих животных, хотя очень голоден.
Здесь определенно была какая-то тайна, которую очень важно было разгадать. Он присел на холм и стал сосредоточенно думать. И вот в мыслях мелькнул давно забытый рассказ деда о чудовищном злом чародее, который все живое превращает в застывшие образы, а людей – в животных. Беспощаден этот чародей, он не терпит жизни и добра. Никому не удавалось видеть его, только следы его зла, и никто не знает тайны противодействия этому злу.
-Так вы, люди! – с ужасом вырвалось у охотника.
Звери печально нагнули головы, и охотнику показалось, что у них яснее обозначились человеческие черты. Он стал внимательнее всматриваться в них, силясь угадать и разгадать лицо и облик человека в каждом из зверей.
Вот в облике зайчика лукавая, веселая, с озорным блеском глаз нежная девушка.
Вот немножко угловатый, но очень славный своей душевностью паренек в образе лося.
Сильный, смелый, мужественный, но несколько суровый человек виделся охотнику в глазах тигра.
Легкая и красивая, стройная девушка в образе высокой лани.
Как только охотник мысленно представил себе облик последнего животного, произошло неожиданное: звериные головы превратились в человеческие лица.
Какая радостная встреча произошла на поляне, и какая грусть раздирала сердце охотника. Ведь люди не окончательно обрели человеческий облик, у них появились только лица и возможность разговаривать.
Надо искать спасение от заклятья чародея.
Всю ночь проговорили спаситель и спасенные на поляне диковинного леса. Каждый поведал свою историю, поведал, что знал о тайнах колдовства. Всем стало ясно, чтобы исчезли чары, их спасителю предстоит еще трудный и сложный путь. Ему предстоит пройти ночью по узкой страшного леса далеко вглубь, во владения злого чародея. На этом пути его будут подстерегать злые коварства, жестокость невидимых слуг хозяина.
– Каким бы цветом вы ребята нарисовали качества чародея? Почему?
Все эти злые силы оберегали дорогу к вершине крутой горы, где в глубокой пещере жила чудесная раковина. В полночь ее створки раскрывались, и взору представлялась прекрасная жемчужина, в ней то и было волшебство, которое разрушало злое колдовство и давало живительную победную силу добру.
- А вы ребята, хотели бы помочь охотнику и зверям? Тогда вместе с ними отправляемся и мы. Перед вами карта. На ней нарисованы тропинки к заветной раковине. Но прежде чем вы к ней подберетесь, вам необходимо выполнить задания.
( На тропинках спрятаны конверты с заданиями)
9. Задания:
1. Коммуникативная игра «Охотник»
Из числа играющих выбираются охотник и лесник. Охотник идет к леснику и жалуется: «Хочу поохотиться, но нет леса». «Лес можно посадить»,– говорит лесник. Приводит часть детей и расставляет по разным местам площадки на расстоянии примерно двух-трех шагов друг от друга. «Вот тебе и лес»,– говорит он. «А на кого мне охотиться, если нет зверей?» – жалуется охотник.
Тогда лесник ставит за деревьями остальных играющих и дает им названия разных зверей. «Какого зверя хочешь поймать?» – спрашивает лесник. «Лису»,– отвечает охотник. Названный зверь должен убегать, а охотник гнаться за ним. Деревья поднимают ветви (расставляют руки) и стараются помешать охотнику поймать зверя. Если он все же поймает добычу, игроки меняются местами. Если не поймает, выбираются новые действующие лица и игра начинается сначала.
Правила игры. Деревья, стараясь закрыть дорогу охотнику, могут одной ногой сделать шаг в любую сторону. Зверь считается пойманным, если охотник дотронулся до него рукой.
Придумать из одного слова несколько слов. “Белка” - на каждую букву название животного.
Игра «Четыре стихии». Игра на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
10. Продолжение сказки.
И вот вершина горы, наше единство победило. Стены разрушены, воды преодолены, над пропастью воздвигнут мост, в болотной топи нашелся след, в гору ступенями послужили охотнику его спутники.
Вот она заветная жемчужина. Охотник бережно взял ее, поднял, и добрый свет осветил далеко все вокруг. Разрушилось злое колдовство, стало светло, как днем, лес ожил (включается музыка с голосами птиц, веселым журчанием ручья)
И вот произошло чудо. Звери обрели человеческий облик. Люди смеялись, обнимались, ликовали. В лучах добра всем было радостно, легко.
Вот и сказке конец.
- Понравилась вам, ребята сказка?
Как известно «Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».
Какой урок? (Ответы детей.)
Покажите мне сейчас, ту полоску бумаги, которая отображает действия охотника и вас. (Дети показывают полоски бумаги).
11. Итог занятия.
Да ребята, вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного - всегда надежно, радостно, легко. Такими должны быть и мы с вами. Согласны?
12. Рефлексия.
Встаньте все в круг, возьмитесь за руки, скажите добрые слова друг другу.
Произнесите вслух тот цвет, которым окрашено услышанное доброе слово.
Наше путешествие заканчивается. Вы были дружны, добры друг к другу.
Используемые источники: 1.Кириленко Татьяна Андреевна психолог, МОУ "Малоголоустненская СОШ", Иркутская обл.2. https://www.psyoffice.ru/4-0-4974.htm Глубиная психология: учения и методики