ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
«АРТ-ТЕРАПИЯ КАК
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ»
Подготовил
педагог-психолог МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 20»
Зайцева Елена Сергеевна
Курск 2024 г.
«Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок».
Пабло Пикассо
Аннотация
Арт-терапия – это система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушений поведения и адаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала.
Актуальность темы.
Актуальность изучения и исследования арт-терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране настало время бурного развития психотерапии, активного освоения её новых форм и моделей и внедрение её приемов в опыт работы с детьми дошкольного возраста.
А.И.Копытина отмечает, что арт-терапия имеет древнейшее происхождение и, в некотором смысле, ее первообразом являются разнообразные виды сакрального искусства, нередко применяемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, эстетический. дидактический и другие элементы терапевтического воздействия. Утратив атрибуты сакральности в эпоху ньютоно-картезианской научной парадигмы, так называемая терапия впечатлениями или терапия занятостью путем различных форм творческой активности пациентов была достаточно популярной разновидностью гуманной клинической психотерапии еще до середины минувшего века. Однако в дальнейшем, в связи с дифференциацией психотерапевтических подходов, она была оттиснута на задний план [6].
Арт-терапия, как самостоятельная практическая деятельность, стала оформляться в 40—50-х годах прошлого века в Великобритании и США. Постепенно происходило становление арт-терапии и как научной дисциплины, развитие системы подготовки специалистов, приобретение статуса особой профессиональной деятельности.
В России арт-терапия использовалась преимущественно как метод в рамках психиатрии и психотерапии. Однако в последнее десятилетие арт-терапия бурно развивается в самостоятельную дисциплину. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербурге, где создана Арт-терапевтическая ассоциация, работает авторская программа канд. мед. наук А.И. Копытина [9].
Арт-терапия с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.
В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, С.Г.Якобсон) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности. Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Г.Г.Григорьева исследовали значение изобразительной деятельности для развития творческих способностей дошкольников. Они отметили, что при выполнении творческих заданий в изобразительной деятельности у ребенка возникает необходимость комбинировать самостоятельно свои впечатления, находить вариативные решения при выполнении заданий, широко использовать свой опыт [4].
Нормативно-правовое обеспечение проекта.
Нормативно-правовое обеспечение реализации инновационного проекта обусловлено рядом документов федерального, регионального уровня, к которым можно отнести следующие:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы Дошкольных образовательных организаций»;
- Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017года № 240 «О проведении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
- Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014года № 295 «Об утверждении государственного проекта Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;
- Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р «Концепцию Федерального целевого проекта развития образования на 2016 - 2020 годы»;
- Закон Курской области от 9 декабря 2013 г. N 121-ЗКО "Об образовании в Курской области";
- Постановление от 15 октября 2013 года N 737-па Об утверждении государственной программы Курской области "Развитие образования в Курской области";
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад комбинированного вида № 20», утвержденный приказом комитета образования города Курска от 07 августа 2019 года №224
Цели арт-терапии:
Целью занятий арт-терапии с дошкольниками считается диагностика психологических проблем ребенка и коррекция страхов, комплексов и других отклонений в его психологическом равновесии.
Арт-терапия способствует решению следующих задач:
- помогает диагностировать проблемы и проявить эмоции, которыми ребенку трудно поделиться со взрослыми;
- пробуждает активность, оказывает положительное влияние на память и работоспособность;
- развивает познавательную и эмоциональную сферу развития личности, а также ее творческие способности;
- повышает самооценку;
- синхронизирует работу полушарий головного мозга;
- оказывает терапевтическое действие: снижает утомляемость, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния;
- корректирует отклонения и нарушения личностного развития, раскрывает потенциал ребенка.
Участники программы: дети 3-7 лет
Виды арт-терапевтических упражнений
- Изотерапия — рисование красками, цветным песком, пластилином на бумаге;
- Цветотерапия — воздействие цветовой гаммы на эмоциональное состояние с целью улучшения самочувствия;
- Сказкотерапия — составление рассказа и отождествление себя с героем, который преодолевает все препятствия и трудности, чтобы прийти к счастливому финалу;
- Песочная терапия — составление картины счастливого собственного мира из песка.
Рассмотрим следующие виды арт-терапии подробно. В своей работе я использую следующие техники:
-песочная терапия;
-изотерапия;
-пластилинотерапия.
Метод пластилинотерапии как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы
Пластилинография - это новый вид изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - значит создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с применением нетрадиционных техник и материалов [11].
Обучая детей «пластилиновому чуду» с использованием игр, деятельность детей активизируется. Развивается познавательная активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживается интерес к изучаемому, развивается творческое воображение, образное мышление [8].
Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности - речевой и поведенческой (движения, действия) [10].
Оборудование для создания пластилиновой картины:
- картон с контурным рисунком;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
- стеки;
- бросовый и природный материалы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Песочная терапия
Игры с песком разнообразны:
- развивающие игры, способствующие гармоничному развитию психических познавательных процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
- обучающие игры, обеспечивающие процесс обучения рисованию, чтению, письму, счету, грамоте;
- познавательные игры, дающие возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории города, страны и т.д.;
- проективные игры, открывающие потенциальные возможности ребенка, развивающие его творчество и фантазию [1].
Основными принципами организации игр на песке являются:
1) Создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность.
2) Для занятий с детьми следует подбирать задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход [2].
При организации игр с песком педагог должен соблюдать следующие условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
4. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
5. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом, происходит дополнительное закаливание детей.
6. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки [3].
Оборудование для песочной терапии:
-водонепроницаемый деревянный ящик;
-песок (должен быть желтого или коричневого цвета;
-лопатки, широкие кисточки сита, воронки;
-разнообразные пластилиновые формочки;
-миниатюрные игрушки;
-бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п. (Приложение 2).
Изотерапия
Изо-терапия —терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда [7].
При рисовании происходит:
-Расставание с негативными эмоциями и прорисовывание плохого события.
-Пережидание и усмирение ярости, гнева, злости.
-Развитие воображения, творческих способностей, мелкой моторики [6].
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. (Приложение 3)
Оборудование для изотерапии:
- краски;
- карандаши;
- восковые мелки;
- пастель;
- бумага различной фактуры, цвета и размера;
- кисти разных размеров и жесткости;
- грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.
Ожидаемые результаты:
-позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
-развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
-снижение эмоциональной тревожности;
-повышение самооценки;
-развитие коммуникативных навыков;
-развитие самосознания;
-улучшение детско-родительских отношений;
-закрепление положительных поведенческих реакций.
Описание сфер ответственности, основных прав участников технологии (специалистов, педагогов)
Педагог-психолог обязан:
-обеспечивать психологическую и физическую безопасность участников программы адаптационных мероприятий;
-осуществлять методическую и организационную подготовку к проводимым занятиям;
-проводить занятия на высоком уровне профессиональной компетентности;
-доводить до сведения участников процесса рекомендации по результатам работы.
Педагог-психолог является ответственным за детей в период проведения занятий, а также должен отслеживать психоэмоциональное состояние участников технологии и обеспечить психологическую поддержку в случае необходимости.
Участники технологии имеют право:
-отказаться от участия в программе;
-быть информированными о результатах диагностики, проведенной в рамках реализации программы.
Система организации внутреннего контроля за реализацией технологии:
Технология предполагает первичную и итоговую диагностику уровня психоэмоционального развития детей к условиям дошкольной образовательной организации, с целью выявления динамики изменений.
Психологическая диагностика результативности проводимой психолого-педагогической работы включает в себя следующие оцениваемые компоненты:
- общий эмоциональный фон;
- развитие познавательной и игровой деятельности;
- взаимоотношения ребенка со взрослыми;
- взаимоотношения со сверстниками;
- реакция ребенка на изменения привычной ситуации.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Эффективность реализации технологии отслеживается по следующим критериям и показателям:
-успешная адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
-общий эмоциональный фон (ребенка преобладает радостное, или устойчиво – спокойное эмоциональное состояние).
Факторы, влияющие на достижение результатов технологии:
- влияние семьи;
- индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);
- уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные) и др.
Арт-терапия как здоровьесберегающая технология реализована в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 20».
Администрация детского сада несет ответственность за предоставление помещения и оснащения необходимым дидактическим материалом для реализации психолого-педагогической технологии.
Срок реализации: 45/36/9 (час., нед., мес.)
Режим занятий: 1 раз в неделю (20– 30 минут в зависимости от возраста воспитанников).
Список литературы:
- Аромштам, М. Игры влажном песке / М. Аромштам // Дошкольное образование. - 2006. - № 6. - С. 20-23.
- Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - С-Пб: Речь, 2007. - 98 с.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : ТЦ «Язык», 2001. - 146 с.
- Карпова, И. А. Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста / И. А. Карпова. —// Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4796/ (дата обращения: 14.10.2020).
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006. - 160 с.
- Копытин А.И. Системная арт-терапия /А.И.Копытин. – СПБ• Питер, 2001. – 255с..
- Короткова Л. Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь - 2001. - 109 с.
- Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку - С.- П. 2004.
- Сусанина И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие. — М.: «Коги-то-Центр», 2007. — 95 с: ил.
- Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.
- Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000.