ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

0
0
Материал опубликован 24 October

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

«АРТ-ТЕРАПИЯ КАК

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ»





Подготовил

педагог-психолог МБДОУ

 «Детский сад комбинированного вида № 20»

Зайцева Елена Сергеевна

Курск 2024 г.

«Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок».
Пабло Пикассо

Аннотация

Арт-терапия – это система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушений поведения и адаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала.  

Актуальность темы.

Актуальность изучения и исследования арт-терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране настало время бурного развития психотерапии, активного освоения её новых форм и моделей и внедрение её приемов в опыт работы с детьми дошкольного возраста.

А.И.Копытина отмечает, что арт-терапия имеет древнейшее происхождение и, в некотором смысле, ее первообразом являются разнообразные виды сакрального искусства, нередко применяемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, эстетический. дидактический и другие элементы терапевтического воздействия. Утратив атрибуты сакральности в эпоху ньютоно-картезианской научной парадигмы, так называемая терапия впечатлениями или терапия занятостью путем различных форм творческой активности пациентов была достаточно популярной разновидностью гуманной клинической психотерапии еще до середины минувшего века. Однако в дальнейшем, в связи с дифференциацией психотерапевтических подходов, она была оттиснута на задний план [6].

Арт-терапия, как самостоятельная практическая деятельность, стала оформляться в 40—50-х годах про­шлого века в Великобритании и США. Постепенно происходило становление арт-терапии и как науч­ной дисциплины, развитие системы подготовки спе­циалистов, приобретение статуса особой професси­ональной деятельности.

В России арт-терапия использовалась преимуще­ственно как метод в рамках психиатрии и психотера­пии. Однако в последнее десятилетие арт-терапия бур­но развивается в самостоятельную дисциплину. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербур­ге, где создана Арт-терапевтическая ассоциация, ра­ботает авторская программа канд. мед. наук А.И. Копытина [9].

Арт-терапия с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.

В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.С.Комарова,  А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, С.Г.Якобсон) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.  Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Г.Г.Григорьева исследовали значение изобразительной деятельности для развития творческих способностей дошкольников. Они отметили, что при выполнении творческих заданий в изобразительной деятельности у ребенка возникает необходимость комбинировать самостоятельно свои впечатления, находить вариативные решения при выполнении заданий, широко использовать свой опыт [4].

Нормативно-правовое обеспечение проекта.

Нормативно-правовое обеспечение реализации инновационного проекта обусловлено рядом документов федерального, регионального уровня, к которым можно отнести следующие:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы Дошкольных образовательных организаций»;

- Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017года № 240 «О проведении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

-  Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014года № 295 «Об утверждении государственного проекта Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;

- Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р «Концепцию Федерального целевого проекта развития образования на 2016 - 2020 годы»;

- Закон Курской области от 9 декабря 2013 г. N 121-ЗКО "Об образовании в Курской области";

- Постановление от 15 октября 2013 года N 737-па Об утверждении государственной программы Курской области "Развитие образования в Курской области";

- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад комбинированного вида № 20», утвержденный приказом комитета образования города Курска от 07 августа 2019 года №224

Цели арт-терапии:

Целью занятий арт-терапии с дошкольниками считается диагностика психологических проблем ребенка и коррекция страхов, комплексов и других отклонений в его психологическом равновесии.

Арт-терапия способствует решению следующих задач:

  • помогает диагностировать проблемы и проявить эмоции, которыми ребенку трудно поделиться со взрослыми;
  • пробуждает активность, оказывает положительное влияние на память и работоспособность;
  • развивает познавательную и эмоциональную сферу развития личности, а также ее творческие способности;
  • повышает самооценку;
  • синхронизирует работу полушарий головного мозга;
  • оказывает терапевтическое действие: снижает утомляемость, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния;
  • корректирует отклонения и нарушения личностного развития, раскрывает потенциал ребенка.

Участники программы: дети 3-7 лет

Виды арт-терапевтических упражнений

  • Изотерапия — рисование красками, цветным песком, пластилином на бумаге;
  • Цветотерапия — воздействие цветовой гаммы на эмоциональное состояние с целью улучшения самочувствия;
  • Сказкотерапия — составление рассказа и отождествление себя с героем, который преодолевает все препятствия и трудности, чтобы прийти к счастливому финалу;
  • Песочная терапия — составление картины счастливого собственного мира из песка.

Рассмотрим следующие виды арт-терапии подробно. В своей работе я использую следующие техники:

-песочная терапия;

-изотерапия;

-пластилинотерапия.

Метод пластилинотерапии как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы

Пластилинография - это новый вид изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - значит создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с применением нетрадиционных техник и материалов [11].

Обучая  детей «пластилиновому чуду» с использованием игр, деятельность детей активизируется. Развивается познавательная активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживается интерес к изучаемому, развивается творческое воображение, образное мышление [8].

Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности - речевой и поведенческой (движения, действия) [10].

Оборудование для создания пластилиновой картины:

- картон с контурным рисунком;

- набор пластилина;

- салфетка для рук;

- стеки;

- бросовый и природный материалы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Песочная терапия

Игры с песком разнообразны:

- развивающие игры, способствующие гармоничному развитию психических познавательных процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение);

- обучающие игры, обеспечивающие процесс обучения рисованию, чтению, письму, счету, грамоте;

- познавательные игры, дающие возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории города, страны и т.д.;

- проективные игры, открывающие потенциальные возможности ребенка, развивающие его творчество и фантазию [1].

Основными принципами организации игр на песке являются:

1) Создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность.

2) Для занятий с детьми следует подбирать задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход [2].

При организации игр с песком педагог должен соблюдать следующие условия работы с детьми:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

4. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

5. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом, происходит дополнительное закаливание детей.

6. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки [3].

Оборудование для песочной терапии:

-водонепроницаемый деревянный ящик;

-песок (должен быть желтого или коричневого цвета;

-лопатки, широкие кисточки сита, воронки;

-разнообразные пластилиновые формочки;

-миниатюрные игрушки;

-бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п. (Приложение 2).

Изотерапия

Изо-терапия —терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда [7].

При рисовании происходит:

-Расставание с негативными эмоциями и прорисовывание плохого события.

-Пережидание и усмирение ярости, гнева, злости.

-Развитие воображения, творческих способностей, мелкой моторики [6].

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения  изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. (Приложение 3)

Оборудование для изотерапии:

- краски;

- карандаши;

- восковые мелки;

- пастель;

- бумага различной фактуры, цвета и размера;

- кисти разных размеров и жесткости;

- грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.

Ожидаемые результаты:

-позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;

-развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;

-снижение эмоциональной тревожности;

-повышение самооценки;

-развитие коммуникативных навыков;

-развитие самосознания;

-улучшение детско-родительских отношений;

-закрепление положительных поведенческих реакций.

Описание сфер ответственности, основных прав участников технологии (специалистов, педагогов)

Педагог-психолог обязан:

-обеспечивать психологическую и физическую безопасность участников программы адаптационных мероприятий;

-осуществлять методическую и организационную подготовку к проводимым занятиям;

-проводить занятия на высоком уровне профессиональной компетентности;

-доводить до сведения участников процесса рекомендации по результатам работы.

Педагог-психолог является ответственным за детей в период проведения занятий, а также должен отслеживать психоэмоциональное состояние участников технологии и обеспечить психологическую поддержку в случае необходимости.

Участники технологии имеют право:

-отказаться от участия в программе;

-быть информированными о результатах диагностики, проведенной в рамках реализации программы.

Система организации внутреннего контроля за реализацией технологии:

Технология предполагает первичную и итоговую диагностику уровня психоэмоционального развития детей к условиям дошкольной образовательной организации, с целью выявления динамики изменений.

Психологическая диагностика результативности проводимой психолого-педагогической работы включает в себя следующие оцениваемые компоненты:

- общий эмоциональный фон;

- развитие познавательной и игровой деятельности;

- взаимоотношения ребенка со взрослыми;

- взаимоотношения со сверстниками;

- реакция ребенка на изменения привычной ситуации.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

Эффективность реализации технологии отслеживается по следующим критериям и показателям:

-успешная адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

-общий эмоциональный фон (ребенка преобладает радостное, или устойчиво – спокойное эмоциональное состояние).

Факторы, влияющие на достижение результатов технологии:

- влияние семьи;

- индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);

- уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные) и др.

Арт-терапия как здоровьесберегающая технология реализована  в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 20».

Администрация детского сада несет ответственность за предоставление помещения и оснащения необходимым дидактическим материалом для реализации психолого-педагогической технологии.

Срок реализации: 45/36/9 (час., нед., мес.)

Режим занятий: 1 раз в неделю (20– 30 минут в зависимости от возраста воспитанников).







Список литературы:

    1. Аромштам, М. Игры влажном песке / М. Аромштам // Дошкольное образование. - 2006. - № 6. - С. 20-23.
    2. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - С-Пб: Речь, 2007. - 98 с.
    3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : ТЦ «Язык», 2001. - 146 с.
    4. Карпова, И. А. Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста / И. А. Карпова. —// Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4796/ (дата обращения: 14.10.2020).
    5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006. - 160 с.
    6. Копытин А.И. Системная арт-терапия /А.И.Копытин. – СПБ• Питер, 2001. – 255с..
    7. Короткова Л. Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь - 2001. - 109 с.
    8. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку -  С.- П. 2004.
    9. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие. — М.: «Коги-то-Центр», 2007. — 95 с: ил.
    10. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.
    11. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000. ​​​​​​​
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.