ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

1
0
Материал опубликован 23 September

Социальные условия, в которых находится наше общество, способствуют развитию новых форм обучения. Так в период самоизоляции, вызванной пандемией, ускорился процесс освоения образовательными организациями иных способов ведения занятий – переход на дистанционное образование.

Дистанционное образование – на сегодняшний момент времени одна из наиболее интенсивно развивающихся и все более распространяющихся форм обучения. Его можно рассматривать как обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучающийся разделены пространственно, а учебные процедуры осуществляются с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Однако необходимо отметить, что многие учителя в современных условиях с трудом осваивают новые технологии в сфере образования. У них возникают вопросы, ответы на которые сложно получить самостоятельно и в краткий промежуток времени, что вызывает повышение тревоги, внутреннего напряжения, увеличивает стресс в и так непростой деятельности педагога.

Цель статьи заключается в раскрытии основных особенностей дистанционного образования, а также выявлении психологических аспектов взаимодействия обучающихся и педагогов в условиях дистанционного обучения.

Дистанционное образование является перспективным способом получения образования изолированными сельскими обучающимися, обучающимися со специфическими требованиями, лицами с ограниченными физическими возможностями и иными лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом. Особенно актуальным становится использование дистанционного образования на этапе формирования инновационной образовательной парадигмы, поскольку она предполагает необходимость непрерывного образования в течение всей жизни. [3]

Раскрывая особенности дистанционного самообразования, необходимо отметить, что обучающийся и источники учебной информации пространственно разделены, причем не обязательно, чтобы вся учебная информация была сконцентрирована в одном месте. В современных условиях гораздо более вероятна ситуация, что обучающийся будет получать учебную информацию из нескольких (или многих) распределенных источников. Учебное заведение может организовать дистанционную поддержку лиц, занимающихся самообразованием, собрав всю необходимую учебную информацию (или ссылки на нее) на одном Web-сайте. Эта информация может находиться в свободном доступе. Также учебное заведение, организующее дистанционную поддержку самообразования, может предоставлять доступ к учебным материалам после предварительной регистрации с целью ведения статистики. [1,2]

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащимся представляется возможность оперативной связи, а преподавателю – возможность оперативно реагировать на запросы обучающегося, контролировать и корректировать его работу. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном образовании открывается возможность индивидуализировать процесс обучения.[5]

В результате включения обучающихся в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного обучения в течение всей жизни.[4]

Также следует отметить, что в большинстве случаях преподаватели как в средних, так и в высших учебных заведениях проявляют заинтересованность в дистанционном обучение.  Но в использовании дистанционного обучения существует психологический аспект, заключающийся в том, что многие учителя используют в своей профессиональной деятельности традиционную форму обучения, рассчитанную на небольшую аудиторию, а дистанционное обучение подразумевает неограниченное число учащихся.

Существенным психологическим моментом в дистанционном образовании является человеческий фактор, представленный индивидуальными особенностями преподавательского состава. Как правило, это люди среднего возраста, которые не всегда могут быстро освоить необходимые информационные технологии и навыки работать в новой для них информационной среде.

Хотелось бы отметить, что дистанционное обучение имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые наиболее ярко были выявлены у период дистанционного обучения во время самоизоляции.

Среди положительных сторон хотелось бы отметить доступность любой информации, мобильность, скорость развитие, возможность обучаться и самосовершенствоваться в любой области, а также то, что при дистанционном обучении удобно планировать своё время и выбирать место обучения.

Из отрицательных сторон, во-первых, необходимо подчеркнуть, что не у всех преподавателей дома есть определённые атрибуты для того, чтобы вести уроки удаленно. Иногда дополнительное оборудование приходилось покупать преподавателям за свой счёт.

Во-вторых, отрицательной стороной такого обучения является сложность для преподавателя оценить познавательную включенность ученика в период проведения занятия. Возникают случае, когда обучающиеся подключаются к конференции в ZOOM, а в ходе обучения занимаются другими делами, не относящимися к обучающему процессу. Учителя не могут в такой системе отслеживать присутствие ученика на уроке. Преподаватели просто видят какое количество обучающихся зашло в конференцию, но не могут с уверенностью сказать, что тот или иной ученик присутствовал на уроке.

В-третьих, дистанционное обучение подразумевает постоянное нахождение перед компьютером или ноутбуком, что негативно влияет на здоровье школьников.

В-четвертых, необходимо подчеркнуть, что основной психологической проблемой дистанционного обучения на сегодняшний день выступает общение или эмоциональное взаимодействие между преподавателем и учащимися, а также между самими учащимися. В процессе дистанционного обучения отмечается огромный дефицит социально-эмоциональных контактов и это несмотря на то, что новые информационные технологии претендуют на возможность легкого расширения контакта между людьми. В реальности новые информационные технологии способствуют увеличению количественной стороны коммуникативной активности при дистанционном обучении, но при этом страдает качественная сторона взаимодействия между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися внутри учебной группы.


Список литературы:

1. Дистанционное обучение"/Учебное пособие под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Госкомвуз РФ, М., 1995.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е. С. Полат/ - М. , 2000

4. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение: Каким ему быть? – Педагогика, № 7, 1999.

5. Полат Е.С. "Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты" ИНФО, № 3, 1996 .


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации