Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий (1–4 класс)

1
0
Материал опубликован 16 September 2019
Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Новый Федеральный образовательный государственный стандарт для начальной школы устанавливает соответствующие базисные элементы коммуникативных умений:

необходимость детей в общении со старшими по возрасту людей и ровесниками;

владение определёнными словесными и невербальными средствами общения;

положительное отношение к процессу партнёрства;

ориентация на напарника по общению;

способность выслушать собеседника.

На первоначальном этапе обучения в школе особую значимость приобретают не только знания, умения, способности, но и умения излагать свои знания как в устной и письменной речи, отвечать на уроке, участие в школьных мероприятиях, которые являются коммуникативными универсальными учебными умениями.

Коммуникативное универсальное учебное умение – это умение действовать в общественной обстановке, способность регулировать инициативой в общении, обладать техникой интонирования, логикой речи, её выразительностью и эмоциональность, умение передавать информацию, умение составлять краткий разговор.

Весьма точно значимость развития коммуникативных способностей у обучающихся определяет знаменитый специалист по психологии М. И. Лисина: «Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно» (Лисина, 1997, с.390).

Школьник недостаточно контактирует со сверстниками из-за неумения быть интересным, неуверенности в себе, боязни быть не признанным.

Это может послужить причиной враждебности, внезапному снижению самомнения, нерешительностью заводить новые знакомства. Почти у любого ребёнка на протяжении своего существования появляются определённые трудности с общением. Это не значит, что он обречён и не сможет контактировать с людьми. Коммуникативные способности следует совершенствовать, а не оставаться на прежнем уровне.

Главной целью учителя является формирование успеха их деятельности общения. Ощущая состояние триумфа в коммуникативной деятельности, ученик испытывает чувство радости, эмоционального подъема. Чувства преуспеваемости в учебном общении вселяют ему решительность в собственных силах, повышается самооценка, возникает стремление снова достичь хороших результатов в учебном общении, чтобы ещё раз испытать удовольствие.

Способность человека к коммуникации обуславливается в психолого – педагогических изучениях учёных Г.М. Андреева, А.Б. Добрович и др. Согласно их взглядам, для обладания коммуникативности индивид обязан освоить определённые коммуникативные умения.

Основываясь на теорию общения Г.М. Андреевой, акцентируя совокупность коммуникативных умений, освоение которых содействует формированию и развитию личности, способной к результативному общению. Выделяют следующие разновидности умений:

межличностная коммуникация;

межличностное взаимодействие;

межличностное восприятие;

1-ый тип умений содержит в себе применение словесных и невербальных средств общения, передача разума и эмоций и т.д.

2 – ой тип умений предполагает собой умение установленной взаимосвязи, в связи изменением окружающей среды.

3-ий тип характеризуется умением принимать позицию собеседника, чувствовать его, а также без какой-либо подготовки включаться в разговор.

Обладание данными умениями гарантирует коммуникативное общения.

М.И. Лисина и Ю.В. Касаткина в собственных трудах заявляют, что одной из главных задач учителя, при формировании коммуникативных умений считается таких условий, при которых ученики обретают умения и способности, надлежащие высокой степени общения (Лисина,2009, с.69).

Е.Е. Сапогова отмечает, что характерные черты учебной деятельности учеников формируют условия, с целью развития коммуникативных возможностей. По-другому изъясняясь, учебный процесс требует от ребёнка анализа своей деятельности, «какие результаты у меня были» и «какие результаты у меня сейчас» (Сапогова, 1986, с. 36–43).

По словам Джерелиевской М.А. необходимо совершенствовать основы речевого общения, что подразумевает наличие большого запаса слов, выразительность и точность речи, последовательность высказываний, способность к восприятию устной речи и точную передачу мыслей партнера собственными словами; правильно выделять из услышанного существо дела; кратко и точно формулировать ответы на вопросы партнера (Джерелиевская, 1996, с.175 – 177).

Согласно суждениям В.И. Тесленко и С.В. Латынцева, развитию коммуникативной компетентности содействуют разнообразные виды деятельности обучающихся, в том числе проведение дискуссий, поскольку в их процессе младшие школьники обучаются «внимательно и увлечённо выслушивать каждого выступающего, понимать суть того, что было сказано другими соучастниками обсуждения вопросов, стремительно реагировать на изменение коммуникативных условий, занимать лидирующую или подвластную позицию, конструктивно осуществлять разговор, принимать объективные решения (Тесленко, 2007, с.37).

Отталкиваясь от определения Л.А. Петровской, в соответствии с которым, коммуникативная компетентность подразумевается, как способность устанавливать и разрешать конкретные типы коммуникативных задач, устанавливать цели коммуникации, производить оценку ситуаций. Учитывать намерения и методы коммуникации напарника, подбирать адекватные стратегии коммуникации (Петровская, 1999, с.216).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.