12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бычкова Елена5111
Педагогический стаж 26 лет, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Россия, Иркутская обл., Братск

Педагогические технологии на уроках изобразительного искусства

Бычкова Елена Анатольевна учитель изобразительного искусства МБОУ»СОШ№24»г.Братск Иркутская область

Р. Олдингтона «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — всё, что может сделать учитель, это указать дорожки».


Аннотация.

Представлен материал использования педагогических технологий при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной школе. В статье имеется описание педагогических технологий по использованию в учебном процессе.

​​​​​​​Педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Моя педагогическая деятельность направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала.

Свою задачу, как учитель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.

Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке.Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач . Именно поэтому я применяю педагогическую технологию использования ИКТ при подготовке и проведения уроков изобразительного искусства. Информационно-коммуникативные технологии дают богатейшие возможности представления материала, позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание материала урока. Уроки изобразительного искусства, с применением компьютерной поддержки, развивают творческие способности и эстетический вкус учащихся. Уже много лет работаю по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Каждый урок программы Б.М. Неменского построен на зрительном, музыкальном, литературном материале. В течение урока , необходимо создать образ предмета или пространства. Для этого мною используется разнообразный наглядный материал. Но не всегда была возможность найти необходимые картины, музыкальные композиции. Использование мультимедиа средств позволили решить данную проблему. Информационно-коммуникативные технологии открыли для учащихся замкнутое пространство кабинета и погружают их в мир искусства. С помощью ИКТ знакомлю учащихся на уроках изобразительного искусства с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов. Повторяем пройденный материал.

Итоговый контроль проводится в виде компьютерного тестирования: кроссвордов. Выведенные на экран тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям учащихся можно определить уровень восприятия материала, степень его усвоения. Фильмы и презентации используются мною во время лекций, бесед, путешествий, вернисажах и помогают заинтересовывать учащихся на уроке. Для создания наглядных материалов использую возможности электронных таблиц и программ подготовки презентаций. Применять компьютер может не только учитель, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде компьютерной презентации (мини-проекта). В связи с этим возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем. Как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Поэтому необходимо научить учащихся правильно усваивать информацию. Для этого надо обучить их ранжировать, выделять главное, находить связи.

Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Чего современные школьники ждут от учителя? Знаний для жизни, необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Учитель должен научить, не просто, запоминать и  воспроизводить знания, а применять их на практике. Для этого предлагаются учащимся задания на практическое использование школьных знаний.

Мною отбираются методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Поиск новых средств привел меня к пониманию того, что в основе организации урока должны быть деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения, отвечающие за самостоятельную организацию труда со стороны ученика .Мною активно используется метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу.

Это один из  способов его применения, одна из  форм его осуществления. Метод учебных проектов построен на  принципах проблемного обучения Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.

Основные требования к проекту

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.

Проект – это «пять П»:

Проблема 

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация. 

Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, я использую в качестве «электронной доски». А также использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, и ученики для защиты проектов.

Проектируя будущий мультимедийный урок, продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Предназначен мультимедийный урок:

для изучения нового материала, предъявления новой информации;

для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

для обобщения, систематизации знаний?

Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный настрой урока. Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно,что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют повысить художественное качество работ учащихся. Урок, интегрированный с информатикой : Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, таблиц, учить выполнять проектные работы, учить красиво и грамотно оформлять тексты, в общем, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счёт использования ПК.

Могут проводиться интегрированные уроки информатика – ИЗО — литература,  изобразительное искусство – трудовое обучение, ИЗО-Музыке.

Музыка

Живопись

1.Гармония (сочетание звуков)

1.Колорит (сочетание красок)

2.Мелодия

2.Линия

3.Форма

3.Композиция

4.Динамика (f, p)

4.Насыщенность цвета

5.Тембр

5.Цвет

6. «Три кита» (танец, марш, песня)

6.Характер мазка

7.Интонация, характер музыки

7.Холодные, теплые краски

На уроке изобразительного искусства, компьютер подключен к сети Интернет, урок в форме виртуальной экскурсии «Музеи мира», «Музеи нашей Родины» проходит с интересом.

​​​​​​​ С помощью компьютерных программных средств мы знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства.

На уроках изобразительного искусства при изложении учебного материала я использую готовые программные средства или созданные мной электронные разработки и презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения.

Это небольшие мультимедиа презентации по творчеству того или иного художника, терминологические диктанты, тесты - опросы по различным темам, викторины по изобразительному искусству как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде.

Всё это: используется как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом (посредством проекционного экрана) во время опроса;

позволяет каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе;

позволяет ученикам, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Применение современных образовательных технологий на уроках изобразительно искусства позволит: развить творческие способности обучающихся; повысить качества знаний и активность обучающихся на уроке; сформировать умение высказывать свое мнение и выслушивать мнение других; самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их решения. 

ИКТ позволит увеличить информационную емкость урока, глубину подачи материала без усилия нервно – психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально – мотивационной деятельности; овладеть основами умения учиться, проявлять способность к организации собственной деятельности; изменить отношение учителя к участникам образовательного процесса, из авторитарного он станет демократическим, технология сотрудничества; сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств и требований); приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств; установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником; помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал; воспитать духовно богатого и эстетически развитого человека; развить способности к художественному творчеству; воспитать обучающихся как зрителей художественных произведений, развитие потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать художественный замысел автора, особенности различных стилей и направлений; формировать базы знаний обучающихся и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства.Информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Учить детей радостно, без принуждений - возможно, если в своей работе учитель использует новые технологии. Включение игровых предметов может быть использовано и для закрепления изученного материала, обобщения при показе основных приемов работы. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит "живого" общения педагога с ребенком.

Вывод:

Педагогические технологии и инновации в процессе обучения позволяют создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Изучив различные современные педагогические технологии, я выбрала и использую в своей работе следующие педагогические технологии:

информационно-коммуникационные технологии

проектную деятельность

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии;

технология обучения в сотрудничестве;

Литература:

1.Николаюк И.В. Опыт изучения курса «Методика выполнения творческих проектов» студентами гуманитарно-педагогического университета / И.В. Николаюк // Образование и наука. – 2009. – №3. – С. 117–124.

2. Николаюк И.В. Информационные коммуникационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / И.В. Николаюк, Е.Е. Капанина. – Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т., 2010. – 129 с.

3.Селевко К.Г. «Современные образовательные технологии» М.; Народное образование, 1998 г -256с.

4. Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства

.Использованы интернет ресурсы

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.