Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение с целью создания условий успешной социализации ребенка с ОВЗ младшего школьного возраста в условиях взаимодействия. Невежкина Н.В. педагог-психолог ТПМПК Сормовского района
Основные концептуальные положения личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н.Леонтьев, М. М. Поташник, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков и др.) концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А.Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Ю. С. Мануйлов, М.В.Шакурова и др.) идеи сотрудничества с ребенком (модель сопровождения М. Р. Битяновой) нейропсихологический, обеспечивающий выявление причин, лежащих в основе, нейропсихологический, обеспечивающий выявление причин, лежащих в основе трудностей, возникающих у школьника при освоении основной общеобразовательной программы комплексный, предусматривающий учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке с ОВЗ, интегрированный, позволяющий осуществлять совместную деятельность различных специалистов, сопровождающих развитие ребенка.
Цель: Создание благоприятных психолого – педагогических условий, способствующих успешному обучению, социализации обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве школы. Задачи: создание условий, способствующих решению актуальных задач развития ребенка с ОВЗ на каждом возрастном этапе на основе психолого-педагогической диагностики. коррекция, развитие и профилактика проблем обучения и создание условий социализации на основе коррекции и компенсации психофизиологического развития детей с ОВЗ. психолого-педагогическое просвещение участников образовательного процесса
Структура технологии I. диагностический модуль III. информационно-просветительский модуль II. Коррекционно-развивающий модуль
I блок методическое обеспечение изучения особенностей формирования ведущих видов деятельности методом психолого-педагогического наблюдения за особенностями психофизического развития с целью выявления детей, имеющих нарушения познавательного, речевого развития и эмоционально-волевой сферы. II блок дифференциальная диагностика детей в рамках ТПМПК с целью изучения особенностей психофизического развития и подготовки рекомендаций по организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, в.т.ч. определению образовательной программы обучения детей с ОВЗ III блок взаимодействие с ПМПк ОО по вопросу анализа результативности коррекционно-развивающей работы с обучающимися, воспитанниками с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития в рамках расширенных заседаний ПМПк ОО Сормовского района.
Внешние проявления трудностей Уровни детерминации (причины) педагогический психологический Русский язык Путает звуки и буквы Не усвоены понятия «звук», «буква» и их соотнесение Недостаточность процесса звукобуквенного анализа Математика Ошибки при решении арифметических примеров, в том числе с действиями разных ступеней Несформирована однонаправленность считывания слева направо Несфомированность мыслительной операции «анализ через синтез» Неусвоен порядок выполнения действий разных ступеней Недостаточное развитие анализа пространственных отношений Несформированы вычислительные умения Низкий уровень сформированности внутреннего плана действия Недостатки в развии процессов произвольного внимания I блок диагностического модуля Причины трудностей
I. Изучение общих сведений о ребенке. II. Исследование психического, индивидуально-личностного развития ребенка в структуре ведущей деятельности. III. Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребенка. II, III блок диагностического модуля Программа психологической диагностики
Сравнительный анализ методики «Четвертый лишний», предложенный в литературе, с адаптированным вариантом в нашем методическом пособии. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности (младший школьный возраст). Адаптированный вариант Цель обследования: Исследование образно-логического мышления, способности к обобщению. Оцениваемые УУД: логические универсальные действия Цель обследования: Исследование мыслительных операций: анализ, обобщение, классификация. Внимание: устойчивость, концентрация, переключение. Обучаемость. Волевая регуляция. Оцениваемые УУД: логические универсальные действия; регулятивные УУД
Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности (младший школьный возраст). Адаптированный вариант Виды помощи: При необходимости взрослый оказывает помощь ребенку в виде наводящих вопросов Виды помощи: 1. Организующая помощь – мимика удивления, несогласия, реплика «внимательнее», «не спеши» (для импульсивных детей). 2. Стимулирующая помощь – «Подумай, постарайся сделать, у тебя получится» (для детей с нарушениями мотивации, при пассивности, инактивном поведении, для обидчивых и ранимых детей). 3. Обучающая помощь - Например: бумага, тетрадь, стекло, линейка. 1 урок. Если ребенок затрудняется в выделении лишнего слова, то психолог называет лишнее слово понятие: «Стекло. Объясни почему?». 2 урок. Если ребенок не решает задачу, то психолог продолжает: «Назови одним словом: бумага, тетрадь, линейка?» Если ребенок затрудняется назвать обобщающее слово, то психолог предлагает варианты ответа: «Это школьные принадлежности, геометрические фигуры, одежда?» Ребенок отвечает неверно или не может выбрать правильный ответ, то психолог сам называет обобщающее слово. 3, 4 уроки и т.д. – психолог совместно с ребенком выделяет лишнее слово и объясняет свой выбор. Возможно упрощение инструкции и переход на предметный уровень (картинки).
Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности (младший школьный возраст). Адаптированный вариант Анализ результатов деятельности ребенка: Дети с нормальным умственным развитием справляются с заданием самостоятельно, выделяют существенные признаки. Дети с задержкой психического развития опираются преимущественно на второстепенные признаки, необходима помощь взрослого. Дети умственно отсталые с заданием справляются с трудом (наглядно-действенный уровень) Анализ результатов деятельности ребенка: Дети с нормальным умственным развитием умеют анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать понятия с опорой на существенные (родовые) признаки. Дети способны логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные. Характерна настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Способность длительное время выполнять работу. Достаточно организующей, стимулирующей помощи, помощь эффективна. Показывают высокую обучаемость при выполнении аналогичных заданий Дети умственно отсталые (наглядный материал) не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. Не умеют анализировать, обобщать, классифицировать по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл. Обобщающие слова заменяются описанием субъективного отношения к предметам. Необходима разноуровневая обучающая помощь, помощь принимают частично, испытывают те же трудности в аналогичных заданиях. Дети неусидчивы, отвлекаются от выполнения заданий при появлении незначительных помех. Выполнение заданий может сопровождаться усилением эмоциональной лабильности Глубоко умственно отсталые (наглядный материал) дети 8-10 летнего возраста смысла задания не понимают. Ребенок неусидчив, легко отвлекается от выполнения заданий, не стремиться к достижению цели. Неспособны длительное время выполнять работу, требующую сосредоточенности. Внимание рассеянное, непроизвольное. Помощь малоэффективна.
Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности (младший школьный возраст). Адаптированный вариант Дети с задержкой психического развития недостаточно способны к обобщению наглядного материала и на понятийном уровне. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным или функциональным признакам. Ребенок может анализировать и определять преимущественно различия между знакомыми предметами. Поиск обобщающего признака затруднен. Существенные (родовые) признаки не называются. Стимулирующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании. При классификации бедность представлений, отсутствие иерархии признаков объектов мысли, а также обобщающих видовых и родовых понятий являются основными причинами трудностей. Дети способны достаточно длительное время работать, но в процессе деятельности возникают трудности, которые преодолевают с помощью; помощь принимают.
Проблема учебной деятельности Коррекционные задачи Методы Приемы (упражнения) Стимульный материал Рекомендации по применению многоуровневых заданий и видов опор психолог логопед психолог логопед 1. Ограниченный словарный запас. 2. Испытывает трудности при пересказывании текста. 3. Путает порядок действия при сложении, вычитании многозначных чисел. 4. Ошибки в правописании проверяемых безударных гласных в корне слова (пропуски, замены и др.). 5. Трудности при запоминании схемы рассуждений при изучении темы «части речи». 1. Развитие анализа и синтеза на наглядном и понятийном уровне. 2. Развитие классификации. 3. Развитие зрительного и слухового восприятия. 1. Формирование фонетического восприятия 2. Развитие умения выделять ударный слог, ударный звук, находить и узнавать безударный слог, безударный звук; слышать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. 3. Развитие умения подбирать проверочные слова. . Словес-ный (объясне-ние, беседа), наглядный ( демонст-рация), практичес-кий 1.«склеенные слова» , «склеенные предложения» (найти спрятавшиеся слова, раздеть сова вертикальными линиями, а предложения –точками). 2.«правильно ли разделены на группы?» (правильно ли разделены на группы цифры и слова в каждой таблице ). 3.картинки- помощницы (запомнить слова с помощью картинок-помощниц). 1. Прогова-ривание слова, выделяя голосом ударный гласный (по подражанию, самостоятель-но). 2. Определе-ние ударного гласного в произношение другого ученика и в своем произношении 3. Воспроиз-ведение слогоритмической структуры слова. Таблицы; счетные палочки, плакаты, схемы, дидакти-ческие игры. Опора: Схема с установлением последовательности элементов и наглядным выделением значимого элемента. Схемы слогоритмической структуры слов. Многоуровневые задания: Например, по подбору проверочных слов: 1 уровень – подбери проверочное слово; 2 ур. – выбери из группы слов проверочное слово; 3 ур.- выбери из 2-х предложенных проверочное слово; Коррекционно-развивающий модуль Фрагмент индивидуальной плана психолого-педагогического сопровождения
Работа с родителями I II Родительские собрания по вопросам коррекционно-развивающей работы с ребенком в условиях семьи Индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания ребенка Работа с педагогами I II Психолого-медико-педагогический консилиум образовательных учреждений РМО учителей, логопедов, психологов школ по вопросам оказания методической помощи III Семинары, практикумы, круглые столы по профилактике школьной дезадаптации и вопросам коррекционно-развивающей работы в условиях интегрированного образования. Информационно – просветительский модуль Цель: создание условий социализации детей с ОВЗ. .
Результативность Показатели школьной мотивации к концу обучения в начальной школе
Универсальные логические действия к концу обучения в начальной школе