Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей»
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей
Современный мир развивается стремительно и нуждается в творческих, прогрессивно мыслящих людях, способных к нестандартному мышлению. Поэтому так важно со школьной скамьи уделять внимание одарённым ученикам и помогать им развивать свои способности. И не важно, в какой области талантлив ребёнок: в музыке, в искусстве, в спорте или в математике.
Учителю необходимо создать специальные условия для успешного обучения творческих детей. С его стороны должна быть поддержка, помощь в выборе будущей деятельности, забота о психологическом благополучии и сохранении здоровья.
Сопровождение может быть индивидуальным – консультации или дополнительные занятия непосредственно с талантливым ребёнком. А также – групповым, если талантливых детей в классе несколько.
- Консультации с ребёнком. Я всегда говорю своим ученикам о том, что любой вопрос мне можно задать до урока, после урока или после всех уроков этого класса. Иногда дети находят удобный момент и спрашивают то, что их интересует. Если тема слишком обширна, я подбираю для них специальную литературу или дополнительный материал из интернета. Они изучают его, а потом вновь могут задать мне свои вопросы. Также такие консультации можно проводить и виртуально. Я пользуюсь социальными сетями («Вконтакте», «Одноклассники», «Фейсбук»), мессенджерами «Вайбер», «Вотсап», «Телеграм») и электронной почтой. Сейчас речь идёт только о страницах для работы. Личное и рабочее я не смешиваю. Такими способами мои учащиеся также могут получить у меня важную для них информацию. Как бы то ни было, учебники рассчитаны на среднюю школу, сложно найти информацию тем, кто хочет развиваться за рамки школьной программы. Можно прислать таким заинтересованным детям книги в электронном виде, различные разработки и рабочие листы. Также я даю своим ученикам печатные книги для чтения на английском языке. Им очень нравится.
- Дополнительные занятия с детьми. Конечно, в наше время большинство детей после уроков посещают различные кружки, секции и прочее. Но, как известно, человек находит время для всего, чего он действительно хочет. После основных занятий педагог может заниматься с учащимися дополнительно. Для этого можно подобрать специальную литературу, чтобы программа расходилась с программой учебника. На таких занятиях у заинтересованных детей горят глаза, им очень интересно глубоко изучать предмет. Учителю следует придерживаться специально написанного для этого плана. Только вкладывая знания в учеников, можно ожидать результата. Такие дети потом смогут участвовать в различных конкурсах, чемпионатах, олимпиадах по предмету.
- Групповые дополнительные занятия с детьми. Это те же занятия, но группой. Такая группа может включать в себя от двух до двадцати с лишнем человек, если у детей есть желание. Благодаря таким занятиям учащиеся улучшат свои результаты обучения, получат ответы на возникающие в ход учёбы вопросы, интерес к изучаемому предмету увеличится, а также будут побеждены трудности. На таких занятиях можно работать по запросам учеников, то есть изучать тот материал, который они захотят. Если во время школьных занятий ученики не работают по рабочим тетрадям (не успевают, например), можно использовать такие пособия на дополнительных занятиях. Конечно, при желании и поддержке родителей. Также можно заниматься и дистанционно. Сейчас великое множество различных образовательных платформ, где педагогу даже самому не нужно проверять работы детей, всё сделает сайт. Учителю на почту приходят лишь результаты. После этого важно получить обратную связь: что дети поняли или не поняли, над чем ещё нужно поработать.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что очень важно поддерживать одарённых и талантливых детей. Ещё важнее своевременно их выявить. Только благодаря поддержке педагогов и занятий с ними дети получат уникальную возможность развиваться, углублённо изучать предметы и реализовать свой потенциал в дальнейшей жизни.