Предварительный просмотр презентации

Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности в ЦРР №91 «Строитель» Педагог-психолог I кв. категории Киселева Оксана Владимировна МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР – Детский сад № 91 «СТРОИТЕЛЬ» г. УЛАН-УДЭ 670033, г. Улан-Удэ, ул. Краснофлотская, 8 «А», тел./факс.: (3012) 42-50-83 E-mail: madou-91@mail.ru

Проблема здоровья у ребенка дошкольного возраста и его сохранения в современном обществе в настоящее время стоит более чем остро. Психологическая безопасность же – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, – основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении, является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования, а именно в дошкольном образовательном учреждении. 

Психолого-педагогическое сопровождение - это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса. Для решения поставленных задач мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как модель деятельности педагога- психолога в детском образовательном учреждении, направленную на оптимизацию индивидуально-личностного развития дошкольника при взаимодействии с окружающим миром.

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.

Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т.д. Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

В нашем ЦРР метод проектов реализуется уже более 5 лет. За это время «родилось» большое количество проектов, как кратковременных, так и долгосрочных – «Академия здоровья», «Во саду ли в огороде», «Редиска на окне», «Мир насекомых», «Транспорт», «Волшебница соль», «Птицы родного края», «Скоро в школу», проект «Снежинка» и т.д.

В рамках проектной деятельности проводится большая разноплановая работа с педагогами, родителями и детьми о значимости этого метода для развития личности дошкольников: беседы, деловые игры, дискуссии, консультации, семинары-практикумы, тренинги, выставки детских работ, презентации проектов и др.

Как правило, все наши проекты – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада, поэтому любая тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.

Метод проектов очень помогает нам в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной период у детей характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Предваряет непосредственную работу над любым проектом специально организованный курс развивающих занятий, целью которого является формирование необходимых умений и навыков, а также развитие исследовательской мотивации.

Так же в групповой проектной работе дети берут на себя определенные роли (распределяют обязанности): – ребенок-исследователь – его основная задача – отыскивать все новое, необычное и таинственное, разгадывать найденные загадки, он отвечает за этап сбора информации; – ребенок-творец – создает новые произведения, придумывает, сочиняет, оформляет (если роль художника-оформителя не выделена отдельно); – ребенок-помощник – помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта, отвечает за благоприятную атмосферу в проектной группе; – ребенок-организатор – следит за этапами выполнения работы, а также ведет запись работы; – ребенок-докладчик – готовит вместе с другими участниками доклад о работе, отвечает за этап презентации.

Задача педагога-психолога помочь воспитателю распределить роли в проекте, направить в нужное русло взаимоотношения детей в коллективе, сделать так, чтобы в групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны нашлись для каждого.

Метод проектов – технология обучения, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, но и делает процесс обучения личностно значимым.

Психолого-педагогическое сопровождение проектов в ЦРР осуществляется на трех этапах: – на этапе планирования проектной деятельности; – на этапе проживания темы проекта; – на этапе рефлексии по теме проекта.

На этапе планирования проектной деятельности – через определение ориентиров психолого-педагогического мониторинга и непосредственное проведение диагностики с целью своевременного отслеживания реализации поставленных в проектной деятельности задач воспитания, развития и коррекции.

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе проживания темы проекта проводится через совместное взаимодействие узких специалистов – «техника парной педагогики»: проект «Академия здоровья» совместная работа психолога и учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора физ.воспитания, воспитателя.

Творческие задания, такие как «Осенние угощения», «Осенние фантазии» (проект «Во саду ли в огороде») или создание макета города в группе по правилам дорожного движения в рамках проекта «Транспорт», способствовали актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулировали потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Во время выполнения этого проекта основным стал принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

В процессе реализации проекта «Академия здоровья» особый акцент делала на следующих ключевых моментах: – эффективное взаимодействие ребенка и взрослого (педагога, родителя), взаимодействие ребенок – ребенок, ребенок – коллектив; – создание наилучших условий для развития мотивации творческой, интеллектуальной, эмоциональной, экспериментальной детской деятельности; – реализация конструктивного доброжелательного общения, сотрудничества; – создание благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию информации, игровая мотивация.

На этапе рефлексии по теме проекта проводится работа с детьми через интеллектуальную рефлексию (модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?» и «Что узнали?») и работа с педагогами через опросники по итогам проекта и анкеты обратной связи.

Через проектную деятельность педагогический коллектив нашего ЦРР старается создать полноценное творческое пространство для гармоничного проживания ребенком его наиболее важного возрастного этапа.

Как известно, проектная деятельность повышает учебную мотивацию детей в целом, а также интерес к изучаемой проблеме. У педагога-психолога, ведущего занятия, так же, как и любого другого педагога, появляется возможность привлечь интерес детей к изучаемому материалу. Но возможности проектной деятельности для психолога значительно шире. Грамотно организованная проектная деятельность предоставляет психологу широкие возможности для решения развивающих и коррекционных задач, стоящих перед ним, как перед специалистом.

Конечно, внедряя инновационные процессы в дошкольную жизнь нам всем – педагогам и психологам, следует помнить, что психологическая безопасность – одно из требований безопасности образовательного процесса, одно из условий качества образования, столь же важное, как антитеррористическая, пожарная, санитарно-эпидемиологическая безопасность.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации