Программа психолого-педагогического сопровождения МАДОУ «ЦРР — Детский сад № 91 "Строитель"»
Пояснительная записка
Психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких задач, определенных ФГОС ДО, как: позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей, охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Структура и содержание данной рабочей программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ»;
• Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 12 ноября 2007 г. № 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога»;
• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога- психолога образовательного учреждения»;
• Письмо МО РФ от 16.12.98 № 01-50-205ин/32-03 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме»;
• Устав учреждения.
Данная рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ЦРР в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ЦРР.
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Деятельность современного педагога-психолога ЦРР направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ЦРР выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. А предмет его деятельности можно определить как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в ЦРР в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.).
Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности.
Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей.
Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога ЦРР.
Моменты, ориентирующие воспитанника в образовательных областях, определяются его индивидуальным избирательным отношением к их содержанию, интересам и склонностям. Они первоначально являются недостаточно осознанными и связанными с ситуативными побуждениями ребенка. По мере взросления эти моменты входят в сферу осознания, подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор» мотивационных тенденций, определяющих личностную активность воспитанника и приобретающих прогностический характер.
В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагается развитие:
- побуждений, мотивов и интересов;
- сознательного отношения к деятельности на уровне постановки целей и их достижения;
- способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера;
- элементов творчества.
Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в детском саду, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды ЦРР, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника воспитательно-образовательного процесса. Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС на уровне каждого ЦРР.
Возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста
Психическое развитие детей 2-3-х лет
Важнейшими Психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.
I этап. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.
II этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.
III этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей.
Предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.
Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.
В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях.
С развитие слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.
Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого – правильно – назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т.д. Малыш в возрасте 2-3-х лет способен различать:
- 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
Основной метод познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Важнейшей способностей, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.
В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «Само по себе».
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки – «мокриться»).
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Основными чертами ребенка 2-3-х лет является открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Психическое развитие детей 3-4-х лет
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3 – 4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3 – 4 – х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3 – 4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Психическое развитие детей 4-5-х лет
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины следствия его возникновение. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос « почему? ».
Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.
В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнеру в играх, ему уже интересно играть « рядом ». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.
Активно различающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.
Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.
Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4 – 5ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые черты характера.
Психическое развитие детей 5-6-х лет
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. Ребенок должен понять, что само по себе желание еще не повод для действий и что сначала нужно думать, а потом делать.
Но, конечно, принцип постепенности должен выполняться неукоснительно. Большую часть времени ребенок должен заниматься тем делом, которое ему интересно; он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.
Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного.
Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.
Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.
Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.
Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры).
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону".
Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.
На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.
Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.
У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Родители пятилетних детей часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то информацию.
Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.
В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, напоминание.
Как уже было сказано, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д.
Некоторых родителей пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка, и они спрашивают: "А нормально ли это?" Для пяти-шестилетнего ребенка фантазирование является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению мира.
На шестом году жизни ребенка следует обратить самое серьезное внимание на развитие его речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не "съедает" ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили "нет", значит, нужно "бить" тревогу. Более детально разобраться в речевых проблемах ребенка вам поможет книга, изданная сотрудниками Психолого-педагогического центра "Здоровье" Петроградского района Санкт-Петербурга (М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? СПб., "Дельта", 1997), в одном из разделов которой логопед Л. Г. Парамонова дает описание специальных заданий-тестов на оценку звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связности речи у ребенка. Помимо проверочных заданий приводятся и коррекционные упражнения на развитие и усовершенствование "западающих звеньев".
Если же вам самим не удается добиться положительных результатов, не следует пренебрегать такой проблемой и обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту - логопеду.
Кстати, в этой же книге вы найдете и раздел, посвященный тому, как научить ребенка считать и решать задачи (написан он Н. Я. Головневой).
По общему мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки. Многие родители вместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М - муравей, Я – яблоко.
Психическое развитие детей 6-7 лет
У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется, прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремиться качественно, выполнить какое-либо задание, сравнивать в образцом и переделать, если что-то не получилось.
Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Информационная справка о ЦРР № 91
1.1. Общие сведения
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский - сад № 91 «Строитель» г. Улан-Удэ»
Адрес: 670033, г. Улан – Удэ, ул. Краснофлотская, 8а.
Телефоны: заведующая – 42-50-83, медицинский кабинет – 42-46-35
Год основания: 17 апреля 1980 г.
Заведующая – Убогаева Лариса Михайловна, Почетный работник общего образования Российской Федерации, руководитель высшей квалификационной категории
Количество детей, посещающих ЦРР – 432.
Количество групп: 13, из них 4 группы раннего возраста (одна из них для частоболеющих детей); 9 групп – дошкольных (2 из них - логопедические). Прием детей осуществляется с 2 лет.
Режим работы: пятидневная рабочая неделя с 10.5 и 12 часовым режимом работы.
Педагогический коллектив: работает 25 педагогов, из них имеют:
- высшую квалификационную категорию – 8;
- первую категорию – 5;
- вторую –13.
Сотрудничество:
- МЦОКО;
- БРИОП;
- БРПК;
- БГУ;
- ГКУЗ Специализированный психоневрологический дом ребенка «Аистенок»;
- МБОУ ЦДОД «Центр дополнительного образования детей «Эллада» г. Улан-Удэ;
- детская библиотека (филиал № 10);
- музеями и театрами г. Улан-Удэ;
- РОО «Федерация УШУ Республики Бурятия»;
- РОО «Центр развития футбола Республики Бурятия»;
- Физико-математическая школа № 56;
- Сотрудничество с частным детским садом «Наран» (ИП Абашеева) на основе договора простого товарищества.
Достижения ЦРР:
- снижение уровня заболеваемости детей за счет внедрения в образовательную деятельность ЦРР здоровьесберегающих технологий;
- повышение количества детодней;
- участие в республиканских, городских смотрах-конкурсах, конференциях и семинарах.
1.2. Образовательные услуги:
Направлениями работы ЦРР являются:
внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ЦРР;
физическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое и художественно-эстетическое развитие и воспитание детей.
ЦРР № 91 в свою образовательную деятельность внедряет следующие программы и технологии:
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гурович;
Примерная общеобразовательная программа «Открытие» / Под ред. Е.Г. Юдиной, Л.С. Виноградовой, Л.А. Каруновой, Н.В. Мальцевой, Е.В. Бодровой, С.С. Славина.
Key to learning (Г. Доля)
Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста;
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки»;
Козлова С.А. Я – Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру;
Николаева С.Н. Юный эколог;
Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом - природа»;
Содномов С.Ц., Раднаева Ж.Ё. Программа по бурятскому языку для русскоязычных дошкольных образовательных учреждений;
ТРИЗ;
Яковлева Л., Юдина Р. Старт: программа физического развития и воспитания детей.
Дошкольное образовательное учреждение предоставляет основные образовательные услуги согласно Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования/ Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой;
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Дополнительные платные образовательные коррекционно-оздоровительные услуги, предоставляемые ЦРР № 91:
Обучение детей плаванию; посещение ими сауны, циркулярного душа и фитобара (со второй младшей группы);
Ушу;
логопункт (коррекция речи);
гимнастика, аэробика;
психокоррекция.
1.3. Материально – техническая база:
ЦРР № 91 имеет 1 здание и оснащено специальными кабинетами:
логопедическим;
музыкальным;
методическим;
кабинетом педагога-психолога;
кабинетами бурятского и английского языков;
медицинским.
Имеет следующие залы: музыкальный, спортивный, хореографический.
МАДОУ принадлежат спортивные сооружения: 2 спортивных площадки с оборудованием; два бассейна (один из них летний плескательный с дорожкой здоровья); сауна; циркулярный душ; фитобар.
Медицинское обслуживание осуществляет ТМО – 3. В ЦРР имеются следующие кабинеты: медицинский, физиокабинет, процедурный, изолятор.
2. Психолого-педагогическое сопровождение в ЦРР
Работа педагога-психолога в ЦРР № 91 «Строитель» включают в себя следующие направления:
психодиагностика;
психокоррекция;
психопрофилактика, психологическое просвещение;
психоконсультирование.
Направления психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.
Психолого-педагогическая диагностика детей раннего развития.
Психолого – педагогическая диагностика определения уровня умственного развития детей.
Психолого – педагогическая диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы детей.
Психолого – педагогическая диагностика школьной зрелости.
Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.
Цели сопровождения в ЦРР:
создание психолого – педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
координация и планирование деятельности всех специалистов в рамках психолого-педагогического процесса детского сада;
создание организационных и методических условий для эффективной реализации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ЦРР.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
Психопрофилактика и психоконсультирование:
консультировать педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам содержания, правил проведения и использования диагностических методов, а также соблюдения этических норм диагностической работы;
участвовать в организации воспитательно-образовательного процесса детского сада, работать в направлении его «психологизации» (психологическое просвещение, консультирование и диагностирование персонала детского сада и родителей: передача им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т.п.);
обеспечить психолого-педагогической поддержкой семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Психодиагностика:
анализировать результаты проведенных диагностических обследований и вырабатывать рекомендации по дальнейшей работе с субъектами образовательного процесса;
определять уровень психологической дистанции и стиль взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса;
оценивать индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития;
определять готовность детей к школе и на основе результатов диагностического обследования проводить соответствующую коррекционную работу.
Психокоррекция:
организовать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по всем направлениям работы ЦРР;
организовать работу по созданию благоприятных условий для развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
разработать рекомендации для воспитателей и родителей, приемы коррекционной работы с детьми;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
охранять и укреплять психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие детей.
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
научность – использование научно обоснованных в педагогической практике технологий и методик;
системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, администрации и др.;
превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
индивидуальное;
групповое;
на уровне ЦРР.
Направление деятельности |
1. Психопрофилактическая работа |
||||
№ п/п |
Цель работы |
Виды деятельности |
Объект деятельности |
Сроки, периодичность |
|
1.1. |
Создание условий для полноценного психического развития ребенка |
оказание помощи в период адаптации; составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей изучение медицинской документации для определения направлений индивидуальной работы. |
дети родители педагоги |
сентябрь (по мере поступления детей) |
|
1.2. |
Формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития |
круглый стол по теме: «Психологические особенности детей дошкольного возраста» консультация «Эффективное педагогическое общение» |
старший воспитатель, педагоги |
январь февраль март январь-март |
|
2. Психодиагностическая работа |
|||||
2.1. |
Психолого-педагогическое изучение личности ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам, создания программ индивидуальной работы |
обследование при поступлении в детский сад подбор детей для занятий в подгруппах наблюдение анализ детской продуктивной деятельности тестовые задания с целью выработки рекомендаций и проведения индивидуальных занятий |
дети |
сентябрь октябрь ноябрь март в течение года |
|
2.2. |
Диагностика готовности детей к школьному обучению |
обследование уровня интеллектуальных способностей; изучение школьной зрелости |
ребенок родители педагоги |
сентябрь октябрь апрель май |
|
3. Развивающая сопровождающая работа |
|||||
3.1. |
Изучение индивидуальных особенностей невербального общения детей |
составление схемы наблюдения поведения ребенка наблюдение за эмоциональными проявлениями в различных ситуациях использование жестовой речи у детей с трудностями в речевом развитии |
ребенок |
ноябрь декабрь январь |
|
3.2. |
Активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка |
разработка и внедрение программ, направленных на развитие социально-эмоциональной сферы разработка системы оздоровительно-педагогических занятий оказание психологической помощи детям, находящимся в сложных жизненных ситуациях |
ребенок дети педагоги родители |
октябрь январь февраль в течение года |
|
4. Консультативная работа |
|||||
4.1. |
Консультирование педагогов и родителей |
проведение индивидуальных консультаций участие в родительских собраниях выступления на педагогических советах (по плану ЦРР) |
родители педагоги старший воспитатель |
в течение года |
|
4.2. |
Совместная работа с администрацией |
участие в составлении планов воспитательно-учебных мероприятий участие в формировании групп детей |
старший воспитатель заведующая |
в начале года |
|
4.3. |
Участие в работе ПМПК |
при формировании логопедических групп обследование детей с особенностями в развитии |
заведующая старший воспитатель логопеды старшая медсестра |
апрель октябрь март |
Основными субъектами психологического воздействия в ЦРР являются:
• дети;
• воспитатели, педагоги;
• родители.
Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:
1. диагностический;
2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;
3. коррекционно – развивающий;
4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.
Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, воспитателей.
На этом этапе родители знакомятся с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка, где учитываются 5 направлений дошкольного образования:
• социально – коммуникативное
• познавательное
• речевое
• художественно – эстетическое
• физическое
Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.
В адаптационный период родители знакомятся с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.
Мы предлагаем родителям адаптационный лист, который они заполняют в течение месяца, а некоторые и дольше, пока у ребенка не закончится адаптационный период.
На этапе уточнения выявленных затруднений или одаренности ребенка воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка.
По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.
Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. (см. приложение 2)
На этом этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.
Для решения поставленных задач используютчя следующие коррекционно – развивающие программы:
• Ю. В. Останкова «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе»
• И. Ярушина «Программа социально – психологической, коррекционно – развивающей работы с детьми»
• И. Л. Арцишевская «Занятия с гиперактивными детьми»
• Е. О. Севастьянова «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет» и т. д.
На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ЦРР проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.
Педагоги организуют разнообразные формы презентации развития одаренных детей: выставки авторских работ, концерты, моно – спектакли и т. д.
Родителям, чьи дети посещают подготовительную группу, мы объясняем, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.
Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.
Причины определения результатов освоения детьми образовательной программы дошкольного образования через целевые ориентиры согласно ФГОС ДО:
1. специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность);
2. системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации; отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат).
Блок 1 - Работа с детьми:
1.1. Психодиагностика
Система психодиагностической работы строится по следующим направлениям:
обследование при поступлении в детский сад;
анализ детской продуктивной деятельности
обследование уровня интеллектуальных способностей и индивидуальных особенностей детей, посещающих детский сад;
изучение школьной зрелости и готовности выпускников ЦРР к обучению в начальной школе;
изучение уровня психологического здоровья детей.
Параметры определения
показателей психологического здоровья
Изучаемые параметры |
Диагности-ческие методики |
Цель исследования |
Условия проведения |
Статус ребенка в группе, его эмоциональное состояние, самооценка |
«Два домика» |
Изучение характера отношений со сверстниками у детей 4-7 лет, их симпатии и антипатии к членам группы |
Ежегодно (октябрь) |
«Красивый рисунок» |
Выявление эмоциональных особенностей ребенка |
Ежегодно (февраль) |
|
«Лесенка» |
Диагностика уровня самооценки ребенка, соотношение реального и идеального «Я» |
Ежегодно (октябрь-ноябрь) |
|
«Цветопись» |
Определение преобладающего фона настроения в группе в различные моменты, синхронизация эмоционального настроя |
Ежегодно (январь) |
|
Познаватель- ные психические процессы; помять, внимание, мышление, воображение, восприятие |
«Пикограм- ма» |
Изучение состояния психических процессов дошкольников: мышления, смысловой памяти, воображения, уровня организации действий |
Ежегодно (январь) |
«Тест Векслера» |
Определение уровня развития умственных способностей и выявление детей с задержкой психического развития |
По запросу |
|
Личность ребенка |
«Выбери нужное лицо» |
Диагностика тревожности по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми |
Ежегодно (декабрь) |
Проективные рисуночные тесты: «Рисунок человека» |
Исследование личностных особенностей, динамических черт личности с другими людьми |
Ежегодно (сентябрь) |
|
Рисунок несуществую-щего животного |
Определение уровня развития воображения, контактности, наличия эмоциональной напряженности и тревожности |
По запросу |
|
«Плохой и хороший ребенок» |
Выяснение степени самопринятия, наличия незрелости и инфантилизма, отсутствия критичности |
По запросу |
|
Методика изучения самоотноше-ния и само-принятия |
Получение данных о внутренней гармонии и способности к самопознанию и саморегуляции, наличии актуальных для ребенка конфликтов, неприятия себя |
1 раз в год |
|
«Детский апперцеп-тивный тест» |
Исследование вопросов соперничества, агрессивности, тревожности, страхов, отношения к родителям |
По запросу |
|
«Восьми-цветовой тест Люшера» |
Изучение значимых аспектов личности, выявление наличия областей психологического и физиологического стресса |
По запросу |
|
Изучение особенностей развития общения |
«Наблюдение – анализ» |
Определение наличия коммуникативных потребностей |
Ежегодно (ноябрь) |
1.2. Коррекционно-развивающая
и сопровождающая работа
Основной цель коррекционной работы - содействие полноценному психическому и личностному развитию детей.
Данный вид работы зависит от результатов, полученных в ходе обследования детей и включает в себя широкий спектр форм работы:
групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах) – подвижные игры, интеллектуальные игры;
индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах) – настольные игры, развивающие игры на компьютере;
элементы тренинговых занятий с педагогами и специалистами ЦРР;
занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению.
Блок 2 - Работа с администрацией, педагогами и родителями:
2.1. Психологическое просвещение
и психологическая профилактика
Основное средство профилактики в развитии детей - информированность родителей (индивидуальные консультации, стендовая информация), повышение их психолого-педагогической культуры.
Деятельность педагога-психолога в этом направлении включает в себя:
консультации и рекомендации родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ЦРР;
Цель работы:
- создание условий для полноценного развития ребенка и его психологической защищенности и безопасности,
- обеспечение успешной (благоприятной) адаптации детей к условиям ЦРР.
оказание помощи детям, родителям и педагогам в период адаптации;
составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей;
организация наблюдения за поведением вновь поступивших детей, их эмоциональными проявлениями в течение дня;
анкетирование и беседы с родителями по вопросам адаптации детей к детскому саду;
подгрупповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по предупреждению у детей «срыва», протеста против посещения детского сада;
участие в родительских собраниях.
2.2. Психологическое консультирование
Психологическое консультирование - «система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера».
Психолого-педагогическое консультирование проводится:
с администрацией, родителями и педагогами по вопросам развития и воспитания детей;
с администрацией и педагогами при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий ЦРР с учетом возрастных особенностей детей;
при комплектовании возрастных групп в ЦРР;
при экспертной оценки используемых программ воспитания и обучения в детском саду;
2.3. Коррекционно-развивающая
и сопровождающая работа
тренинговые занятия с педагогами, специалистами ЦРР и родителями.
ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
ЦРР № 91 «СТРОИТЕЛЬ»
День недели |
Время |
Педагоги |
Дети |
Родители |
Понедель-ник |
08.30 – 14.00 |
Анализ деятельности педагогов с детьми (псих. - пед. анализ занятия) |
Психодиагнос- тика (обработка результатов) |
Индивидуаль- ная консультация |
Вторник |
08.30 – 14.00 |
Индивидуальная консультация |
Психодиагнос- тика (обработка результатов) Коррекционно-развивающая работа с детьми |
|
Среда |
09.00 – 16.00 |
Курс «Познай себя» |
Психодиагнос- тика (обработка результатов) |
Анкетирование родителей |
Четверг |
13.00 -18.00 |
Семинар-практикум |
Подгрупповые и индивидуальные психокоррекцио- нные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах) |
Групповая консультация (общие родительские собрания, информация в уголках для родителей) |
Пятница |
09.00 – 14.00 |
Консультатив- ное совещание с администрацией Психотерапия |
___ |
Индивидуаль- ная консультация |
Библиография
-
Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96 с.
Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 288 с. («От детского сада к школе»).
Комисаренко Т. И., Махортова Г. Х. Диагностика эмоциональных переживаний детей дошкольного и младшего школьного возрастов // Психолог в детском саду, 2006, № 2, с. 28.
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с., ил. – (Серия «Вместе учимся играть»).
Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
Прохорова Г. А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 2-е изд. – 48 с. – (Библиотека психолога образования).
Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения – Ростов н/Д: Феникс, 2004, - 576 с. (Серия «Сердце отдаю детям»).
Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72 с. (Развитие и воспитание)
Сундукова А. К., Калайтанова Г. Н., Майгурова Е. В. Комплексная оценка уровня физического развития и здоровья детей в ДОУ // Современный детский сад, 2007, № 12, с.13.
Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) /Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс»,2005. – 384 с.
Скрипникова Валентина Михайловна