Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, одаренных в исполнительской деятельности»
И.Г. Куликова
г.о. Самара
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, одаренных
в исполнительской деятельности
Аннотация: В статье проведен анализ вопросов методической разработанности психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся в исполнительской деятельности. Предложены варианты творческих заданий на выявление художественной одаренности, креативности, нестандартности мышления, актерских и режиссерских задатков обучающихся. Рассмотрены варианты коррекционной работы со слабо адаптивными одаренными обучающимися.
Ключевые слова: одаренность, сотворчество, социализация, творческие задания.
Современное развитие общества с каждым годом требует привлечения все большего числа граждан с креативным, нестандартным мышлением, наделенных способностью к постановке и успешному решению задач. Это граждане с активной жизненной позицией, ярко выраженными лидерскими качествами, навыками публичных выступлений. Потенциал их в полной мере реализуется в 21 веке, и именно им предстоит со всей ответственностью принимать вызовы времени. Потому представляется такой важной задача по раскрытию и реализацию потенциала детей, которых мы называем одаренными, которых причисляем к национальному достоянию страны и которых должны беречь и растить грамотно. Т.е. она становится значимой не только для самого одарённого ребёнка с точки зрения развития его личности, но и для успешного развития всего общества.
Важное место в решении данной задачи отводится дополнительному образованию. Дополнительное образование расширяет пространство, в котором одаренным детям предоставляется возможность реализовывать личностные качества и демонстрировать творческие способности, оставшиеся в ходе учебной деятельности невостребованными. Это является предпосылкой к достижению успеха воспитанником и позитивному влиянию на его учебу.
Неотъемлемой частью человеческой деятельности является искусство. Личность человека не способно сформироваться в полной мере без участия в ее развитии искусства. В наибольшей степени раскрытию и реализации творческого потенциала личности способствует театральная деятельность, т. к. позволяет задействовать такой мощный ресурс развития одарённости, как взаимодействие разных видов искусств.
Представляя собой органический синтез музыки, хореографии, сценического мастерства, сосредотачивая выразительные средства большого количества искусств, театрализованная деятельность создают условия для целостного развития и успешной реализации одаренной личности.
Каждый ребенок талантлив, и театрализованная деятельность позволяет выявить и развить в нем заложенное от рождения. Необходимо создать условия для более раннего выявления дарования. Чем раньше будет начата работа по раскрытию творческого потенциала одаренных детей средствами театра, тем значительнее результаты, достигнутые в ходе педагогической деятельности. Это важно для последующей взрослой жизни, но главное, это представляет важность для полноценного проживания ребенком такого возрастного периода, как детство.
Поэтому театральная студия необходима как важный инструмент, дающий талантливому ребёнку возможность представить миру свою творческую одаренность. И главным принципом педагогической деятельности в студии должен стать принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности одаренного ребенка, реализации его потенциала.
Если говорить о воспитанниках студии «Креатив» МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» в контексте одаренности, то в студию приходят дети, одаренные творчески и испытывающие потребность в реализации своего творческого потенциала.
При этом заниматься в студии могут абсолютно все дети. Если в группе появляются воспитанники с явными признаками актерской одаренности, переместить их в отдельную группу не представляется возможным. Кроме того, забирать их из общей группы, значит – обеднять ее в творческом смысле. Разумеется, индивидуальные занятия с одаренными обучающимися, поэтапное усложнение заданий, позволили бы найти к ним более тонкий и грамотный подход и раскрыть их потенциал наиболее полно. Однако, форма проведения занятий студии – групповая, и индивидуальная работа с одаренными обучающимися представляется в крайне редких случаях.
Выход в продуманно проведенной диагностике, позволяющей отследить индивидуальные особенности каждого обучающегося, наметить пути его творческого развития. Это прямой путь как к самореализации самого ребенка, так и к взаимообогащению всех остальных.
Для выявления творчески одаренных детей применяется разные технология педагогической диагностики – это наблюдение в ходе работы, беседы, опросы, индивидуальные и групповые интервью.
Необходимо помнить, что театр для ребенка является продолжением ролевых детских игр. Такое понимание драматизации как игры требует от педагога не вторгаться в нее грубо, а действовать крайне деликатно. Тщательно подобрать драматический материал, сообразный возрастным особенностям, оказать помощь в разборе его, распределить роли, исходя из интересов и способностей детей, создать на занятии дружелюбную и творческую атмосферу, придающую особую привлекательность коллективной деятельности. Здесь применяется технология совместного творческого проживания, основанная на внутренне мотивированной совместной деятельности.
Работа над спектаклем проходит в несколько этапов. Каждый этап выделяет своего лидера, что дает возможность проявлять себя как можно большему числу одаренных участников проекта: художникам, рисующим декорации, оформителям видеослайдов, актерам, режиссерам. Так на этапе распределения ролей может реализоваться потенциал актерски одаренного ребенка. А из числа наиболее одаренных воспитанников может быть создана инициативная группа, принимающая участие в составлении сценариев.
Надо признать, что актёрская одарённость — явление редкое. Она формируется под влиянием ярко выраженной индивидуальности, богатой фантазии, высоко развитых эмпатийных способностях ребенка. Поэтому люди, актерски одаренные, в будущем добиваются успеха в любой публичной профессии.
Наблюдение за одаренными детьми в студии позволяет отметить отличное чувство ритма, прекрасный слух, отзывчивость, эмоциональность. Эти дети с лёгкостью перенимают приёмы исполнительской деятельности, проявляют высокую творческую активность. Творчески одаренные дети – опора педагога, с нацелом на них выстраивается спектакль, на них он зачастую держится.
Дети, творчески одаренные, случается, обладают поведенческими характеристиками, вызывающими негативное отношение окружающих. Это неприятие условностей и авторитетов, полная независимость в суждениях, склонность к сарказму, гиперактивность. Дети, творчески одаренные могут быть социально не адаптивными, не способными к установлению конструктивных взаимоотношений с окружающими. Случается, что одарённые дети очень чувствительны и ранимы. Событие, не вызывающее у остальных никакой реакции, может привести их к истерике.
С такими воспитанниками необходима коррекционная работа педагога. Одаренных детей младшей возрастной группы, мотивация которых - это желание повысить свой статус участием в конкурсах и фестивалях, можно поощрить за стремление сделать задание по-своему и проявить большую самостоятельность.
В средней группе стараться не допустить явного выделения одаренного ребенка из общей массы, которая этого не одобряет. На этом этапе складывается коллектив театральной студии. Поэтому большое внимание необходимо уделять тренингам на совместную деятельность, групповым этюдом.
Наконец, самый сложный, подростковый возраст, когда одаренный ребенок начинает осознавать свою талантливость, а что с ней делать, пока не представляет себе. Итог может быть самым разным: конфликты со студийцами, уход из студии, поиск других форм проявления своей одаренности. У талантливого подростка наблюдается разрыв между грандиозными творческими замыслами и незрелыми умениями их осуществить. Задача педагога - деликатно донести до подростка, что актерской технике надо учиться, и путь этот не прост.
Любопытно, что даже спектакль можно рассматривать как некий психолого-педагогический метод, обеспечивающий повышение "психологического иммунитета" одаренных детей в трудных ситуациях. В его основе заложен некий микрокризис, т.е. переломный момент, заставляющий ребенка преодолеть напряженность, тревогу и предпринять активные действия к достижению результата. Успешное преодоление микрокризиса – показ спектакля зрителю - приводит к повышению самооценки, выработке чувства победителя, к формированию важных личностных и поведенческих качеств. Выработка поведения победителя способствует самоактуализации одаренного ребенка в социуме и проявляется в активной, оптимистической творческой деятельности.
Практика показывает, что найдя верный подход к таким детям, можно преуспеть как в успешной реализации их творческих способностей, так и в смене их негативного поведения. Большой воспитательный и коррекционный потенциал несут в себе увлечение сценической деятельностью, участие в различных мероприятиях и конкурсах.
За годы руководства студией выработан оценочно-диагностический инструментарий и создана база педагогических измерений, максимально объективно фиксирующая все выраженные тенденции развития воспитанников.
Это, в частности, разработка комплекса тренинговых упражнений, направленных на выявление, тренировку и диагностику развития творческих способностей воспитанников детской театральной студии.
Необходимо отметить, что при диагностике актерской одаренности возникает ряд специфических трудностей: невозможность сведения данного качества к количественным показателям; трудность получения объективных данных о субъективных проявлениях артистизма; направленность любой диагностики на получение статических данных, что противоречит динамике артистизма.
Однако, театральная педагогика, «не предполагая того», создала практический метод по реализации психологических исследований в области сенсорного развития ребенка, формирования образа, ассоциативного мышления, психологии игры.
Инновационность методического продукта в использовании тренинга актерской психотехники в качестве диагностического инструментария, сбора обширного материала для проведения групповой и индивидуальной коррекции, а также для выполнения тренингов общения.
Так, главный показатель результативности деятельности театрального коллектива – личностный рост каждого воспитанника, его творческих способностей– всесторонне диагностируется с помощью методик Е. Ф. Шангиной «Художественные задания для выявления и тренинга специальных творческих данных».
В качестве примера приведено творческое задание: Этюд «Оживи предмет» (по Е. Шангиной)
Цель этюда: выявление творческих способностей воспитанников
Инструкция: В форме сценического этюда «сыграть» фрагмент из «жизни» предмета. Предлагаются следующие объекты светофор, свисток, дорожный знак, «зебра», мяч.
Этюд выполняется индивидуально или с помощью необходимого числа исполнителей. Требования к этюду; он должен быть событийным, смысл его должен ассоциироваться с логикой поведения людей, с жизненными ситуациями.
Задание, предлагаемое обучающимся, должно быть увлекательным и подробным по содержанию, в нем должен просматриваться намек на событие, конфликт, какое-то противоречие.
В качестве примера можно предложить следующие задания:
• старый свисток, уставший от собственного свиста;
• мяч, который выбросили под колеса автомобиля;
• зебра, утомленная бестолковыми пешеходами;
• новый, с завода светофор на одном перекрестке со старыми»;
• дорожный саквояж, непомерно раздутый от вещей;
• дорожный знак, не замечаемый нерадивыми водителями и т.д.
Данная этюдная работа позволяет распознать характер творческого воображения и фантазии у обучающихся. Она раскрывает уровень ассоциативно-образного мышления, пластического видения, чувство юмора обучающегося, сообщает о свойствах индивидуальной пластики, раскрывает способность обучающегося мыслить действенными, событийными, пространственно- временными категориями.
Критериями оценки являются: неординарность придуманной ситуации, оригинальность выстроенного события, воплощение выразительного образа, ассоциируемого с характером какого-либо человека, необычный пластический рисунок.
Для оценки используется метод включенного наблюдения, оценка производится по уровням:
Высокий – образ узнаваем, представлен театральными средствами нестандартно, креативно, событийно, с большим количеством подробностей, с чувством юмора
Средний - образ удалось передать, он узнаваем, задействована пластика, без подробностей
Низкий - образ вялый, не интересный, не подробный.
Результаты заносятся в диагностическую таблицу, где критериями значатся: ассоциативно-образное мышление, пластическое решение, наличие события, подробностей, креативность, воображение, чувство юмора.
Результаты исследовательской деятельности отражены в методическом пособии «Тренинг актерской психотехники как диагностический инструментарий выявления специальных творческих данных. Методические рекомендации», получившем признание на Областном конкурсе методических материалов «Воспитание искусством» (Лауреат 3 степени).
Анализ работы с одарёнными обучающимися в студии показал, что развитие и реализация творческого потенциала студийцев средствами театральной деятельности дает положительные результаты. Развивается социальная активность обучающегося, реализуется творческий потенциал, идет развитие пластической выразительности, речевых и познавательных функций, вырабатываются коммуникативные навыки
Актеры студии «Креатив» очень способные и увлеченные ребята. И пусть среди них есть одаренные и не очень, вместе это – команда. Которая успешно развивается, достойно представляет учреждение на конкурсах и фестивалях разных уровней и смотрит в будущее с оптимизмом.
Список используемой литературы:
1. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - М. -Воронеж, 2010.
2. Е. Лебедева. Театральный коллектив как инструмент социализации подростка. //http://schools.techno.ru/ostrov/metodics/os/lebedeva07/txt/1_1.htm
3. Иванов А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 424 с.
4. Куликова И.Г. Техническое творчество как форма выявления и педагогической поддержки обучающихся в системе высшего профессионального образования. Материалы научно-практической конференции «Наука и культура России», СамГУПС. 2017. Т. 1. -с. 361-363.
5. Шангина Е.Ф. Выявление актерских и режиссерских способностей. М.: Дебют, 1993. -с. 16-24
6. Щербинина О.С. Трудности социализации одаренных школьников // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: Материалы Всерос.науч.-практ. конф. (Кострома, 13–14 апреля 2017 г.)
7. Рабочая концепция одаренности / Авт. коллектив: Богоявленская Д.Б. (отв. ред.), Шадриков В.Д. (науч. ред.), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н. и др. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 95 с.
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна