12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кунщикова Наталья Александровна88 Россия, Ханты-Мансийский АО, Радужный |
Психолого-педагогического сопровождение и использование информационных технологий в условиях дистанционного обучения детей с ОВЗ
Психолого-педагогического сопровождение
и использование информационных технологий
Коррекционная-развивающая область является неотъемлемой частью адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализация входящих в нее коррекционных курсов специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога), направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей каждого ученика, способствует преодолению, ослаблению тех объективно существующих трудностей, которые могут препятствовать усвоению обучающимся учебного материала, формированию у него учебных навыков, адаптации в социуме.
В условиях перехода на дистанционный формат обучения ключевой является задача обеспечения реализации курсов коррекционно-развивающей области в соответствии с учебным планом и правилами СанПиН.
С целью реализации психолого-педагогического сопровождения и недопущения психоэмоциональных перегрузок, двигательных ограничений, внешних раздражителей на органы восприятия обучающихся с ОВЗ, оптимальным вариантом является организация занятий коррекционных курсов в режиме offline (посредством мессенджеров WhatsApp, Viber, Telegram). Данный формат дает возможность индивидуализации темпов обучения с учетом графика и соблюдения двигательного и офтальмологического режима каждого обучающегося.
Дистанционные занятия, как и очные, специалистами службы сопровождения проводятся в игровой форме с использованием электронных образовательных и дидактических ресурсов. Для доступности и возможности неоднократного прослушивания и просмотра записи любого фрагмента занятия педагоги используют облачный сервис для хранения файлов: Yandex Диск, Google Диск, Облако
Электронные образовательные и дидактические ресурсы
Инструктивные карты. В инструктивных картах предлагается материал по изучаемым темам в форме дидактических игр и упражнений в иллюстративной игровой форме, работа с которым не вызывает затруднений в использовании обучающимися. В инструктивных картах педагогами также прикрепляются ссылки на презентации, аудио- и видео- материал для занятий.
Презентации создаются педагогами самостоятельно с помощью программы Microsoft PowerPoint, либо используются презентации с интернет-ресурсов, адаптированные в соответствии с темой и задачами определенного занятия.
Положительным моментом использования презентации является то, что материал игр обычно разбит на блоки по годам обучения и по темам. Это позволяет воплощать индивидуальный подход к решению конкретной проблемы обучающихся с ОВЗ, строить занятия, ориентируясь на темп работы каждого. Для доступности выполнения заданий презентации PowerPoint сопровождаются голосовой инструкцией
Видео- и аудио- материалы для занятий создаются по такому же алгоритму, как и презентации.
Дополнительные электронные образовательные ресурсы
Сайт
На сайте представлены демо-версии развивающих игр, которые помогают заинтересовать ребенка и повысить вовлеченность на занятиях за счет нового формата упражнений.
Сайт
Например,
«Уроки Мудрой Совы» – виртуальная школа, где можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в реальной школе. Каждая из учебных тем, (кроме вступительной), разбита на три уровня сложности, поэтому в школе могут заниматься дети с самыми разными уровнями развития.
«Логозаврик в интернете» – интернет-школа по программе развития познавательных способностей.
На сайте
Сайт
Игры, предлагаемые на сайте
На сайте
«Городской Психолого-Педагогический Центр Департамента образования и науки г. Москвы»,
Эти и некоторые другие приложения можно использовать как на компьютере, так и на мобильных устройствах.
Конечно, при обучении на дистанционной форме, не каждый обучающийся сможет самостоятельно справиться с устройством. Для некоторых обучающихся с ТМНР непосредственное использование средств дистанционного обучения оказывается недоступным. Необходима помощь ассистента. Роль ассистента выполняют родители (законные представители) обучающегося.
Комплексный подход к обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые, моторные и сенсорные навыки, умения, полученные детьми во время занятий с педагогом, закрепить в процессе повседневной жизни. При этом существует возможность получения обратной связи от обучающегося через мессенджеры и электронную почту. Формами этой обратной связи стали фотографии, видео и скриншоты выполненных заданий, заполненные опросники и анкеты.
Эффективность применения современных технологий для обучающихся с ОВЗ во многом зависит от профессиональной компетенции специалистов и педагогов, включенности и заинтересованности родителей обучающихся, их умения использовать новые формы и средства деятельности, включая ИКТ, в систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, создавая необходимую мотивацию и психологический комфорт, повышая уверенность и самооценку у детей, стремление к обучению, дальнейшему развитию и саморазвитию.
Использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность педагогов. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.