Статья «Психолого-педагогического сопровождение и использование информационных технологий в условиях дистанционного обучения детей с ОВЗ»

3
0
Материал опубликован 25 March 2022

Психолого-педагогического сопровождение

и использование информационных технологий

в условиях дистанционного обучения детей с ОВЗ


Коррекционная-развивающая область является неотъемлемой частью адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализация входящих в нее коррекционных курсов специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога), направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей каждого ученика, способствует преодолению, ослаблению тех объективно существующих трудностей, которые могут препятствовать усвоению обучающимся учебного материала, формированию у него учебных навыков, адаптации в социуме.

В условиях перехода на дистанционный формат обучения ключевой является задача обеспечения реализации курсов коррекционно-развивающей области в соответствии с учебным планом и правилами СанПиН.

С целью реализации психолого-педагогического сопровождения и недопущения психоэмоциональных перегрузок, двигательных ограничений, внешних раздражителей на органы восприятия обучающихся с ОВЗ, оптимальным вариантом является организация занятий коррекционных курсов в режиме offline (посредством мессенджеров WhatsApp, Viber, Telegram). Данный формат дает возможность индивидуализации темпов обучения с учетом графика и соблюдения двигательного и офтальмологического режима каждого обучающегося.

Дистанционные занятия, как и очные, специалистами службы сопровождения проводятся в игровой форме с использованием электронных образовательных и дидактических ресурсов. Для доступности и возможности неоднократного прослушивания и просмотра записи любого фрагмента занятия педагоги используют облачный сервис для хранения файлов: Yandex Диск, Google Диск, Облако Mail.ru.


Электронные образовательные и дидактические ресурсы


Инструктивные карты. В инструктивных картах предлагается материал по изучаемым темам в форме дидактических игр и упражнений в иллюстративной игровой форме, работа с которым не вызывает затруднений в использовании обучающимися. В инструктивных картах педагогами также прикрепляются ссылки на презентации, аудио- и видео- материал для занятий.

Презентации создаются педагогами самостоятельно с помощью программы Microsoft PowerPoint, либо используются презентации с интернет-ресурсов, адаптированные в соответствии с темой и задачами определенного занятия.

Положительным моментом использования презентации является то, что материал игр обычно разбит на блоки по годам обучения и по темам. Это позволяет воплощать индивидуальный подход к решению конкретной проблемы обучающихся с ОВЗ, строить занятия, ориентируясь на темп работы каждого. Для доступности выполнения заданий презентации PowerPoint сопровождаются голосовой инструкцией

Видео- и аудио- материалы для занятий создаются по такому же алгоритму, как и презентации.


Дополнительные электронные образовательные ресурсы


Сайт http://mersibo.ru - развивающие и коррекционные онлайн-игры для детей.

На сайте представлены демо-версии развивающих игр, которые помогают заинтересовать ребенка и повысить вовлеченность на занятиях за счет нового формата упражнений.

Сайт www.logozavr.ru представлен обучающими и развивающими компьютерными играми и флеш-играми для дошкольников и младших школьников, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – все то, что способствует успешному обучению ребенка в школе.

Например,

«Уроки Мудрой Совы» – виртуальная школа, где можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в реальной школе. Каждая из учебных тем, (кроме вступительной), разбита на три уровня сложности, поэтому в школе могут заниматься дети с самыми разными уровнями развития.

«Логозаврик в интернете» – интернет-школа по программе развития познавательных способностей.


На сайте https://www.igraemsa.ru/ представлены игры на общее развитие ребёнка, игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания с подробной инструкцией.

Сайт www.solnet.ee – познавательно-развлекательный портал для детей, родителей, педагогов представлен развивающими, компьютерными командными, пальчиковыми, настольными играми.

Игры, предлагаемые на сайте www.teremoc.ru могут быть полезны в работе с детьми не только специалистам службы сопровождения, но и учителям, воспитателям, родителям.

На сайте https://iqsha.ru/ - представлены задания и упражнения на сайте нацелены на всестороннее развитие детей разных возрастных групп.

«Городской Психолого-Педагогический Центр Департамента образования и науки г. Москвы», https://gppc.ru/dl/, предлагает интересные интерактивные ресурсы для организации дистанционных занятий для детей с ОВЗ.

Эти и некоторые другие приложения можно использовать как на компьютере, так и на мобильных устройствах.


Конечно, при обучении на дистанционной форме, не каждый обучающийся сможет самостоятельно справиться с устройством. Для некоторых обучающихся с ТМНР непосредственное использование средств дистанционного обучения оказывается недоступным. Необходима помощь ассистента. Роль ассистента выполняют родители (законные представители) обучающегося.

Комплексный подход к обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые, моторные и сенсорные навыки, умения, полученные детьми во время занятий с педагогом, закрепить в процессе повседневной жизни. При этом существует возможность получения обратной связи от обучающегося через мессенджеры и электронную почту. Формами этой обратной связи стали фотографии, видео и скриншоты выполненных заданий, заполненные опросники и анкеты.

Эффективность применения современных технологий для обучающихся с ОВЗ во многом зависит от профессиональной компетенции специалистов и педагогов, включенности и заинтересованности родителей обучающихся, их умения использовать новые формы и средства деятельности, включая ИКТ, в систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, создавая необходимую мотивацию и психологический комфорт, повышая уверенность и самооценку у детей, стремление к обучению, дальнейшему развитию и саморазвитию.

Использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность педагогов. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации