Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Садовые и полевые цветы»

8
2
Материал опубликован 27 June 2017 в группе

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе по лексической теме:

«Садовые и полевые цветы»


 

Подготовила и провела учитель –логопед 1 кв. кат.

ГБОУ школы №760 имени А. П. Маресьева

с/п детский сад №997 Павлова Татьяна Игоревна

Москва, 2017 г.

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи:

- Образовательные: уточнить представления о цветах, их частях; научить различать полевые и садовые цветы; формировать у детей бережное обращение с цветами; познакомить с особенностями выращивания цветов и ухода за ними.

- Коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, правильно пользоваться глаголами и предлогами), закреплять навыки слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать мелкую и общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать речевое дыхание.

-Воспитательные:  воспитать бережное отношение к природе и любовь к её красоте, уважение к труду взрослых. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.

Оборудование: Предметные картинки для доски по теме «Цветы» (садовые: роза(5 шт.), пион, астра, нарцисс, флокс, гладиолус, лилия, тюльпан; и полевые: ромашка(5 шт.), одуванчик(5 шт.), василёк(5 шт.), мак (5 шт.), колокольчик, вьюн, клевер ), корзинка для картинок с цветами и листочков с загадками, четыре картинки с вазами со схематическим изображением количества слогов, раскрашенные схемы слов: садовые, полевые, садовник.

Раздаточный материал: картинки с садовыми цветами: лилия, роза, флокс, пион, нарцисс, астра, гладиолус, тюльпан (по 1 на каждого ребёнка, т.е. если детей больше, чем указанных здесь цветов, то продублировать нужное количество)

1. Организационный момент, сообщение темы занятия:

У логопеда в руках корзинка с листочками с загадками, достаёт по одному листочку, читает загадку, дети отгадывают, и логопед показывает картинку с цветком-отгадкой. (Можно ещё попросить детей, чтоб они объяснили, почему именно так решили)

Логопед:

*Постучалось к нам в окошко

Лето красное с лукошком.

Что в нем спряталось, ребятки?

Ладно, подскажу, - загадки! ( Догадался кто? Дети:- Загадки!)

 

Загадки слушайте внимательно, дослушивайте до конца:

Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца белого лучи.

Дети:

Ромашка!

Логопед:

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.

Дети:

Одуванчик!

Логопед:

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый.

Дети:

Василёк!

Логопед:

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет.

Дети:

Колокольчик!

Логопед:

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку.

Дети:

Мак!

Логопед:

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Про какие цветы были загадки?

Дети:

Мак, колокольчик, василёк, одуванчик и ромашку. Это полевые цветы. Они растут сами по себе и ни какого ухода не требуют.

Логопед:

А какие ещё цветы вы знаете?

Дети:

Роза, пион, флоксы, астры, тюльпаны, гладиолусы, лилии, нарциссы. Это садовые. Они требуют много ухода, и без помощи человека расти не смогут.

Логопед:

Какие же вы молодцы, всё правильно запомнили!

Сегодня на занятии мы будем играть и с садовыми и с полевыми цветами.

2. Основная часть:

Логопед:

1,2,3,4,5 – будем мы цветы считать!

Логопед помещает на доску картинки с цветами и все дети вместе считают.

Дети:

Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек.

Один мак, два мака, три мака, четыре мака, пять маков.

Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

Один василёк, два василька, три василька, четыре василька, пять васильков.

Одна роза, две розы, три розы, четыре розы, пять роз.

Логопед:

Получилось много красивых букетов, давайте посчитаем, сколько букетов на доске?

Дети:

Один букет, два букета, три букета, четыре букета, пять букетов.

Логопед:

Кто самый внимательный? Ни чего интересного не заметили? Может есть лишний букет?

Дети:

Лишний букет роз! Розы- садовые цветы, а все остальные - полевые.

Логопед:

Какие же вы внимательные! Молодцы!

Розы, как и большинство садовых цветов очень приятно пахнут. А полевые цветы почти не пахнут, или имеют чуть уловимый запах.

Давайте представим, как будто мы нюхаем настоящий букет роз!

Упражнение для развития речевого дыхания «Приятный запах»

Дети должны сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч. На выдохе произнести фразу: «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах».

Для того, чтобы дети сделали глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветы, а затем, просит детей положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Логопед:

Ребята, а долго ли нас будет радовать букет своей красотой и приятным запахом?

Что надо сделать, чтоб букет дольше простоял красивым?

Дети:

Букеты надо поставить в вазы с водой, или они быстро завянут.

Логопед:

Предлагаю поставить букеты в вазы. Но у нас будут необычные вазы! Давайте соберём букеты

из разных цветов! В первую вазу поставим цветы, в которых один слог, во вторую - из двух

слогов, в третью – из трёх, а в четвертой – из четырех.

Логопед помещает на доску картинки с изображением ваз со схематическим изображением количества слогов, а ранее размещённые на доске картинки цветов снимает.

Далее логопед показывает картинку, дети называют цветок, если дети затрудняются назвать, логопед подсказывает название цветка. Вместе считают слоги и определяют в какую вазу поставить цветок.

Логопед показывает картинку:

Дети:

Это мак. В слове мак один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Логопед помещает картинку с маком к вазе с одним кружочком и далее помещает цветы к нужной вазе с каждым ответом детей.

Логопед показывает следующую картинку:

Дети:

Это роза. В слове роза два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Это тюльпан. В слове тюльпан два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Это лилия. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Одуванчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Пион. В слове пион два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Вьюн. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Колокольчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Василёк. В этом слове три слога, его поставим в вазу с тремя кружочками.

Флокс. В слове флокс один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Нарцисс. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Клевер. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Гладиолус. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Астра. В этом слове два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Ромашка. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Логопед:

Какие же красивые яркие букеты получились! Какие ещё слова можно сказать о них?

Дети:

Садовые, полевые, яркие, пестрые, ароматные, летние, свежие, большие, шикарные, нарядные, нежные, праздничные.

Логопед:

Какие вы молодцы! Замечательные слова подобрали к букетам!

Только про эти букеты нельзя сказать садовые они или полевые, они получились смешанные.

Давайте отделим садовые от полевых.

Как вы думаете, какой цветок лишний в первой вазе? (мак, флокс, вьюн) Почему?

Дети:

В первой вазе флокс - это садовый цветок, а мак и вьюн – полевые. Значит флокс лишний.

Логопед:

Во второй вазе? (роза, пион, нарцисс, астра, тюльпан, клевер)

Дети:

Во второй вазе лишний клевер. Он полевой, а остальные садовые.

Логопед:

В третьей? (ромашка, василёк, лилия)

Дети:

В третьей вазе ромашка и василёк – полевые, а лилия – садовая, значит она лишняя.

Логопед:

А в четвертой? (гладиолус, колокольчик, одуванчик)

Дети:

В четвёртой вазе лишний гладиолус, он садовый, а остальные – полевые.

Логопед:

Какие же вы сообразительные! Правильно отделили полевые цветы от садовых!

Ребята, а как вы думаете, долго ли будут нас радовать цветы в вазе?

Дети:

Нет… Они всё равно скоро завянут.

Логопед:

Да, ребятки, к сожалению, цветы не смогут долго простоять даже в вазе с водой, а долго они могут нас радовать на клумбе или в поле. Может кто-то догадался, почему так происходит?

Дети:

Потому что цветочки без корешка расти не могут. Корешками цветы пьют воду и

питаются питательными веществами из земли, а без корешков цветочки гибнут.

Логопед:

Поэтому цветами лучше любоваться на клумбе или в поле, и без надобности не срывать.

А вы знаете, какие ещё части есть у цветка?

Дети:

Корень, стебель, листья, лепестки, тычинки, бутон.

Логопед:

Давайте вместе покажем ручками части цветочков:

*Пальчиковая гимнастика (Логопед говорит и делает вместе с детьми)

Корень,

стебель и

бутон,

На стебельке

листочки,

А в бутоне есть

тычинки и

много лепесточков.

Показать ладонью одной руки «корень» (будто в руке держим яблоко, пальцами вниз)

Подставляем локоть другой руки к руке имитирующей корень ( рука направлена вверх от локтя под углом 90 градусов)

Кисть руки, имитирующей стебель, имитирует бутон сомкнутыми округлёнными пальцами

К руке изображающей стебель, ладошкой другой руки приставляем «Листочки»

Акцент на «бутон»

Соединить ладони вместе пальцами вверх, растопырив пальцы

Открытыми ладонями показать «лепесточки»

 

Логопед:

Отличные знания о цветах! Здорово всё показали! Молодцы!

Как вы уже сказали, цветы, растущие на клумбе будут радовать нас долго, так давайте посадим их. По одному выходите и сажайте цветок.

*Спрятались цветочки в маленьком лукошке

Надо посадить их в клумбе под окошком!

Логопед держит в руках корзину с картинками садовых цветов (или ставит на столе) и предлагает детям подходить по одному, брать картинку из корзины и помещать на доску, комментируя свои действия. Ранее размещённые на доске картинки надо убрать.

Дети:

Я посадил на клумбу розу.

Я посадил на клумбу пион.

Я посадил на клумбу нарцисс.

Я посадил на клумбу лилию.

Я посадил на клумбу флокс.

Я посадил на клумбу тюльпан.

Я посадил на клумбу астру.

Я посадил на клумбу гладиолус.

 

Логопед:

Какая же красивая клумба у вас получилась! Цветы на клумбе радуют не только людей, но и насекомых. Они собирают с цветов пыльцу, нектар.

А как вы думаете, надо ли что- то ещё сделать, чтоб цветы росли и всех радовали?

Дети:

Цветы надо полить.

Упражнение для развитие общей моторики

Логопед говорит и делает вместе с детьми:

 

Я цветок, ты – лейка

Ты меня полей ка!

Показывают руками на себя, потом в сторону

Правую руку ставят на пояс, левую отводят в сторону, немного вверх и наклоняют корпус в сторону поднятой руки, имитируя лейку, поливающую цветы.

При повторе упражнения меняют руки

Логопед:

Молодцы! Посадили цветы, полили, а знаете, какие это цветы? Как их назвать одним словом?

Дети:

Садовые.

Логопед помещает на доску заранее подготовленные схемы слов:

(Полоска- слово, разделённое на квадраты раскрашенные красным(гласные), синим(твёрдые согласные)  и зеленым(мягкие согласные))

с

к

с

к

с

к

к

схема для слова «садовые»

 

с

к

з

к

с

к

к

схема для слова «полевые»

Логопед:

Вы умело различаете садовые и полевые цветы, молодцы! Получится ли у вас так же умело различить эти слова в схемах?

Дети:

Первая схема подходит к слову «садовые», а вторая- «полевые». В них одинаковое количество гласных и согласных, только в слове «садовые» все согласные твёрдые, а в слове «полевые» согласная, которая третья в слове, мягкая.

Логопед:

Молодцы, верно догадались!

А знаете ли вы, кто ухаживает за садовыми цветами?

Дети:

Садовод, садовник.

Логопед:

Давайте проверим, какое слово подходит к схеме: садовод или садовник?

Логопед помещает на доску заранее подготовленную схему слова:

с

к

с

к

с

з

к

с

схема к слову «садовник»

Дети:

К этой схеме подходит слово «Садовник»

Логопед:

Правильно! Садовник не только сажает и поливает цветы, но и подкармливает их удобрениями для лучшего роста и долгого цветения, опрыскивает от вредных насекомых, рыхлит почву и пропалывает сорняки. Это сложная длительная работа!

3. Итог:

Логопед:

Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? И какие выводы вы сделали?

Дети:

Понравились все игры с цветами (перечисляют)

Цветы наполняют нашу жизнь красотой, и , чтоб они дольше нас радовали, их лучше просто так не срывать. К цветам надо относиться бережно. Можно только по праздникам радовать своих близких принесенными в дом цветами.

 

Список используемой литературы и примечания:

* отмечены мои стихи

1. Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина «Коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении комбинированного типа», Москва 2002 г.

2. Щербакова Н.С. «Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями» http://www.kindergenii.ru/metodichka/rechevoe-dihanie.htm

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательная методическая разработка!

5 July 2017

Спасибо, Валентина Михайловна!)

9 July 2017

Похожие публикации