Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Садовые и полевые цветы»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе по лексической теме:
«Садовые и полевые цветы»
Подготовила и провела учитель –логопед 1 кв. кат.
ГБОУ школы №760 имени А. П. Маресьева
с/п детский сад №997 Павлова Татьяна Игоревна
Москва, 2017 г.
Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.
Задачи:
- Образовательные: уточнить представления о цветах, их частях; научить различать полевые и садовые цветы; формировать у детей бережное обращение с цветами; познакомить с особенностями выращивания цветов и ухода за ними.
- Коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, правильно пользоваться глаголами и предлогами), закреплять навыки слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать мелкую и общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать речевое дыхание.
-Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе и любовь к её красоте, уважение к труду взрослых. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.
Оборудование: Предметные картинки для доски по теме «Цветы» (садовые: роза(5 шт.), пион, астра, нарцисс, флокс, гладиолус, лилия, тюльпан; и полевые: ромашка(5 шт.), одуванчик(5 шт.), василёк(5 шт.), мак (5 шт.), колокольчик, вьюн, клевер ), корзинка для картинок с цветами и листочков с загадками, четыре картинки с вазами со схематическим изображением количества слогов, раскрашенные схемы слов: садовые, полевые, садовник.
Раздаточный материал: картинки с садовыми цветами: лилия, роза, флокс, пион, нарцисс, астра, гладиолус, тюльпан (по 1 на каждого ребёнка, т.е. если детей больше, чем указанных здесь цветов, то продублировать нужное количество)
1. Организационный момент, сообщение темы занятия:
У логопеда в руках корзинка с листочками с загадками, достаёт по одному листочку, читает загадку, дети отгадывают, и логопед показывает картинку с цветком-отгадкой. (Можно ещё попросить детей, чтоб они объяснили, почему именно так решили)
Логопед: |
*Постучалось к нам в окошко Лето красное с лукошком. Что в нем спряталось, ребятки? Ладно, подскажу, - загадки! ( Догадался кто? Дети:- Загадки!)
Загадки слушайте внимательно, дослушивайте до конца: Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке. Но совсем не горячи солнца белого лучи. |
Дети: |
Ромашка! |
Логопед: |
Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку) На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар. |
Дети: |
Одуванчик! |
Логопед: |
Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку) Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый. |
Дети: |
Василёк! |
Логопед: |
Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку) Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет. |
Дети: |
Колокольчик! |
Логопед: |
Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку) Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку. |
Дети: |
Мак! |
Логопед: |
Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку) Про какие цветы были загадки? |
Дети: |
Мак, колокольчик, василёк, одуванчик и ромашку. Это полевые цветы. Они растут сами по себе и ни какого ухода не требуют. |
Логопед: |
А какие ещё цветы вы знаете? |
Дети: |
Роза, пион, флоксы, астры, тюльпаны, гладиолусы, лилии, нарциссы. Это садовые. Они требуют много ухода, и без помощи человека расти не смогут. |
Логопед: |
Какие же вы молодцы, всё правильно запомнили! Сегодня на занятии мы будем играть и с садовыми и с полевыми цветами. |
2. Основная часть:
3. Итог:
Логопед: |
Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? И какие выводы вы сделали? |
Дети: |
Понравились все игры с цветами (перечисляют) Цветы наполняют нашу жизнь красотой, и , чтоб они дольше нас радовали, их лучше просто так не срывать. К цветам надо относиться бережно. Можно только по праздникам радовать своих близких принесенными в дом цветами. |
Список используемой литературы и примечания:
* отмечены мои стихи
1. Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина «Коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении комбинированного типа», Москва 2002 г.
2. Щербакова Н.С. «Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями» http://www.kindergenii.ru/metodichka/rechevoe-dihanie.htm
Скрипникова Валентина Михайловна
Павлова Татьяна Игоревна