Дидактический материал для подготовки к ОГЭ и итогового повторения в 8 классе «Пунктуационный анализ простого осложненного предложения»
Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ и итогового повторения в 8 классе
В.С.Легоцкая,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Пояснительная записка
В соответствии с перспективной моделью измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования одним из проверяемых является умение проводить пунктуационный анализ предложений. Учащимся необходимо продемонстрировать умение проводить пунктуационный анализ предложения, в частности, распознавать конструкции с элементами, осложняющими структуру и семантику простого предложения, распознавать условия постановки знаков препинания в простых предложениях, осложнённых однородными членами, обособленными членами, обращениями и вводными конструкциями. Именно на отработку этих умений и направлен предложенный дидактический материал, который может быть использован и на этапе подготовки к ОГЭ, а на этапе обобщения изученного в 8 классе.
Материал подготовлен на основе книги Светланы Бурлак «Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы».
1. Выполните пунктуационный анализ предложения. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
При исследовании происхождения языка (1) невозможно обойти вниманием вопрос о том, у кого и когда появился язык. Возник ли он вместе с видом Человек разумный (2) или (3) может быть (4) лишь на каком-то этапе его существования? Или (5) может быть (6) он появился уже у архантропа (7) первого прямоходящего человека? По другим (8) существующим сегодня (9) гипотезам (10) какими-то зачатками языка обладали еще австралопитеки. Вопросов (11) как видим (12) гораздо больше (13) чем аргументированных ответов.
2. Выполните пунктуационный анализ предложения. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Проблема происхождения языка (1) как известно (2) издавна (3) занимает умы людей. Во множестве мифов самых разных народов в качестве важного элемента сотворения мира (4) заметьте (5) выступает (6) прежде всего (7) дарование человеку языка высшими силами.
Тем не менее (7) до недавних времен эта проблема считалась (8) а многими и поныне считается (9) неразрешимой.
3. Выполните пунктуационный анализ предложения. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Общеизвестен запрет (1) наложенный на рассмотрение работ в области проблемы происхождения языка (2) Парижским лингвистическим обществом в 1866 г. Действительно (3) заниматься вопросами возникновения языка (4) чрезвычайно (5) сложно. Во-первых (6) никакую гипотезу нельзя проверить непосредственно. Во-вторых (7) процесс происхождения языка уникален (8) как уникально (9) например (10) возникновение жизни (11) или рождение Вселенной.
4. Выполните пунктуационный анализ предложения. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Однако (1) в последние десятилетия исследования (2) посвященные происхождению человеческого языка (3) возвращаются (4) как показывают статистические данные (5) в научный обиход. Так (6) число книг о происхождении языка (7) вышедших за рубежом (8) за последние десять лет (9) превышает два десятка. Количество же статей (10) разделов в книгах (11) докладов на конференциях (12) и симпозиумах не поддается исчислению.
5. Выполните пунктуационный анализ предложения. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Между тем (1) современные исследователи (2) специалисты в разных областях науки (3) подходят к изучению проблемы происхождения языка с разных позиций. Антропологов интересует (4) прежде всего (5) то, как связано наличие языка с различными анатомическими особенностями. Археологи (6) культурные антропологи (7) стремятся установить, как взаимодействует наличие языка с уровнем культуры (8) в частности (9) с производством орудий (10) существованием ритуальных практик (11) искусством, психологи устанавливают связь языка с когнитивными способностями.
Ключи
1. 234567810111213
2. 124589
3.13678910
4.23456791011
5.2367891011