Тема группового занятия «Пусть расправит птица крылья»
ГКОУ КО "Озерская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Тема группового занятия:
"Пусть расправит птица крылья"
Подготовила: Маренок Н.Н.
Село Озерское
2021 г.
Цель: познакомить с разнообразием пернатых. Углубить знания о птицах.
Задачи: закрепить знания о пользе птиц, прививать любовь и бережное отношение к птицам, к природе. Развивать познавательный интерес.
Добрый день! Спины, плечи распрямили? Правильно за парты сели? На меня все посмотрели, все работать захотели? Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы. Сегодня вас ожидает много заданий, открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Наш разговор сегодня будет как вы уже поняли о птицах.
Сегодня мы поговорим о наших добрых и верных друзьях - птицах. Уже почти век орнитологи ( ученые, изучающие жизнь птиц) всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.
Мы сейчас с вами узнаем, о наших пернатых друзьях, выявим знатоков птичьего мира, а поможет нам в этом одна из его представительниц - сова, ведь недаром она является символом мудрости.
(Читает Вероника Чумакова) Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах и в поле, и в песках, и над просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Их мелодичные, веселые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
А, сейчас мы проверим ваши знания о птицах. Ученая сова приготовила для вас следующие задания: расскажи о птице.
Узнай птицу по характеристике.
Птица - рыболов (БАКЛАН). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.
Птица-плотник (ДЯТЕЛ). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: "Заладил, как дятел".
Лесная кошка (ИВОЛГА). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица-строитель (ЛАСТОЧКА). Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек-саланган или стрижей-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица-акробат (ПОПОЛЗЕНЬ). Своё имя эта птица получила от слова "ползать". Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает особенно. Поползень -единственная птица, которая умеет бегать по стволу и вверх и вниз головой.
Пернатый солист (СОЛОВЕЙ). Недаром об этой птице говорят: "В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная, самая звонкая". Да, певец он прекрасный! А внешность у этой птички самая обычная.
Звучит запись соловьиных трелей.
Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых-вредителей.
Ночной хищник (СОВА). У этой птицы необычная внешность. Сова - единственная птица, у которой оба глаза "на лице". Но голова совы поворачивается на 180 градусов, поэтому сова может смотреть вбок и даже назад. Сова охотится ночью и питается мышами. Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (КУКУШКА). Кукушки кладут свои яички в гнёзда разных птиц. Но каждая кукушка "специализируется" на каком-нибудь определённом виде. Например, одни кукушки подкладывают свой яйца только малиновке, другие кукушки - пеночке, третьи- мухоловке, то есть мелким птичкам. Яйца кукушки не отличаются от яиц хозяев гнезда не только по окраске, но и по величине.
Викторина о птицах.
1. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на деревья, хотя и
летают? (Стрижи.)
2. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы.)
3. Строят ли наши птицы в дальних странах гнезда? (Нет.)
4. Какие птицы прилетают к нам самыми первыми? (Грачи, скворцы.)
5. Какие птицы прилетают позже всех и раньше всех улетают на юг? (Ласточки.)
6. Каких хищных птиц вы знаете? (Орел, ястреб, беркут, скопа.) 1. Где ночуют белые куропатки? (В снегу.)
7. Разводят ли страусов в нашей стране? (Да.)
8. Чем питаются аисты? (Рыбой, лягушками, насекомыми.)
9. Назовите самых маленьких птиц (колибри, королек) .
Хорошо, молодцы! Следующие у нас загадки.
1.Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый …. (воробей)
2.По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! (Дятел)
3.Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это... ( Ворона.)
4.Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока)
5. Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь)
6. У меня глаза большие,
И круги ещё вокруг,
Ты не верь, что я не вижу
Утром, днём, мой милый друг.
От меня хотят все скрыться:
В травке, в норке под сосной,
Но забыли, что я птица -
Вижу всё в глуши лесной. (Сова)
На нашей планете сложилась такая ситуация, когда многие животные и растения могут навсегда исчезнуть с лица Земли. Поэтому их дальнейшее существования зависит сейчас от людей, а это, значит, и от нас с вами.
Созданы и создаются различные Международные организации по охране природы. Одна из них - Международный Союз природы и природных ресурсов.
Именно эта организация создала Международную Красную книгу.
Что такое Красная Книга? (ответ детей).
Красная Книга была учреждена Международными союзами природы в 1996 г. Храниться в Швейцарском городе - Морже'. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите. Красная Книга - это список редких и, находящихся под угрозой вымирания, видов растений, грибов, животных, птиц.
Показ картинки "Красная Книга".
Читает стихотворение Абрамкин Женя.
Красная Книга – Красная!
Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
Красная книга - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
Красная книга. Красная книга!
Если мы не будем беречь животных и птиц, среду их обитания, то многие могут попасть в Красную Книгу.
А, сейчас послушайте следующее стихотворение "Прогулка", где показано, как отнеслись дети, ваши сверстники к природе.
Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там — пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли —
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
— Эй, ребята! — крикнул Дима. —
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли —
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули — и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки —
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Вот так отдохнули дети, что вы можете сказать об этом?
Сейчас посмотрите, мы с вами раньше обговаривали, рисовали правила поведения на природе. Давайте повторим.
Показать картинки, как не следует себя вести в лесу.
Молодцы, хорошо. Я думаю, что вы их запомните на всю жизнь и самое главное, будете соблюдать их.
Физкультминутка
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. ( Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
Отлично! Отдохнули - продолжаем дальше!
Конкурс "Птичьи разговоры"
Нужно выбрать кто как разговаривает.
Команды получают карточки, на которых они должны соединить птиц и их «разговоры».)
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, совы ухают, синицы пищат.
Собрать и объяснить пословицы о птицах.
1. Лес без птиц - и птицы без леса не живут.
2. Всякая птица своим клювом сыта.
3. Увидел грача - весну встречай.
4. Дятлу без носа, как волку без ног.
5. Любит кукушка чужие гнезда считать.
6. Всякая птица свое гнездо любит.
Конкурс " Будем знакомы".
Изобразить с помощью мимики и жестов следующих птиц: цаплю, воробья, грача.
Молодцы!
Ну, что ж. Наше занятие подходит к концу, мы сегодня говорили о птицах, о природе, что нужно беречь всё живое, оберегать. Но сейчас я хочу услышать от вас ответ на конкретный вопрос, а зачем же нам нужно птицы? Выслушиваю ответы.
Вероника Чумакова - птицы живые существа, они как люди. Большинство птиц приносят человеку огромную пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А, другие просто украшают нашу чудесную Родину. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их чудесное пение. Все птицы полезны и все они наши друзья.
Включить мелодию "Птицы".
Стихотворение "не трогай ласточку"
Не трогай ласточку!
Она Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов.
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поёт весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей.
На этом наше занятие окончено. Вы все молодцы, спасибо!
Ученая сова очень довольна вашей работой.
Бурых Елена Владимировна
Маренок Наталья Николаевна