12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маренок Наталья Николаевна164



ГКОУ КО "Озерская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"









Тема группового занятия:



"Пусть расправит птица крылья"











Подготовила: Маренок Н.Н.
















Село Озерское


2021 г.









Цель: познакомить с разнообразием пернатых. Углубить знания о птицах.





Задачи: закрепить знания о пользе птиц, прививать любовь и бережное отношение к птицам, к природе. Развивать познавательный интерес.

































Добрый день! Спины, плечи распрямили? Правильно за парты сели? На меня все посмотрели, все работать захотели? Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы. Сегодня вас ожидает много заданий, открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Наш разговор сегодня будет как вы уже поняли о птицах.

Сегодня мы поговорим о наших добрых и верных друзьях - птицах. Уже почти век орнитологи ( ученые, изучающие жизнь птиц) всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Мы сейчас с вами узнаем, о наших пернатых друзьях, выявим знатоков птичьего мира, а поможет нам в этом одна из его представительниц - сова, ведь недаром она является символом мудрости.

(Читает Вероника Чумакова) Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах и в поле, и в песках, и над просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Их мелодичные, веселые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

А, сейчас мы проверим ваши знания о птицах. Ученая сова приготовила для вас следующие задания: расскажи о птице.

Узнай птицу по характеристике.

Птица - рыболов (БАКЛАН). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.

Птица-плотник (ДЯТЕЛ). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: "Заладил, как дятел".

Лесная кошка (ИВОЛГА). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель (ЛАСТОЧКА). Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек-саланган или стрижей-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица-акробат (ПОПОЛЗЕНЬ). Своё имя эта птица получила от слова "ползать". Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает особенно. Поползень -единственная птица, которая умеет бегать по стволу и вверх и вниз головой.

Пернатый солист (СОЛОВЕЙ). Недаром об этой птице говорят: "В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная, самая звонкая". Да, певец он прекрасный! А внешность у этой птички самая обычная.

Звучит запись соловьиных трелей.

Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых-вредителей.

Ночной хищник (СОВА). У этой птицы необычная внешность. Сова - единственная птица, у которой оба глаза "на лице". Но голова совы поворачивается на 180 градусов, поэтому сова может смотреть вбок и даже назад. Сова охотится ночью и питается мышами. Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (КУКУШКА). Кукушки кладут свои яички в гнёзда разных птиц. Но каждая кукушка "специализируется" на каком-нибудь определённом виде. Например, одни кукушки подкладывают свой яйца только малиновке, другие кукушки - пеночке, третьи- мухоловке, то есть мелким птичкам. Яйца кукушки не отличаются от яиц хозяев гнезда не только по окраске, но и по величине.

Викторина о птицах.

1. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на деревья, хотя и
летают? 
(Стрижи.)

2. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы.)

3. Строят ли наши птицы в дальних странах гнезда? (Нет.)

4. Какие птицы прилетают к нам самыми первыми? (Грачи, скворцы.)

5. Какие птицы прилетают позже всех и раньше всех улетают на юг? (Ласточки.)

6. Каких хищных птиц вы знаете? (Орел, ястреб, беркут, скопа.) 1. Где ночуют белые куропатки? (В снегу.)

7. Разводят ли страусов в нашей стране? (Да.)

8. Чем питаются аисты? (Рыбой, лягушками, насекомыми.)

9. Назовите самых маленьких птиц (колибри, королек) .


Хорошо, молодцы! Следующие у нас загадки.

1.Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый …. (воробей)


2.По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой! (Дятел)


3.Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это... ( Ворона.) 

4.Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока)

5. Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,

Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь)

6. У меня глаза большие,
И круги ещё вокруг,
Ты не верь, что я не вижу
Утром, днём, мой милый друг.
От меня хотят все скрыться:
В травке, в норке под сосной,
Но забыли, что я птица -
Вижу всё в глуши лесной. (Сова)


На нашей планете сложилась такая ситуация, когда многие животные и растения могут навсегда исчезнуть с лица Земли. Поэтому их дальнейшее существования зависит сейчас от людей, а это, значит, и от нас с вами.

Созданы и создаются различные Международные организации по охране природы. Одна из них - Международный Союз природы и природных ресурсов.

Именно эта организация создала Международную Красную книгу.

Что такое Красная Книга? (ответ детей).

Красная Книга была учреждена Международными союзами природы в 1996 г. Храниться в Швейцарском городе - Морже'. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите. Красная Книга - это список редких и, находящихся под угрозой вымирания, видов растений, грибов, животных, птиц.

Показ картинки "Красная Книга".

Читает стихотворение Абрамкин Женя.

Красная Книга – Красная! 
Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий 
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
Красная книга - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
Красная книга. Красная книга!

Если мы не будем беречь животных и птиц, среду их обитания, то многие могут попасть в Красную Книгу.

А, сейчас послушайте следующее стихотворение "Прогулка", где показано, как отнеслись дети, ваши сверстники к природе.

Прогулка

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там — пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли —

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…


Эй, ребята! — крикнул Дима. —

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались,

Загорали,

Жгли костер,

В футбол играли —

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули — и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки —

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!



Вот так отдохнули дети, что вы можете сказать об этом?

Сейчас посмотрите, мы с вами раньше обговаривали, рисовали правила поведения на природе. Давайте повторим.

Показать картинки, как не следует себя вести в лесу.

Молодцы, хорошо. Я думаю, что вы их запомните на всю жизнь и самое главное, будете соблюдать их.

Физкультминутка

Здравствуй, лес, прекрасный лес  (Широко развести руки в стороны  
Полный сказок и чудес!  (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками  
Ты о чем шумишь листвою  (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. ( Выполнять покачивания направо-налево) 
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?  (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи.  (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)  
Ты же видишь – Мы свои  (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)  

Отлично! Отдохнули - продолжаем дальше!

Конкурс "Птичьи разговоры"

Нужно выбрать кто как разговаривает.

Команды получают карточки, на которых они должны соединить птиц и их «разговоры».)


Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Совы пищат


Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, совы ухают, синицы пищат.


Собрать и объяснить пословицы о птицах.

1. Лес без птиц - и птицы без леса не живут.

2. Всякая птица своим клювом сыта.

3. Увидел грача - весну встречай.

4. Дятлу без носа, как волку без ног.

5. Любит кукушка чужие гнезда считать.

6. Всякая птица свое гнездо любит.


Конкурс " Будем знакомы".

Изобразить с помощью мимики и жестов следующих птиц: цаплю, воробья, грача.


Молодцы!


Ну, что ж. Наше занятие подходит к концу, мы сегодня говорили о птицах, о природе, что нужно беречь всё живое, оберегать. Но сейчас я хочу услышать от вас ответ на конкретный вопрос, а зачем же нам нужно птицы? Выслушиваю ответы.

Вероника Чумакова - птицы живые существа, они как люди. Большинство птиц приносят человеку огромную пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А, другие просто украшают нашу чудесную Родину. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их чудесное пение. Все птицы полезны и все они наши друзья.


Включить мелодию "Птицы".

Стихотворение "не трогай ласточку"

Не трогай ласточку!

Она Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поёт весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей.


На этом наше занятие окончено. Вы все молодцы, спасибо!

Ученая сова очень довольна вашей работой.









Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.