Конспект группового коррекционного-развивающего занятия на тему «Путешествие по планетам» (1 класс)
Конспект группового коррекционного – развивающего (дефектологического) занятия
на тему «Путешествие по планетам».
(1 класс учащиеся с речевыми нарушениями).
Разработала Брюхова Елена Владимировна, учитель начальных классов, учитель-дефектолог МБОУ СКОШ №122 Челябинской области, г. Снежинска
Тема занятия: Путешествие по планетам
Цель занятия: Развитие психических процессов и мелкой моторики.
Задачи:
Дидактические:
Учить концентрировать внимание.
Повышать уровень развития логического мышления, сенсорного восприятия;
Формировать умение общаться в коллективе сверстников.
Формировать пространственные представления, кинестетические ощущения.
Коррекционно-развивающие:
Развивать познавательную и речевую активность;
Развивать свойства внимания (концентрацию, переключаемость, устойчивость) и виды внимания (зрительное и слуховое).
Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Развивать наблюдательность, произвольность и самоконтроль.
Способствовать снятию эмоционального напряжения через смену видов деятельности и мышечной релаксации.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию сознательного, организованного, самостоятельного отношения к занятию.
Прививать навыки культуры общения на занятии.
.
Методы и формы работы: Ребусы, задания и упражнения, релаксационные разминки.
Дидактический материал: Геометрические фигуры с буквами и карточка-задание со звёздочками для повышения уровня логического мышления, логическая раскраска, ребусы с названиями планет, геометрические фигуры для составления ракеты, картинки «Что изменилось», шаблоны звёзд для выщипывания по контуру.
Ход занятия
Психологический настрой.
Здравствуйте, мои друзья!
Всех видеть очень рада я!
На меня все посмотрите,
Сядьте тихо, не шумите!
Дружно хором не кричите,
Руку поднимать спешите!
Я желаю вам добра,
Если трудно, рядом я!
Введение в тему.
Смекалка ваша мне нужна,
Расшифровать задание.
Задача, в общем несложна
Включаем своё внимание!
Задание: Расшифруйте тему нашего занятия по геометрическим фигурам. На каждой фигуре написана буква. Соотнесите фигуру с буквой в том порядке, который указан на доске. (КОСМОС)
М С О О К С
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня сообщаю вам, ребята
Мы отправляемся далековато –
В космос, на планеты держим путь,
Приготовились? Время будет отдохнуть!
Разминка для рук.
Чтоб подняться ввысь,
Кулачками потрудись!
( Сжимание и разжимание)
Ритм послушайте, друзья
Теперь прохлопайте, как я!
(Отхлопать ритм ладошками)
Большие пальчики соединим,
Поднимем ладони вверх -
И как бабочки мы полетим!
Работа с Робиком «Сложи ракету».
- Эти сигналы помогут нам определить курс полёта на планеты.
С какой планеты мы отправляемся путешествовать?
(Дети отгадывают ребус. Ответ – Земля )
« Ракета» из геометрических фигур.
Три квадрата, треугольник,
Наш узор похож на домик.
А сейчас добавь четыре
Треугольника пошире,
Вмиг получишь ты ракету
И лети скорей по свету.
Планета Венера «Найди звезду».
- Смотрим на курс полёта. (Дети отгадывают ребус. Ответ – Венера)
На этой планете встречает нас
Обаятельная лошадка Стелла, просто класс!.
Она нам задаёт вопрос:
«Найди среди вот этих звёзд, мою
Готовы? Начнём опрос?»
Планета Марс «Найди отличия»
- Смотрим на курс полёта. (Дети отгадывают ребус. Ответ – Марс)
Здесь готовы к нашей встрече,
Стол прекрасный запримечен.
В комнате предметов много
Отдохните-ка с дороги.
Двадцать секунд посмотрите,
Будьте внимательны, не спешите.
А сейчас закройте глазки, дети! (Пауза- 20 секунд)
Но стоит приоткрыть свой взгляд,
Кто скажет, что же здесь не так?
Планета Меркурий «Логическая раскраска».
- Смотрим на курс полёта. (Дети отгадывают ребус. Ответ – Меркурий)
Сколько звёзд вокруг, ребята!
Посмотрите на плакате.
И у вас лежит листочек
Посмотри скорей, дружочек!
На этой планете три цвета живёт:
Красный и синий, и жёлтый вот!
Прошу приготовить эти карандаши,
Раскрасим звёзды мы от души!
Раскрась маленькие звёздочки так, чтобы большая звезда была между красной и жёлтой, а жёлтая рядом с синей.
Продолжите ряд из звёздочек самостоятельно. ( На парте лежат заготовки звёзд )
Планета Юпитер «Мышечная релаксация».
- Смотрим на курс полёта. (Дети отгадывают ребус. Ответ – Юпитер)
Мы сейчас все отдыхаем,
Мышцы рук не напрягаем.
Ноги вытянем вперёд
Отправляемся в полёт.
Все расслабились – и вот
Представляем «луноход».
На него мы дружно сели
И к планетам полетели.
Пролетели мы Нептун,
Приближается Сатурн.
У Сатурна кольца есть,
Что не можно глаз отвесть!
Вот Юпитер, Марс, Венера
Расслабляемся мы в меру…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
Так спокойно, так приятно.
Вот Уран, Плутон… невероятно.
Пролетели круг, другой
И Меркурий уж над головой.
Но пора нам возвращаться
И продолжить заниматься.
Планета Нептун «Выщипывание по контуру».
- Смотрим на курс полёта. (Дети отгадывают ребус. Ответ – Нептун)
Бумага есть, а ножниц нет
Что делать нам ребята?
Звезду должны мы выстричь здесь
И прикрепить к плакату!
( Мысли детей)
Помогут в этом как всегда,
Ваши замечательные ручки, милые друзья! ( Образцы для детей)
Планета Сатурн «Определи на ощупь».
- Смотрим на курс полёта. (Дети отгадывают ребус. Ответ – Сатурн)
Вот Сатурн встречает нас,
Сундучок для нас припас!
Сундучок, сундучок,
Приоткрой свой бочок!
Кто же хочет подойти
И пощупать, что внутри?
Что почувствуешь, скажи.
И конечно, покажи!
(В сундучке лежат предметы из различного материала: ткань, дерево, пластмасса, резина, мех, металл, стекло и др.)
Рефлексия
Возвратились мы на Землю,
Как быстро пролетело время!
- Понравилось путешествие по планетам?
- А что больше всего понравилось?
- На каких планетах вас подстерегали трудности?
- Где было трудно?
- Кто справился со всеми заданиями?
Оцените свою работу на занятии звёздочкой с планеты Нептун (пункт № 10) таким образом: