12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куртынина Кристина Сергеевна327
Организатор-преподаватель ОБЖ, учитель географии и краеведения, классный руководитель, руководитель отряда ЮИД "Зебра"
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Разработка комбинированного урока по географии (план-конспект)

7 класс. Тема: «Путешествие: Австралия».

Цели:

обучающаясформировать у обучающихся представление об объектах Всемирном наследии Австралии с помощью применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).

развивающая – развитие воображения посредством использования ТРКМЧП; развитие познавательного интереса обучающихся к географии на основе фактического материала описательного и занимательного характера; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; продолжать формирование навыков групповой работы.

воспитывающая – воспитание бережного отношения к природе и объектам, созданных руками человека; формирование экологической культуры; воспитание любознательности, взаимовыручки, взаимопомощи.

Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях обучающихся

1. Предметные результаты: иметь представление об особенностях рельефа, климата, внутренних вод и почвенно-растительного покрова Австралии; называть, показывать по карте основные географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО и давать их краткую характеристику (уникальные особенности).

2. Метапредметные результаты: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в коллективе; владение практическими умениями работы с текстом и картой для освоения содержания урока.

3. Личностные результаты: формирование устойчивой мотивации к получению новых знаний; формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Тип урока по дидактической цели – комбинированный.

Оборудование: учебник «География» 7 класса (Алексеев А.И.), проектор, интерактивная доска, рабочая презентация, атлас 7 класса, физическая карта Австралии, раздаточный материал (карточки и текст).

Литература

Рабочая программа по географии 5-9 класс (к линии УМК под редакцией Климановой О.А., Алексеева А.И. – М.: Дрофа, 2017.)

Алексеев А.И., Николина В.В. География. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015.

Всемирное наследие ЮНЕСКО: электронное учебно-методическое пособие / Н.В. Гуляева; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017.

ARRIVO - URL: http://www.arrivo.ru (дата обращения 05.11.2019).


План урока

Структура (элементы урока) и его содержание

Методы и приемы

I. Организационный.

а) Приветствие. Организация класса.

b) Постановка познавательных задач и объявление темы прошлого урока.


II. Проверка опорных знаний и умений.

Вопросы по теме «Австралия: образ материка»:

В чем своеобразие географического положения Австралии?

Что общего и в чем разница в рельефе Африки и Австралии?

Почему Австралию называют «желтым континентом»? Объясните причины.

Как вы думаете, почему Австралию называют «континент-заповедник»?

Как вы считаете, почему о хозяйстве Австралии говорят, что она «едет на овце?»

В чем особенности населения Австралии?

III. Изучение нового материала.

Фаза вызова.

Прием «Верите ли вы, что…» (см. Приложение).

Фаза осмысления.

Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Всемирное наследие Австралии

2.1.Объекты литосферы Австралии:

Национальный парк Пурнулулу;

Национальный парк Улуру-Катаюта;

Озерный район Уилландра.

2.2.Объекты биосферы Австралии:

Национальный парк Какаду;

Дождевые леса восточного побережья;

Дикая природа Западной Тасмании.

2.3.Морские объекты Австралии:

Большой Барьерный Риф;

Залив Шарк;

Остров Маккуори.

2.4.Культурные объекты Австралии:

Здание Королевской выставки и сады Карлтон;

Сиднейский оперный театр;

Каторжные поселения.


IV. Закрепление и обобщение знаний.

Фаза рефлексии.

Сводная таблица «Всемирное население Австралии» (см. Приложение).

Вопросы для закрепления:

Как распределены объекты Всемирного наследия по территории Австралии?

Каких объектов Всемирного наследия на территории Австралии больше – природных, культурных или смешанных? Как вы думаете, почему?

Как вы думаете, почему в Австралии отсутствуют объекты гидросферы? С чем это связано?

Почему объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО находятся под особой охраной и защитой?


V. Домашнее задание

Прочитать параграф 32 (стр. 126-129) и отметить на контурной карте Австралии объекты Всемирного наследия, изученные на уроке.

Разработать свою классификацию объектов Всемирного наследия Австралии, указав основание для их классификации (письменно в тетради). Обоснуйте свою классификацию.

Рассказ учителя.

Сообщения дежурных, работа в тетради.




Фронтальный опрос.













Рассказ учителя, работа по карточкам (индивидуальная).


Объяснительно-иллюстративный.

Инструктаж учителя.

Практический, работа с раздаточным материалом по группам. Чтение с пометками в тексте («знал» - +, «не знал» – - , «интересно» - !).

Рассказ, беседа.















Заполнение таблицы в группах, обмен результатами, беседа, обобщение, работа по карточкам (индивидуальная).













Инструктаж учителя.


Конспект урока

I. (прозвенел звонок). Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть, присаживайтесь (подождать пока обучающиеся займут свои места)! Дежурный класса сообщите, кого сегодня нет на уроке (дежурный называет отсутствующих). Хорошо, начнем урок.

На прошлой нашей встрече мы с вами начали знакомство с Австралией: изучили своеобразие географического положения и неповторимые черты природы; познакомились с особенностями населения и хозяйственной деятельности. А сегодня на уроке мы совершим путешествие по уникальным местам этой удивительной страны-материка!

II. Но этим займемся чуть позже. Для начала проверим, насколько хорошо вы усвоили материал по теме «Австралия: образ материка». Я буду задавать вопросы, а вы, с поднятой руки, будите давать на них ответы. Всем понятно? Тогда, приступаем. В чем своеобразие географического положения Австралии? (Ответ обучающихся: «Австралия целиком лежит в южном полушарии на значительном удалении от других материков. Южный тропик пересекает ее почти посередине.»). Верно! Что общего и в чем разница в рельефе Африки и Австралии? (Ответ обучающихся: «Общее – в основании Австралии и Африки лежат древние платформы, на которых местами кристаллический фундамент выходит на поверхность. Однако только в Австралии осадочным чехлом перекрыто больше половины площади платформы, а в Африке ее меньшая часть. Тем самым Австралия является самым низким и плоским материком, на котором нет действующих вулканов и ледников.»). Правильно! Почему Австралию называют «желтым континентом»? Объясните причины. (Ответ обучающихся: «Более половины Австралии занимают пустыни и полупустыни, где годовая сумма осадков не превышает 200 мм. Причина - положение Австралии под Южном тропиком в поясе высокого давления.»). Молодцы! Как вы думаете, почему Австралию называют «континент-заповедник»? (Ответ обучающихся: «Австралия долгое время существовала изолированно от других материков, поэтому здесь сохранилась уникальная флора и фауна.»). Точно! Почему о хозяйстве Австралии говорят, что она «едет на овце»? (Ответ обучающихся: «Овцеводство является традиционной отраслью континента – овец здесь выращивают круглый год.»). И последний вопрос! В чем особенности населения Австралии? (Ответ обучающихся: «Основное население Австралии – англо-австралийцы, но много выходцев из других государств. Коренное население – австралийские аборигены – составляет менее 2% от общей численности населения. Большая часть населения сосредоточена на востоке страны в наиболее благоприятных климатических условиях. 9\10 австралийцев живут в крупных городах, таких как Сидней, Мельбурн, Брисбен и др.»). Молодцы, вы хорошо усвоили материал предыдущего урока! Если в течение оставшегося времени вы будете такими же внимательными, наблюдательными и активными, то в конце урока получите положительные отметки.

III. А теперь перейдем к новой теме урока - «Путешествие: Австралия». (обучающиеся записывают тему урока). Перед нами стоит задача - познакомиться с уникальными и неповторимыми объектами Австралии, а именно, имеющие мировую значимость для всего человечества. Я говорю о Всемирном наследии ЮНЕСКО. Но прежде чем мы отправимся в увлекательное путешествие по этим объектам, я кратко расскажу вам об этой организации.

1. ЮНЕСКО — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры. Цели создания ЮНЕСКО — укрепление мира и безопасности за счёт сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры.

ЮНЕСКО занимается разными направлениями деятельности, среди которых выделяется такая программа, как Всемирное наследие, целью которой является сохранение культурных и природных объектов, являющихся достоянием всего человечества.

Всемирное наследие ЮНЕСКО – это самые лучшие рукотворные творения человечества и уникальные природные объекты, имеющую историческую, культурную и экологическую значимость.

В Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в настоящее время входят 1092 объекта (в том числе 832 культурных, 206 природных и 35 смешанных), расположенных в 167 странах-участницах. Чтобы попасть в этот список, объект должен соответствовать хотя бы одному из десяти установленных оценочных критериев отбора. Условно их делят на природные (с 1 по 6) и культурные (с 7 по 10) критерии. Если же объект имеет и природные и культурные критерии, то его называют смешанным.

В настоящее время на территории Австралии 19 объектов Всемирного наследия. Но на уроке мы рассмотрим только некоторые из них.

Для начала поиграем в игру «Верите ли вы, что…». Я раздам вам карточки, на которых будут написаны утверждения об объектах Всемирного наследия Австралии. Ваша задача: отметить в первой колонке, какие утверждения верны, а какие – нет. (учитель раздает карточки и обучающиеся приступают к работе).

Все справились с заданием. Отложите пока ваши карточки в сторону, мы вернемся к ним чуть позже.

2. Теперь вам нужно разделиться на 4 группы (обучающиеся рассаживаются на 4 группы; учитель раздает приготовленный материал об объектах по группам). Каждая группа получила текст об объектах, с которым вы будите сейчас работать. Вам нужно читать текст и параллельно помечать на полях информацию, которую(-ая)

знали (знаком +),

не знали/узнали впервые (знаком -),

интересна/удивила (знаком !).

Это задание называется чтение с пометками.

После чтения текста вам нужно составить краткую характеристику объектов, отразив их уникальные черты. Пометки, которые вы делали в тексте, помогут выделить эти самые черты. Приступайте к заданию. На выполнение вам дается 15 минут. Если будут трудности с определением местоположения объекта на карте воспользуйтесь Интернет-ресурсами. (обучающиеся приступают к выполнению задания). Время вышло! Теперь каждая группа будет рассказывать всему классу об объектах Всемирного наследия Австралии и их уникальностях, которые были описаны в тексте. Не забудьте показать местоположение объекта на физической карте Австралии, прикрепив флажок в нужное место. (идет выступление 4-х групп, во время которого учитель показывает иллюстрации объектов на слайдах). Хорошо, все группы достаточно кратко и точно описали свои объекты наследия. Давайте теперь подумаем, а как можно сгруппировать все объекты Всемирного наследия Австралии? (Правильный ответ – объекты биосферы, объекты литосферы, морские объекты, культурные объекты).

IV. Закрепление и обобщение знаний.

Ребята, вы хорошо справились с характеристикой объектов по группам. Теперь заполним в тетради сводную таблицу «Всемирное население Австралии, распределив объекты по группам (см. Приложение). Сначала заполните таблицу по своей группе объектов, затем обменяйтесь информацией с другими группами. (обучающиеся выполняют задание).

Подведем итоги. Как распределены объекты Всемирного наследия по территории Австралии? (Ответ - практически все они концентрируются у побережья или в восточной части Австралии). Каких объектов Всемирного наследия на территории Австралии больше – природных, культурных или смешанных? Как вы думаете, почему? (Ответ – на территории Австралии больше природных объектов, т.к. Австралия была долгое время изолирована от других материков. Это привело к сохранению уникальной флоры и фауны в первозданном виде). Как вы думаете, почему в Австралии отсутствуют объекты гидросферы? С чем это связано? (Ответ – положение Австралии в жарком поясе, что привело к дефициту водных ресурсов). Почему объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО находятся под особой охраной и защитой? (Ответ – эти объекты имеют историческую, культурную и экологическую значимость для всего человечества). Молодцы!

Вернемся к карточкам «Верите ли вы, что…», которые мы заполняли в начале урока. Посмотрите на ваши ответы. Вспомните о том, что мы изучали на уроке и во второй колонке отметьте еще раз, какие утверждения верны, а какие нет. (Обучающиеся заполняют карточки). Что у вас получилось? Совпали ли ваши предположения с реальность? Легко ли вам было выполнять это задание в начале урока? В конце? (обучающиеся высказывают свои мысли).

V. Домашнее задание.

На этом наш урок подходит к концу. Спасибо всем за работу, вы действительно сегодня постарались! Отметку «5» за урок получают …, отметку «4» - … .

Запишем домашнее задание на следующий урок (см. План урока).

На этом урок окончен, всем спасибо, все свободны!


Приложение

III. Изучение нового материала.

Фаза вызова.

«Верите ли вы, что…»

Утверждение

Верно\не верно

(начало урока)

Верно\не верно

(конец урока)

Национальный парк Пурнулулу известен скалами горной цепи Бангл-Бангл, напоминающими по форме ульи.



Главной достопримечательностью парка Урулу-Катаюта является скала Улуру – гигантский красный монолит, один из известных символов Австралии.



Озерный район Уилландра – комплекс пресных озер на севере Австралии с богатым растительным миром



Посреди национальном парка Какаду возвышаются термитники, достигающие высоты 6-8 метров!



Тасманийский дьявол – самый крупный вымерший хищник отряда сумчатых, проживавший когда-то на острове Тасмания.



Большой Барьерный Риф – это самое большое в мире скопление донных водорослей.



Морская трава в Заливе Шарк является пищей и убежищем для морской коровы – дюгоня.



Здание Королевской выставки и окружающие его сады Карлтон были спроектированы для проведения больших международных выставок.



Здание Сиднейского оперного театра состоит из трех соединенных между собой зданий в виде цилиндров, в которых находятся основные залы для спектаклей и ресторан.



Каторжные поселения Австралии до сих пор являются местом для ссылки преступников.




Ответы: 1 - верно; 2 - не верно; 3 - не верно; 4 - верно; 5 – не верно; 6 - не верно; 7 - верно; 8 - верно; 9 - не верно; 10 – не верно.


Фаза осмысления.

Текст для 1 группы

Национальный парк Пурнулулу

Критерии - vii, viii.

Год включения в Список Всемирного наследия – 2003.


Парк находится на плато Кимберли на территории австралийского штата Западная Австралия. Основан в 1987 г.

В переводе с одного из языков австралийских аборигенов «Пурнулулу» означает «песчаник».

Национальный парк Пурнулулу известен скалами горной цепи Бангл-Бангл, напоминающими по форме ульи. На протяжении 20 млн лет эти холмы из песчаника подвергались физическому выветриванию и превратились в лабиринт оранжевых конусов, украшенных черными полосами и разноцветными вкраплениями. Полосатыми горы стали из-за эрозии. «Ульи» Пурнулулу имеют интересную структуру – ярко-оранжевый песчаник чередуется с темными полосами шириной в несколько метров. Все они сформированы из цианобактерий, которые наиболее близки к древнейшим микроорганизмам Земли. Ярко-оранжевый цвет им придают оксиды железа и марганца. Конусы горной цепи Бангл-Бангл больше похожи на корабли инопланетян, чем на геологические образования. Необычная форма скал напоминает позвоночник огромного доисторического животного.

Южную часть парка Пурнулулу занимает Кафедральное ущелье, получившее всемирную известность благодаря своей невероятной природной акустике.

Национальный парк расположен на границе субэкваториального и тропического континентального климата, поэтому здесь господствуют саванны и редколесья с многочисленными эвкалиптами, акациями и гравиллеями. Так же встречаются папоротники, орхидеи и пальмы.


Национальный парк Улуру-Катаюта

Критерии - vii, viii.

Год включения в Список Всемирного наследия – 1987.


Национальный парк расположен в центральной части Австралии. Наиболее характерная особенность региона – это поднимающиеся среди песчаных пустынь изолированные скалы из песчаника - Улуру (высшая очка гора Айерс-Рок) и Катаюта (высшая точка Олга).

Главной достопримечательностью парка является скала Улуру – гигантский красный монолит, один из известных символов Австралии. Улуру – огромная горбообразная гора высотой 348 м, длиной 2,5 км и шириной 1,6 км, самый большой в мире монолит. Накопление мощной осадочной толщи горных пород происходило здесь, когда местность была покрыта морем. Когда море отступило, мощные тектонические движения земной коры приподняли пласты горных пород, образовав огромную гору. Впоследствии основная часть массива была погребена песками, а его вершина подверглась воздействию текучих вод, ветра и перепаду температуры.

Уникальная скала состоит из красного песчаника – минерала, имеющего особые свойства, благодаря которым гора, в зависимости от освещения, изменяет свой цвет. На рассвете силуэт горы приобретает темно-лиловый цвет. Днем Улуру, освещённая ярким солнцем, становится пурпурно-красной или вспыхивает розовым цветом. Золотой она становится к полудню. Удивительная игра цвета не прекращается весь день. У основания горы находятся многочисленные пещеры, в которых жили аборигены. Размеры пещер впечатляют: самые большие из них достигают 800 м в длину и 30 м – в высоту. В них есть небольшие озера, которые в период дождей заполняются водой, просачивающейся по трещинам скалы. Аборигены находили здесь укрытие от жары и воду, когда пересыхали все источники в округе. Для австралийских аборигенов эта меняющая свою окраску как хамелеон гора на протяжении тысячелетий остается священным местом.


Озерный район Уилландра

Критерии - iii, viii.

Год включения в Список Всемирного наследия – 1981.


Область озёр Уилландра – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположен на юго-западе штата Новый Южный Уэльс в междуречье самых крупных рек Австралии – Муррей и Дарлинг в 582 км к западу от Сиднея. На территории озёрной области Уилландра находится 19 пересохших озёр, образованных более 2 млн лет назад и покрытых солончаковой растительностью.

Область уникальна палеонтологическими находками, а также археологическими свидетельствами человеческой цивилизации, датируемыми 45 -60 тыс. лет до н. э. В 1968 году в дюнах озера Мунго были найдены останки кремированной женщины, а в 1974 году недалеко от находки было найдено мужское захоронение. Эти артефакты – древнейшие остатки человеческой деятельности на планете. Вероятно, первые люди приплыли в Австралию на лодках. Люди переселялись сюда из Индонезии, а может быть, даже из Китая.

Возраст отложений дна бывших озер оценивается более чем в 100 тыс. лет. Несколько десятков тысячелетий назад эти озера были заполнены чистой водой, используемой первобытными людьми. Во время последнего ледникового периода произошло засоление почвы вокруг озера. Несколько тысяч лет назад озера полностью пересохли, но на дюнах выжила растительность.

Растительный мир Уилландры небогат, и представлен зарослями низкорослых эвкалиптов и кустарниковой растительностью, что обусловлено засушливым субтропическим климатом.


Текст для 2 группы

Национальный парк Какаду

Критерии - i, vi, vii, ix, x.

Год включения в Список Всемирного наследия –1981.


Национальный парк Какаду – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенный в 171 километре к востоку от г. Дарвина, на полуострове Арнем-Ленд. Название парка произошло от племени «Какаду» проживавшего на этой территории.

Археологические находки и наскальные рисунки иллюстрируют жизнедеятельность коренных жителей: от доисторического сообщества охотников-собирателей до аборигенов, живущих здесь в наше время.

Какаду является самым большим по площади национальным парком Австралии – 19 тыс. км². Рельеф парка ‒ полого-холмистое плато, сложенное в основном песчаниками.

Характерный ландшафт ‒ саванны и редколесья. Среди зарослей высоких трав, покрывающихся во влажный сезон яркими душистыми цветками, поднимаются эвкалипты, акации, казуарины и кордилина южная. Такие ландшафты парка обусловлены субэкваториальным климатом и его расположением в глубине залива Ван-Димен.

В саванне распространены светло-коричневые термитники, достигающие 6-8 метров в высоту! Термиты строят свои сооружения из слюны, земли и измельченного дерева. Эти сооружения по крепости не уступают кирпичу.

Территорию парка Какаду пересекают две больших реки – Ноарланга Крик и Маджела Крик. В них заплывают как пресноводные, безопасные для человека крокодилы, так и огромные гребнистые крокодилы, которые могут жить как в морской воде, но, как правило, обитают в болотах, дельтах и в нижнем течении рек. Эти гребнистые крокодилы наводят ужас на всех обитателей и посетителей парка.

Кроме крокодилов на территории парка обитает примерно треть всех видов австралийских птиц.

Среди эндемиков парка выделяют двоякодышащую рыбу – баррамунди (рогозуб). Длина этой рыбы достигает 2 метров, вес – до 43 килограммов. Кроме дыхания жабрами, каждые 40-50 минут она поднимается к поверхности, чтобы вдохнуть атмосферный воздух.


Дождевые леса восточного побережья

Критерии - viii, ix, x.

Год включения в Список Всемирного наследия – 1986, 1994


Дождевые леса восточного побережья Австралии насчитывают несколько лесных массивов, произрастающих вдоль Водораздельного хребта на просторах австралийских штатов Новый Южный Уэльс и Квинсленд. Их общая протяженность вдоль береговой линии составляет порядка пятиста километров. Данная местность по праву считается самой обширной по сосредоточению субтропических дождевых лесов на всем земном шаре и именно поэтому она уже не одно десятилетие числится в списке охраняемых природных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Общий показатель площади этой территории, занятой скоплением дождевых лесов, приближается к четыремстам тысячам гектаров. Границы лесных массивов обведены зарослями эвкалипта и сельскохозяйственными насаждениями. Сама местность весьма разнообразна по своему ландшафту и выражена как доисторическими вулканами и грандиозными ущельями, так и просторными долинами рек и крутыми водопадами.

Отличительной особенностью данных массивов является большое разнообразие древнейших видов растений, произраставших здесь еще в те времена, когда австралийский континент являлся составной частью материка Гондвана. Помимо этого, здесь очень богатые современные растительный и животный миры. В этой местности произрастает почти половина всех представителей материковой флоры и обитает чуть ли не треть всех птиц и животных, встречающихся в Австралии. Много в лесах и растений-эндемиков, символом которых служит весьма редкий австралийский бук, что также добавляет привлекательности этим, и без того уникальным, лесным чащам.


Дикая природа Западной Тасмании

Критерии - iii, iv, vi, vii, viii, ix, x.

Год включения в Список Всемирного наследия – 1982,1989.


Дикая природа западной Тасмании как объект Всемирного наследия занимает юго-западную часть острова Тасмания и охватывает приблизительно 20% площади острова. Территория находится в умеренном поясе в зоне циклонической деятельности южного полушария.

Здесь сохранились дождевые леса умеренного пояса (хвойные и лиственные леса, древовидные папоротники), богатая уникальная фауна. Полагают, что Тасмания является самым южным местом на нашей планете, где жили люди.

Среди уникальных эндемиков флоры выделяют циатею сердцевидную. Это крупное папортниковое дерево, высота которого может достигать 20 метров! Листья циатеи могут достигать 5 метров в длину, и до полного своего раскрытия напоминают раковину улитки. Это удивительное дерево традиционно использовалось в строительстве.

Фауна включает четыре эндемичных вида сумчатых: тасманийского дьявола, тасманийского беттонга, рыжего валлаби и сумчатого волка, когда-то широко распространенного, а теперь считающегося вымершим.

Тасманийский дьявол – в настоящее время является самым крупным хищником отряда сумчатых. В их облике причудливо переплелись черты разных зверей: на первый взгляд напоминает приземистую собаку, его лапы плоские как у медведя, а вытянутая морда с длинными усами делает его похожим на гигантскую крысу. Такое сочетание внешних черт свидетельствует о древности и примитивности этого животного. Его чёрная окраска, огромная пасть с острыми зубами, зловещие ночные крики и свирепый нрав дали первым европейским поселенцам основание назвать этого коренастого хищника «дьяволом».


Текст для 3 группы

Большой Барьерный Риф

Критерии - vii, viii, ix, x..

Год включения в Список Всемирного наследия –1981.


Большой Барьерный Риф – это поражающий разнообразием и красотой природный памятник у северо-восточного побережья Австралии. Здесь находится самое большое в мире скопление коралловых рифов. Обитатели рифа – 400 видов кораллов, 1500 видов рыб и 4000 видов моллюсков. Риф представляет научный интерес как место обитания дюгоней (морских коров) и больших зеленых черепах, животных находящихся на грани вымирания.

Большой Барьерный риф является самым большим на Земле природным объектом, который виден даже из космоса! Большой Барьерный риф был открыт в 1770 г. Джеймсом Куком, во время исследования восточного побережья Австралии.

Структура рифа образована коралловыми полипами. Коралловые полипы – морские беспозвоночные, многие из которых обладают известковым скелетом и участвуют в рифообразовании.

Помимо разнообразных кораллов здесь обитает китовая акула и множество видов рыб (рыба-попугай, рыба-клоун, морской ангел, рыба-бабочка и др).

В последние годы на Барьерном рифе встречаются огромные популяции морской звезды “терновый венец”. Сегодня эта звезда – наибольшая угроза рифу. На месте обитания этих звезд, которые своим ядом способны убить даже взрослого человека, образуется кладбище из кораллов. Сегодня не существует эффективных методов борьбы с “терновым венцом”, и, к сожалению, уничтожение целых рифов продолжается.

Кроме этого половину кораллового покрова рифа уничтожают загрязнения от предприятий сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО обязал Австралию принять меры для защиты Большого Барьерного рифа. Если тенденция к глобальному потеплению не изменится, а Мировой океан и дальше будет загрязняться, то уже к середине текущего столетия большая часть Большого Барьерного рифа разрушится!

Риф издавна является достопримечательностью, а также часто служит местом съёмок научно-популярных фильмов. Его ежегодно посещают 2,5 млн. туристов. Их главное занятие – дайвинг и морские прогулки.


Залив Шарк

Критерии - vii, viii, ix, x.

Год включения в Список Всемирного наследия –1991.


Среди всех естественных чудес природы Залив Шарк возможно самый выделяющийся. Этот залив на северо-западе Австралии знаменит своими небольшими пригорками — морскими строматолитами, сформированными одними из самых ранних форм жизни на Земле. Эти организмы существуют более 3 500 миллионов лет, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Свое изначальное название — Акулья бухта, залив получил в 17 веке, когда английский корабль капитана Уильяма Дампира доплыл до берегов западной Австралии и бросил якорь в заливе. Согласно одному из предположений, своё название бухта Шарк получила из-за того, что матросами корабля была поймана огромная акула, которая и спасла голодных матросов от смерти. По другой версии залив получил такое имя из-за множества видов акул, которые обитают в здешних водах, среди редких видов — тигровая акула

Залив Шарк – область огромнейшей экологической и зоологической значимости. Местность является домом для дюгоней (морских коров), для дельфинов бутылконосов и особенно обезьян Миа.

Здесь есть наибольшая известная область морских лугов, с зарослями покрывающими 4000 км ² залива. Залив Шарк также содержит наибольшее количество разновидностей водорослей, когда-либо зарегистрированных в одном месте. Водоросли — жизненно важная часть сложной окружающей среды залива. В течение тысяч лет в зарослях морской травы жили ракообразные, их останки формировали морское дно, делая его более высоким. Морская трава служит основанием пищевой цепи в Заливе Шарк, обеспечивая убежищем множество морских разновидностей и привлекая популяцию дюгоня.


Остров Маккуори

Критерии - vii, viii.

Год включения в Список Всемирного наследия –1997.


Уникальный участок суши, затерянный в субантарктических водах между Австралией и Антарктидой, который является единственным местом в мире, где можно обнаружить базальты и прочие породы, вынесенные сюда с шестикилометровой глубины! Остров Маккуори, затерянный в субантарктической водной глади Тихого океана, возник в результате столкновения Тихоокеанской литосферной плиты с Индо-Австралийской. Данный остров считается самым южным участком суши в границах Австралийского материка и признан уникальным местом на планете.

Интересно то, что Маккуори был обнаружен совершенно случайно, когда в 1810 году Фредерик Хасселборо на своей зверобойной шхуне «Персеверанс» увидел землю во время охоты на тюленей. Из-за их неукротимой жажды наживы, популяция морских животных на острове резко пошла на убыль. Помимо этого, к середине 30-х годов XIX века были почти полностью истреблены популяции королевских пингвинов и морских слонов.

Необитаемый остров Маккуори до сих пор интересен своим разнообразным животным миром, представленным всевозможными видами пингвинов, а также популяциями тюленей, морских слонов, котиков и китов. На острове гнездится множество птиц, включая альбатроса, поморника, попугая, королевского баклана, а также белоголового и гигантского буревестника. Стоит отметить, что из-за вмешательства человека, островная экосистема до сих пор находится в подвешенном состоянии. Все началось с того, что люди завезли сюда кошек, которые стали питаться здешними птицами и к 1890 году полностью уничтожили популяцию попугаев-эндемиков Маккуори. Лишь в начале нынешнего столетия все кошки на острове были истреблены. Но им на смену пришли кролики, чей аппетит и ныне оказывает губительное действие на местную флору.

Текст для 4 группы

Здание Королевской выставки и сады Карлтон

Критерии - ii.

Год включения в Список Всемирного наследия –2004.


На северо-востоке центрального делового квартала Карлтона, пригорода Мельбурна, расположены Королевский выставочный центр и Карлтонские сады.

Помимо зелёных насаждений на площади в 26 гектаров здесь находятся и Мельбурнский музей.

Здание Королевской выставки и окружающие его сады Карлтон были спроектированы Джозефом Ридом для проведения больших международных выставок 1880 и 1888 гг. в Мельбурне. Здание выставки было сооружено из кирпича, деревянных и стальных конструкций и покрыто шифером. В нём объединены архитектурные элементы разных стилей – византийского, романского, ломбардского и итальянского Возрождения.

Здание включает Большой зал площадью более 12 000 м² и множество меньших по площади помещений. Считается, что образцом для создания купола послужил Кафедральный Собор Флоренции.

Королева Елизавета II, посетившая Мельбурн в1984 г., присвоила выставочному центру статус «Королевский». Королевский выставочный центр до сих пор используется для проведения таких выставок, как, например, ежегодная Международная мельбурнская цветочная выставка.

Ландшафтная архитектура Карлтонских садов напоминает викторианскую эпоху: широкие газоны, европейские и австралийские деревья, среди которых дуб черешчатый, тополь белый, платан, вяз, кедр, бургундский дуб, араукария, фикус крупнолистный, а также красивые цветники. К выставочному центру ведёт широкая засаженная платанами аллея, подчёркивающая архитектуру здания.


Сиднейский оперный театр

Критерии - i.

Год включения в Список Всемирного наследия – 2007.


Сиднейский оперный театр был открыт в 1973 году. Это одно из выдающихся архитектурных сооружений XX в., в котором гармонично переплелись различные новаторские направления искусства и архитектуры. Городское скульптурное сооружение, построенное на мысе полуострова в Сиднейском заливе, прекрасно вписывается в пейзаж океанского побережья и уже на протяжении многих лет оказывает большое влияние на современную архитектуру.

Здание оперы состоит из трех соединенных между собой "раковин", в которых находятся основные залы для спектаклей и ресторан. Эти "раковины" стоят на широком основании, на котором расположены прогулочные террасы и скверы. Парусообразные оболочки, образующие крышу, делают Сиднейский оперный театр непохожим ни на одно другое здание в мире. В 1957 году международное жюри поручило строительство Сиднейской оперы датскому архитектору Йорну Утзону, которому в 2003 г. за этот проект была присуждена Притцкеровская премия. Строительство здания продолжалось 14 лет. Официальная церемония открытия театра состоялась 20 октября 1973 г. в присутствии Елизаветы II.

Здание занимает площадь в 2,2 гектара, его длина составляет 185 метров, а максимальная ширина 120 метров. Здание весит 161 000 тонн и стоит на 580 сваях, опущенных в воду на глубину почти 25 метров.

Два самых крупных свода из раковин образуют потолок Концертного Зала, вмещающего 2500 человек и Оперного театра, рассчитанного на 1500 мест. В других залах потолки образуют группы более маленьких сводов. Внутренний интерьер оперы выполнен розовым гранитом и деревом.

Сиднейский Оперный театр признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире и с 1973 г. является, наряду с мостом Харбор-Бридж, визитной карточкой Сиднея.


Каторжные поселения

Критерии - iv, vi.

Год включения в Список Всемирного наследия –2010.


Памятник «Каторжные поселения Австралии» включает 11 лагерей, которые были созданы Британской империей в Австралии в 18-19 веках.

Лагеря расположены на побережьях, откуда были вытеснены аборигены, в районе Сиднея, на острове Тасмания, на острове Норфолк и в районе города Фримантл. В этих тюрьмах содержались десятки тысяч мужчин, женщин и детей, приговоренных британским правосудием к ссылке на каторгу. Каждое учреждение отличалось своей спецификой – одни были местом тюремного заключения, другие – трудовыми колониями.

26 января 1788 г. капитан Артур Филлип, назначенный губернатором Нового Южного Уэльса, основал поселение Сидней-Коув, будущий город Сидней. Сегодня эта дата знаменует начало освоения Зеленого континента европейцами, и 26 января отмечается национальный праздник – День Австралии.

Колонисты не хотели или не могли перенять опыт коренных австралийцев, образ жизни которых, связанный с охотой и собирательством, вполне соответствовал местным условиям. Впоследствии выяснилось, что в местах, удаленных от побережья, можно было выращивать неплохие урожаи. Первые английские каторжные поселения полностью зависели от снабжения из Великобритании. Однако за короткий период в Австралии стало развиваться овцеводство. Для экономического развития Австралии исключительное значение имели продажа шерсти в 1820-1850 гг; открытие месторождений золота в штате Виктория и «золотая лихорадка» в 1851-1858 гг.; введение технологии заморозки мяса в 1879 г..

В 1868 г., спустя 80 лет, Австралия перестала быть местом ссылок. Условия жизни современного австралийского общества ничем не напоминают о тех страшных годах, а частично сохранившиеся каторжные поселения представляют лишь исторический интерес.

IV. Закрепление и обобщение знаний.

Фаза рефлексии

Сводная таблица «Всемирное население Австралии»

Объект наследия

Географическое положение

Уникальность

Объекты литосферы



Объекты биосферы



Морские объекты



Культурные объекты




Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 24.10.20 в 14:08 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.