Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Путешествие по Новочеркасску»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 44
КОНСПЕКТ НОД
по нравственно- патриотическому воспитанию
детей старшей группы
компенсирующей направленности
Тема: Путешествие по Новочеркасску
Учитель – логопед
Григорович Н.А.
г. Новочеркасск
2021 год
Цель: воспитание патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; коррекция лексико-грамматических недостатков речевого развития детей.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
систематизация и расширение знаний о России, о родном городе, его достопримечательностях;
формирование и закрепление представлений о символике России и родного города;
расширение и активизация словаря детей по теме «Наш родной город»;
развитие умения преобразовывать существительные из ед.ч во мн. ч., подбирать антонимы, составлять простые предложения, описательный рассказ, отгадывать загадки;
развитие навыков звукового анализа.
Коррекционно-развивающие:
развитие навыков речевого общения, обогащение и активизация словаря;
корригирование логического мышления,
способствовать развитию познавательного интереса, любознательности, слухового и зрительного внимания, мышления, воображения.
Коррекционно-воспитательные:
воспитание патриотических чувств, привитие любви к Родине, к родному городу.
Предварительная работа: беседы о России, ее символике, о Новочеркасске, достопримечательностях родного города, рассматривание фотографий с видами города, работа над понятиями «Родина», «малая родина».
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, слайды-фотографии: карта Российской Федерации, карта Новочеркасска, виды города, изображение герба и флага России, Новочеркасска, мяч.
Раздаточный материал: пазлы, картинки, самолетики.
Учитель-логопед: Здравствуйте ребята. Сегодня мы поговорим с вами о нашей Родине
Кто знает, как называется наша страна - наша родина? (Россия)
Учитель-логопед: Россия — необъятная страна, она занимает огромную территорию. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день.
(показ карты России на экране)
А сейчас мы отправляемся в путешествие. Как вы думаете, на чем можно путешествовать? (На самолете, машине, автобусе, корабле, велосипеде…) (слайд)
Учитель-логопед: Мы отправимся в путешествие на самолете, чтобы лучше рассмотреть какая у нас большая страна. К какому виду транспорта относиться самолет? (Воздушный)
(показ самолета на экране)
Упражнение «Самолетики» (развитие плавного речевого дыхания).
Дети выполняют упражнения «Самолетики», постепенно усиливая дыхательную струю, приводят в движение самолетики.
Все сделали упражнение (все самолетики улетели) – Полетели.
Учитель-логопед: Много поэтов, писателей, композиторов, художников создали замечательные произведения о нашей большой Родине. (слайд России – снимки с самолета). Вот одно из них:
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
(В. Степанов)
Учитель-логопед: А сейчас давайте вспомним:
- Как называться наша страна? Россия.
- Назовите главный город - столицу России? Москва. (слайд с изображением Кремля)
- Какую символику России вы знаете? Флаг, герб, гимн. (слайд с изображением символики)
Посмотрите как они выглядят. Какой флаг? (трехцветный), что изображено на гербе? (орел с двумя головами – двуглавый)
Учитель-логопед: (слайд – карта Ростовской области)
Россия — На коврик похожа на разноцветный,
Или на фантик пестрый конфетный,
Или, быть может, на покрывало —
Красок на карте мы видим немало.
На ней все на свете сейчас мы найдем:
Вот город любимый, в котором живем.
Учитель-логопед:
- В какой области мы живем? В Ростовской области.
- Как называется наш город? Новочеркасск.
- Как называются жители нашего города? Новочеркассцы.
Учитель-логопед: Новочеркасск—город в Ростовской области, столица Донского казачества.
Новочеркасск, великий град,
Достойны мы тобой гордиться,
Казачьей вольницы столица,
Всем городам России брат,
Новочеркасск — великий град!... (М. Болотова)
Учитель-логопед: В стихотворении не говориться имя того, кто основал наш город, но есть ребус разгадав который мы узнаем имя.
Упражнение «Расшифруй слова» (развитие навыка звукового анализа слов). Дети определяют первый звук в названии. Раздать детям карточки «поезд», «лодка», «арбуз», «торт», «овощи», «ведро». Дети говорят звук, я выставляю соответствующие буквы.
Учитель-логопед: Ребята вы помогли разгадать ребус и мы знаем , что основатель города Новочеркасска донской атаман Платов Матвей Иванович. В нашем городе памятник Платову находится в центре города перед Атаманским дворцом в Атаманском сквере. (слайд – фото памятника). У нашего города также имеется свой герб, свой флаг и свой гимн. Давайте посмотрим. (слайд с символикой г.Новочеркасска). Это гимн, это флаг (какой он), это герб (вместо герба на экране тень). Герб где-то потерялся, нужно его найти, потому что у каждого города есть свой герб.
Но где же его искать? Посмотрите, здесь какой-то конверт, что это? Какие –то бумажки, наверно нужно их собрать, и мы поймем где нам искать герб.
Раздать детям разрезные картинки - дети собирают пазл.
Что это? Собор. (слайд – фотография Собора) Нам нужно туда.
Динамическая пауза
Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изображают «бинокль»)
Люблю считать.( шевелят пальчиками)
Площадь- раз, (загибают пальцы по -одному, начиная с большого)
Театр- два, три- фонтан, четыре- цирк,
Пять- по парку я гуляю, всякий уголок в нем знаю.
Шесть- на стадион хожу, там с коньками я дружу.
Семь- конечно, детский сад, сюда хожу 5 дней подряд.
Восемь- детская площадка, здесь качели и лошадка.
Девять- детский магазин, много ярких там витрин.
Десять- это школа, дети! Узнают там про все на свете!
Очень я люблю мой город, (поочередно переставляют кулачки)
Он, красив и вечно молод! (хлопки)
Учитель-логопед: Посмотрите, Собор стоит посередине площади от которой расходятся дороги в разные стороны, куда же нам нужно идти?
Давайте поиграем в игру Дидактическая игра "Один - много" (с мячом)
Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, завод-заводы, фабрика-фабрики, дерево - деревья, окно - окна, забор - заборы, магазин - магазины, школа - школы, театр - театры...
А теперь отгадайте загадку:
Тут грохочут поезда,
Шумно тут почти всегда.
Если едем на край света,
Покупаем тут билеты. (вокзал)
Значит сейчас нам нужно на вокзал. (смотрим слайд с фотографией вокзала)
Может герб находится в вагоне, но вагоны закрыты. Что бы открыть, нужно к замкам подобрать свои ключи (На столе разложены замки и дети должны подобрать к ним ключи).
Учитель-логопед: Молодцы, мы открыли все двери, но герб не нашли, но нашли следующую подсказку.
В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет. (музей).
(смотрим слайд-фотография атаманского дворца)
Учитель-логопед: Как вы думаете куда нам нужно отправиться. Я думаю в музей. Для того чтобы быстро и правильно добраться давайте себе проложим путь. (раздать детям лабиринты).
Учитель-логопед: Молодца, все справились с заданием. Отправляемся в музей. Пока мы едем в музей давайте поговорим. Все мы живём в городе Новочеркасске на разных улицах. Я, например, живу на улице Щорса, а вы? ( Я живу на улице Буденновской, я живу на улице Калинина и т. д.). А на какой улице стоит здание нашего детского сада? ( На улице Буденновской). А теперь поиграем с вами в игру
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Моя улица длинная… а моя улица короткая
Моя улица узкая… а моя улица широкая
Моя улица грязная… а моя улица чистая
Моя улица светлая… а моя улица темная
Моя улица кривая… а моя улица прямая
Учитель-логопед: Мы приехали в музей (смотрим слайд), а вы знаете как называется музей? (Атаманский дворец). Посмотрите, что мы нашли. Это и есть герб Новочеркасска. (слайд). Давайте его рассмотрим.
Учитель-логопед: Ну теперь нам пора возвращаться в детский сад. Ну пока мы возвращаемся. Давайте еще раз вспомним какой у нас замечательный город. Что есть у нас в городе (Здесь есть школы и детские сады, театр и библиотеки, вокзалы, больницы, зелёные парки и красивые памятники, много красивых старинных зданий).
Наконец-то мы в детском саду. Посмотрите, нам, что-то прислали. (открываю коробку, достаю письмо в котором нас благодарят и дарят нам маленькие эмблемы герба и конфеты)