Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию c применением ИКТ для детей подготовительной к школе группы на тему «Русские богатыри»

5
0
Материал опубликован 20 January 2019 в группе


Конспект НОД в подготовительной к школе группе
DOCX / 23.33 Кб

Тема: «Русские богатыри»

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа,  Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Задачи:

Образовательные:  определение былины; познакомить с произведением устного народного творчества – былина «Илья Муромец»; учить давать характеристику героям и их поступкам; обобщить знания об истории Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.

Развивающие: развивать интерес к чтению; умение внимательно, сосредоточенно слушать; зрительное внимание.

Воспитательные: воспитывать гражданско-патриотические чувства средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, В.М.Васнецова, А.П.Бородина. Репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря»; разрезные картинки по сказкам А.С.Пушкина, презентация «Оружие богатыря», фрагменты из кинофильма «Илья Муромец», мультфильм «Илья Муромец»Иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей.

Основная образовательная область: “Познание” (формирование целостной картины мира).

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”,  “Социализация”, «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Предварительная работа: чтение былин «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» «Вольга Святославич», чтение сказок А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», пословицы и поговорки.  Знакомство с творчеством В.М.Васнецова, презентация «Былинный живописец», рассматривание репродукции картины В.М.Васнецова «Три богатыря», слушание 2 симфонии Бородина А.П. «Богатырская»; иллюстрации оружия русских богатырей, их доспехов.

Лексическая работа:

Былина – русская эпическая песня о богатырях.

Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

Предки – это люди, которые жили на земле много-много веков назад.

Палица – старинное оружие – тяжелая дубинка с утолщенным концом.

Странники – человек, странствующий, путешествующий пешком.

Сказитель - Так называли человека, который рассказывал русские народные былины и сказки, играя на гуслях.

Кольчуга, булава, копье, щит, доспехи, шлем, лук, стрелы.

 Ход занятия

Дети встают рядом с воспитателем.

Воспитатель:  Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. Так раньше говорили на Руси.

-А, вот о ком мы поговорим  с вами, вы узнаете, отгадав загадку:

 Загадка:

Ладно скроен, крепко сшит,

За землю русскую стоит.

Знают взрослые и дети,

 Нет его сильней на свете

Одного напомню я – это Муромец Илья!

 Дети: о богатырях, защитниках Земли Русской.

 Воспитатель: Дети, я предлагаю вам пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги? Знаю, что Вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Но сначала давайте вспомним, что предстояло выбрать русскому богатырю?

- Дорогу.

- Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня.

Вот преграда на пути

Её так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать

И пословицы сказать!

 (Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине) 

1.Тот герой, кто за Родину горой.

2.Сам погибай, а товарища выручай

3.Жить – Родине служить

4.Счастье Родины – дороже жизни

5.Если дружба велика, будет Родина крепка

 Воспитатель: Молодцы. Дети, как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?

Дети: Мы узнали о богатырях из былин, сказок.

Воспитатель: Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название?

Дети. Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Былина - это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.

Воспитатель: Правильно. Былина – героическая песня о богатырях.

Создателем былин был народ.

Воспитатель: Дети,  а знаете ли вы, кто рассказывал былины?

Дети:  рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который рассказывал русские народные былины и сказки.

Воспитатель: Как сказитель рассказывал былины?

Дети. Сказывал, как песню, и играл на гуслях. 

 (Включить слайд с изображением сказителя)

 Воспитатель: Да, действительно, сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

 Воспитатель: Дети, предлагаю вам послушать и посмотреть, как сказители играют на гуслях.

 (Дети садятся на стулья )

 Сказитель так и говорил (звучат гусли):

Расскажу я вам про дела старые, 
Да про старые, про бывалые, 
Да про битвы, да про сражения, 
Да про подвиги богатырские!

 (Просмотр – игра на гуслях )

 Воспитатель: В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. Какие былины вы знаете?

Дети: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» «Вольга Святославич»…

Воспитатель: Так кто же такие богатыри?

Дети. Защитники Родины.

Воспитатель: А, с кем сражались богатыри?

Дети: Змеем Горынычем, Соловьем – Разбойником, Тугарин – Змеевич.

Воспитатель: Правильно, как с врагами земли русской, так и с темными силами.

 

Воспитатель: Давайте посмотрим фрагменты из фильма.

(Просмотр фрагмента из фильма «Илья Муромец»)

 Воспитатель: Вот так богатыри защищали Земли Русские. Дети, скажите, какими должны быть богатыри?

Дети: мужественными, смелыми, сильными, отважными, добрыми, умными.

Воспитатель: А, сейчас давайте и мы с вами немного разомнемся и свою силушку богатырскую покажем.

ФИЗМИНУТКА

Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)

Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

 Воспитатель: Молодцы. Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве русских писателей, композиторов, художников.

Воспитатель: какие вы знаете сказки, героями которых были богатыри?

Дети: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре и, и о прекрасной царевне лебеди»

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Дети, вот следующее задание на внимание.

Предлагаю вам игру:  «Собери картинку»

Найдите себе пару, подойдите к столам. Перед вами лежат конверты с картинкой, соберите ее. Молодцы.

Будьте внимательны, помогайте друг другу.

Воспитатель: Дети, картинки все собрали, молодцы. Посмотрите, какие картинки получились. Вы узнали из какой сказки? А, теперь соберите в файлы и положите в коробочку.

 Воспитатель: А, теперь предлагаю умом поразмяться и  проведем состязание в смекалке по русским былинам и сказкам. (викторина)

1.Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: “Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.

 1.День за днём идёт, мелькая,

А царевна молодая
Всё в лесу; не скучно ей
У семи богатырей.

2. Что за чудище такое,

Трёхголовое, большое,
Над землёй оно летит,
Жарким пламенем пыхтит?

(Дракон.)

 3. … Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.

3.Свист соловьиный,

Взор орлиный -

Не зверь, не охотник,

А...

(соловей – разбойник)

 4.Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её”.

 5. Говорят, давно на свете

Соловей-разбойник жил,

Резким громким звуком этим

Он богатырей разил.

Ответ: Свист


6.Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах


На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

 8.«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько. (выбрать)

 Воспитатель: Молодцы.

(Дети садятся на стулья или около мольберта)

 Воспитатель:  Посмотрите на картину Скажите, пожалуйста, как она называется ?

 Дети: Картина «Богатыри».

Воспитатель: Правильно. Кто автор картины?

Дети: Виктор Михайлович Васнецов.

Воспитатель: Посмотрите на картину. Кто изображен на ней?

Дети: Три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич Алеша Попович.

Воспитатель: Давайте послушаем, как создал образ богатыря композитор Александр Бородин.

(Показ портрета А.П.Бородина звучит музыка Бородина «Богатырская»)

Воспитатель: Композитор Александр Бородин написал симфонию. Послушайте. Называется она «Богатырская»

 Воспитатель: Правильно. А, вы хотите узнать о жизни одного из них богатырей?

Дети:  Да.

Воспитатель: Тогда садитесь на стулья и слушайте внимательно.

 Просмотр мультфильма «Илья Муромец»

 Воспитатель: Так какой же был Илья Муромец?

Дети: ответы детей.

 Воспитатель: Вот, преграды покорились

 

Дальше в путь все пустились

(Назвать правильно оружие, которым пользовались богатыри) 

Предлагаю отгадать загадки, а отгадки появятся на экране:

1.Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…Ну, что, догадались?  Конечно же… (Меч)

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Какое оружие богатырей вы еще можете назвать?..

 Воспитатель: Вот и последнее задание:

Д/И «Собери богатыря в дорогу»

Вам нужно обвести карандашом только те предметы, которые необходимы богатырю. Будьте внимательны. Кто выполнит задание, подходите ко мне.

Воспитатель: Молодцы. Вы отлично справились с заданием! 

Наша беседа о русских богатырях подошла к концу.

 Вам понравилось наше занятие? Что понравилось? Что узнали нового?

Спасибо.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации