«Путешествие по природным зонам России»
Конспект НОД
ФИО: Тишкина Надежда Михайловна
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема занятия: «Путешествие по природным зонам России»
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель занятия: формирование целостного представления о природных климатических зонах
Задачи занятия:
Образовательные: обобщить знания детей о планете Земля; формировать представления о разнообразие природных зон; об особенностях животного мира;
Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, развивать диалогическую речь, развивать познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, не перебивать, воспитывать бережное отношение к Земле – как к общему дому для человека, животных и растений.
Материалы и оборудование: карта природно-климатических зон России, карточки-схемы природных зон, картинки с изображениями растений.
Ход НОД:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационно-мотивационный этап | Здравствуйте, ребята! -Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие, мы с вами сегодня совершим удивительное путешествие по нашей огромной необъятной стране. Познакомимся с природными зонами, животным и растительным миром некоторых природных зон. | -Здравствуйте! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной этап | - Прежде чем мы отправимся в путешествие я задам вам несколько вопросов. -На какой планете мы живём? -А можно сказать, что планета Земля – это дом? -А для кого планета Земля является домом? -Да, ребята, наша планета огромная, и всем хватит на ней места. А как называется страна, в которой мы живём? -Где мы можем увидеть всю нашу Россию? -Климат – это погодные условия. И в разных точках земного шара климат разный, где-то жара, где-то холод. -Ребята, а как вы думаете, на земном шаре везде одинаковый климат? Нет, это зависит от попадания солнечных лучей на землю. -Посмотрите, вот карта России. - Какая карта по цвету? - Большие сине-голубые пятна – это что? -А тонкие синие ниточки это - реки. Правильно, синим цветом обозначена вода. -А каким цветом обозначена суша? -Суша – это и леса, и степи, и пустыни, и горы. - На карте коричневым цветом обозначены горы. Ребята, посмотрите, внимательно на карту, какого цвета здесь больше? -А как вы думаете, что обозначено этим цветом? -Правильно, большую часть нашей Родины – России занимают леса. -А что же на карте обозначено жёлтым, оранжевым цветом? -Да, ребята, много всего изображено на карте: горы, леса, степи, пустыни. -А какая по размеру наша страна? -Да, ребята, она огромная. Ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как Россия. В нашей стране много природных зон и каждая из них имеет свой определённый цвет. А для того, чтобы запомнить природные зоны мы с вами поупражняемся и поиграем в игру. Игра называется «Назови природную зону». -Ребята, я сейчас раздам вам для игры карточки разного цвета, обозначающие природные зоны. Послушайте первое задание игры: Я буду называть вам природную зону, а вы будете должны поднять карточку, соответствующую по цвету данной зоне. Воспитатель раздаёт комплект карточек-схем каждому ребёнку. -Будьте внимательны! Итак, начинаем: 1. арктические пустыни 2. тундра 3. леса 4. степи 5. пустыни -Молодцы, ребята, справились с первым испытанием. - А теперь игра наоборот, я буду показывать карточку определённого цвета, а вы будете называть природную зону. 1. зелёная 2. жёлтая 3. оранжевая 4. голубая 5. сиреневая - Вот мы с вами закрепили знания о природных зонах. - Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие и побывать в некоторых из них? - Для того, чтобы узнать, куда мы с вами отправимся вам нужно угадать музыкальную загадку. Звучит мелодия -Ребята, какая прозвучала по настроению музыка? - Ребята, а как вы думаете, куда мы с вами отправимся?
-Я предлагаю отправиться в путешествие на самолёте. Садитесь в самолёт, полетели. -Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда. - Наш самолёт совершил посадку на севере. -Посмотрите вокруг, каких животных вы здесь видите? -А чем они питаются, ведь здесь кругом льды? -А какие птицы здесь живут? -А как вы думаете, животные приспосабливаются к такому суровому климату? -Ребята, а как вы думаете, есть ли здесь растительность? -Да, ребята, в таких условиях приспособились жить не многие животные и растения, ведь большая часть Крайнего Севера покрыта огромным замёрзшим Ледовитым океаном. -Что-то я тоже начинаю замерзать, куда бы нам отправиться, чтобы согреться? -Да, ребята, давайте продолжим наше путешествие, и отправимся в тёплые края. -Вот мы с вами и прилетели на юг. (Воспитатель трёт глаза) -Ребята, мне в глаза попал песок, а почему? Где мы с вами находимся? -Да, ребята, вы угадали, мы с вами находимся в пустыне, и здесь часто бывают пыльные бури.
Игра «Пятый лишний» ( Воспитатель выставляет карточки с изображением растений: верблюжья колючка, колосняк, саксаул, джузгун, тюльпан) В. : Ребята, среди этих растений есть какое-то лишнее. Назовите его. -Почему он лишний? -А почему он здесь не растёт? Правильно, молодцы, ребята! -Если здесь есть растительность, значит здесь живут животные. Назовите животных, которые здесь живут. -Ребята, теперь попробуйте изобразить этих животных. -Что помогает животным жить в таких условиях? -А люди могут жить в таких условиях? -Да. В таких условиях люди не могут жить в пустыне. А вот животные смогли приспособиться к таким условиям потому, что они более выносливые, чем мы. -Какая же следующая природная зона?
-Что указывает на то, что это – тундра? - А какие животные живут в тундре? -Как приспособились животные и растения к климатическим условиям? - В тундре множество болот, озер, ручьев и речек. Но не потому, что здесь выпадает особенно много дождей, а потому, что вода не может просочиться в мерзлую землю и остается на ее поверхности. - Кто догадался, где мы находимся?
-Какое значение для человека и животных имеет лес? -А какие животные здесь живут? -Игра «Засели животными природные зоны» -Ребята, каждой команде необходимо найти животных своей зоны и расселить их на карте природных зон. При выполнении задания будьте внимательны, доброжелательны. Старайтесь не толкаться и не мешать друг другу. -Молодцы, все команды правильно и быстро справились с заданием. | -Земля. -Да. -Домом для людей, животных и растений. -Россия -На глобусе или на карте. -Нет. -Она многоцветная. -Это моря, озёра. -Зелёным, коричневым, оранжевым, жёлтым, розовым. -Зеленого. -Леса -Степи, пустыни. -Очень большая. -Голубая -Сиреневая -Зеленая -Желтая -Оранжевая -Леса -Степи -Пустыни -Арктические пустыни -Тундра -Да, хотим! -Колючая, холодная, снежная. -На север. Дети имитируют «крылья самолета» -Северный олень, песец, белый медведь, тюлень, морж. -Рыбой, моллюсками. -Полярная сова, чайка, белая куропатка и т.д. -Им помогает густая шерсть и толстый слой подкожного жира, а птицам ещё помогает тёплый пух и густое оперенье. -Есть, но очень мало, только мхи и лишайники. -На юг. Дети имитируют «крылья самолета» -Потому что, это пустыня и здесь всюду песок. -Тюльпан -Потому что он растет в степи. Здесь сухо, нет влаги -Верблюд, лисица- черепаха, тушканчик, кобра, скорпион и т.д. Дети изображают животных Ответы детей -Нет, не могут. -Тундра. -Очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти не греет землю, много болот. - Олени, волк, куропатки. -У животных густой мех. -В зоне лесов. -Дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; источник ягод, грибов. -Бурый медведь, лиса, волк, белка…. Дети выполняют задание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключительный этап | -Что такое природная зона? -Что понравилось больше всего в путешествии? Что запомнилось? -Вы хотели бы стать путешественником? -Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы продолжили знакомство с природными зонами. -Ребята, мы с вами жители планеты Земля, которая является нашим общим домом. Так давайте будем любить нашу Землю, беречь и охранять природу! | -Часть земли с определенным климатом, растениями и животными. -Ответы детей |