«Путешествие по природным зонам России»

0
0
Материал опубликован 15 September

Конспект НОД

ФИО: Тишкина Надежда Михайловна

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема занятия: «Путешествие по природным зонам России»

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель занятия: формирование целостного представления о природных климатических зонах

Задачи занятия:

Образовательные: обобщить знания детей о планете Земля; формировать представления  о разнообразие природных зон; об особенностях животного  мира;

Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, развивать диалогическую речь, развивать познавательный интерес.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, не перебивать, воспитывать бережное отношение к Земле – как к общему дому для человека, животных и растений.

Материалы и оборудование: карта природно-климатических зон России, карточки-схемы природных зон, картинки с изображениями растений.

Ход НОД:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте, ребята!


-Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие, мы с вами сегодня совершим удивительное путешествие по нашей огромной необъятной стране. Познакомимся с природными зонами, животным и растительным миром некоторых природных зон.

-Здравствуйте!

Основной этап

- Прежде чем мы отправимся в путешествие я задам вам несколько вопросов.

-На какой планете мы живём?

-А можно сказать, что планета Земля – это дом?

-А для кого планета Земля является домом?

-Да, ребята, наша планета огромная, и всем хватит на ней места. А как называется страна, в которой мы живём?

-Где мы можем увидеть всю нашу Россию?

-Климат – это погодные условия. И в разных точках земного шара климат разный, где-то жара, где-то холод.

-Ребята, а как вы думаете, на земном шаре везде одинаковый климат? Нет, это зависит от попадания солнечных лучей на землю.

-Посмотрите, вот карта России.

- Какая карта по цвету?

- Большие сине-голубые пятна – это что?

-А тонкие синие ниточки это - реки. Правильно, синим цветом обозначена вода.

-А каким цветом обозначена суша?



-Суша – это и леса, и степи, и пустыни, и горы.

- На карте коричневым цветом обозначены горы.

Ребята, посмотрите, внимательно на карту, какого цвета здесь больше?

-А как вы думаете, что обозначено этим цветом?

-Правильно, большую часть нашей Родины – России занимают леса.

-А что же на карте обозначено жёлтым, оранжевым цветом?

-Да, ребята, много всего изображено на карте: горы, леса, степи, пустыни.

-А какая по размеру наша страна?

-Да, ребята, она огромная. Ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как Россия. В нашей стране много природных зон и каждая из них имеет свой определённый цвет. А для того, чтобы запомнить природные зоны мы с вами поупражняемся и поиграем в игру. Игра называется «Назови природную зону».

-Ребята, я сейчас раздам вам для игры карточки разного цвета, обозначающие природные зоны.

Послушайте первое задание игры:

Я буду называть вам природную зону, а вы будете должны поднять карточку, соответствующую по цвету данной зоне.

Воспитатель раздаёт комплект карточек-схем каждому ребёнку.

-Будьте внимательны! Итак, начинаем:

1. арктические пустыни

2. тундра

3. леса

4. степи

5. пустыни

-Молодцы, ребята, справились с первым испытанием.

- А теперь игра наоборот, я буду показывать карточку определённого цвета, а вы будете называть природную зону.

1. зелёная

2. жёлтая

3. оранжевая

4. голубая

5. сиреневая

- Вот мы с вами закрепили знания о природных зонах.

- Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие и побывать в некоторых из них?

- Для того, чтобы узнать, куда мы с вами отправимся вам нужно угадать музыкальную загадку.

Звучит мелодия

-Ребята, какая прозвучала по настроению музыка?


- Ребята, а как вы думаете, куда мы с вами отправимся?

Название зоны

Животный мир

Растительный мир

Климатические условия

Почва

Температура

Арктические пустыни

Северный олень, песец, белый медведь, тюлень, морж, кит, волк и т.д.

Мох, лишайники

низкая температура воздуха;

длинная и холодная зима, короткое и холодное лето;

неравномерный прогрев земной поверхности;

скудное количество осадков;

Арктические пустынные

Арктические типичные гумусные

Зима: от -40°до 0°.

Лето: не превышает 10°


-Я предлагаю отправиться в путешествие на самолёте. Садитесь в самолёт, полетели.

-Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда.

- Наш самолёт совершил посадку на севере.

-Посмотрите вокруг, каких животных вы здесь видите?



-А чем они питаются, ведь здесь кругом льды?

-А какие птицы здесь живут?


-А как вы думаете, животные приспосабливаются к такому суровому климату?






-Ребята, а как вы думаете, есть ли здесь растительность?


-Да, ребята, в таких условиях приспособились жить не многие животные и растения, ведь большая часть Крайнего Севера покрыта огромным замёрзшим Ледовитым океаном.

-Что-то я тоже начинаю замерзать, куда бы нам отправиться, чтобы согреться?

-Да, ребята, давайте продолжим наше путешествие, и отправимся в тёплые края.


-Вот мы с вами и прилетели на юг.

(Воспитатель трёт глаза)

-Ребята, мне в глаза попал песок, а почему? Где мы с вами находимся?


-Да, ребята, вы угадали, мы с вами находимся в пустыне, и здесь часто бывают пыльные бури.

Название зоны

Животный мир

Растительный мир

Климатические условия

Почва

Температура

Пустыни

верблюд, лисица- черепаха, тушканчик, кобра, скорпион и т.д.

Кактусовые, верблюжья колючка, алоэ и т.д.

Климат жаркий и сухой, вода испаряется, не успев впитаться в землю. Резкие перепады температур.

Песчаная почва.

Зима: от 0° до -30°

Лето: от +30°-до +50°

Игра «Пятый лишний»

( Воспитатель выставляет карточки с изображением растений: верблюжья колючка, колосняк, саксаул, джузгун, тюльпан)

В. : Ребята, среди этих растений есть какое-то лишнее. Назовите его.

-Почему он лишний?

-А почему он здесь не растёт?

Правильно, молодцы, ребята!

-Если здесь есть растительность, значит здесь живут животные. Назовите животных, которые здесь живут.

-Ребята, теперь попробуйте изобразить этих животных.

-Что помогает животным жить в таких условиях?

-А люди могут жить в таких условиях?

-Да. В таких условиях люди не могут жить в пустыне. А вот животные смогли приспособиться к таким условиям потому, что они более выносливые, чем мы.

-Какая же следующая природная зона?

Название зоны

Животный мир

Растительный мир

Климатические условия

Почва

Температура

Тундра

северные олени, волки, зайцы, белая сова, белая куропатка, тюлень, косатка и т.д.

Лишайники, мхи, кустарники.

Очень суровый климат. Живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод и сильные ветра. Зимы продолжительные.

Для почв тундры характерен низкий снежный покров который из-за сильных ветров сносится, вечная мерзлота в почве.

Зима: -32°

Лето: +4°

-Что указывает на то, что это – тундра?




- А какие животные живут в тундре?

-Как приспособились животные и растения к климатическим условиям?

- В тундре множество болот, озер, ручьев и речек. Но не потому, что здесь выпадает особенно много дождей, а потому, что вода не может просочиться в мерзлую землю и остается на ее поверхности.

- Кто догадался, где мы находимся?

Название зоны

Животный мир

Растительный мир

Климатические условия

Почва

Температура

Леса

лось, медведь, олень, заяц, белка, волк и т.д.

клен, береза, дуб, липа, ольха, кустарники и т.д.

Умеренный климат, перепад низкий.

богат травянистой растительностью. В течение года выпадает много осадков, которые вымывают и без того скудный слой перегноя.

Зима: от -5° до -10°

Лето: от +15° до +30°

-Какое значение для человека и животных имеет лес?




-А какие животные здесь живут?


-Игра «Засели животными природные зоны»

-Ребята, каждой команде необходимо найти животных своей зоны и расселить их на карте природных зон.

При выполнении задания будьте внимательны, доброжелательны. Старайтесь не толкаться и не мешать друг другу.

-Молодцы, все команды правильно и быстро справились с заданием.



-Земля.

-Да.

-Домом для людей, животных и растений.


-Россия

-На глобусе или на карте.





-Нет.



-Она многоцветная.

-Это моря, озёра.



-Зелёным, коричневым, оранжевым, жёлтым, розовым.




-Зеленого.

-Леса




-Степи, пустыни.



-Очень большая.


















-Голубая

-Сиреневая

-Зеленая

-Желтая

-Оранжевая






-Леса

-Степи

-Пустыни

-Арктические пустыни

-Тундра




-Да, хотим!






-Колючая, холодная, снежная.

-На север.










































Дети имитируют «крылья самолета»




-Северный олень, песец, белый медведь, тюлень, морж.

-Рыбой, моллюсками.

-Полярная сова, чайка, белая куропатка и т.д.


-Им помогает густая шерсть и толстый слой подкожного жира, а птицам ещё помогает тёплый пух и густое оперенье.


-Есть, но очень мало, только мхи и лишайники.






-На юг.


Дети имитируют «крылья самолета»




-Потому что, это пустыня и здесь всюду песок.
































-Тюльпан

-Потому что он растет в степи.

Здесь сухо, нет влаги


-Верблюд, лисица- черепаха, тушканчик, кобра, скорпион и т.д.

Дети изображают животных

Ответы детей

-Нет, не могут.





-Тундра.


































-Очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти не греет землю, много болот.

- Олени, волк, куропатки.


-У животных густой мех.





-В зоне лесов.


































-Дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; источник ягод, грибов.

-Бурый медведь, лиса, волк, белка….

Дети выполняют задание.

Заключительный этап

-Что такое природная зона?



-Что понравилось больше всего в путешествии? Что запомнилось?

-Вы хотели бы стать путешественником?

-Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы продолжили знакомство с природными зонами.

-Ребята, мы с вами жители планеты Земля, которая является нашим общим домом.

Так давайте будем любить нашу Землю, беречь и охранять природу!

-Часть земли с определенным климатом, растениями и животными.

-Ответы детей



Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации