12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич11374
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Степь да степь кругом ….

Цель: систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – степи, ее растительном и животном мире.

Результаты изучения темы:

1. Личностные – осознание себя жителем планеты Земля, воспитание чувств ответственности за сохранение ее природы, любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; развитие способности к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

2. Метапредметные – извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) об особенностях растительного
и животного мира степи и обсуждение полученных сведений, соблюдение норм информационной избирательности, этики и эти-кета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе; развитие способности регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.

3. Предметные – систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – степной зоне, ее и растительном мире; развитие умений детей применять знания в новых ситуациях для решения практических задач, принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивание уровня своего познавательного интереса к изучаемой теме; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы; развитие умений наблюдать, фиксировать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы.

Оборудование: видеофильм «Природные зоны России», дидактический материал, карточки с заданиями, фишки-«умники», карточки со словами «да», «нет».

 

Ход игры

1. Просмотр видеофильма.

Учитель. Ребята! Сегодня мы продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Тема игры – «Степь да степь кругом». Перед началом игры предлагаю посмотреть фрагмент фильма «Природные зоны России».

Учащиеся смотрят фрагмент видеофильма «Природные зоны России. Зона степей»).

2. Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…».

1. В степях высокие летние температуры и мало осадков. (+)

2. В степях преобладает травянистая растительность. (+)

3. Наши луга – это тоже степи. (Нет, на наших лугах нет ковылей – типичных растений степей.)

4. Черноземные почвы степей очень плодородны. (+)

5. Степи в пределах России делятся на северные и южные. (+)

6. Распаханные, а потом заброшенные участки, могут снова превратиться в степь. (Да. Природные экосистемы обладают способностью к самовосстановлению.)

7. На одном кв. метре северной степи может расти 70–80 видов различных растений. (+)

8. За внешнее сходство северных степей с лугами их называют луговыми. (+)

9. Северные степи из-за большого числа растений называют еще разнотравными. (+)

10. Причина разнообразия растений северной степи заключается в достаточном количестве влаги. (+)

11. Южная степь – это царство ковылей. (+)

12. Листья ковыля в связи с недостатком влаги очень узкие и сложены пополам. (+)

13. Плоды ковыля могут сами зарываться в землю. (+)

14. Из-за выпаса скота ковыли в степях исчезают. (+)

15. Сейчас степи сохранились лишь в заповедных территориях.

 

2. Конкурс «Главная ценность степи».

Учитель. Разгадав кроссворд, вы получите ключевое слово, обозначающее главное богатство степи для человека.

 

1

           

2

             
 

3

           

4

             
   

5

         
 

6

           
   

7

         
 

8

           

1. Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. (Почва.)

2. Самая ценная часть почвы, от которой зависит ее плодородие. (Перегной.)

3. Главный враг почвы (Овраг.)

4. Часть почвы, впитывающая воду и ее непропускающая. (Глина.)

5. Это то, чего не хватает почвам степей и пустынь. (Вода.)

6. Это то, что нужно для дыхания корней. (Воздух.)

7. Часть почвы, легко впитывающая и отдающая воду. (Песок.)

8. Твердые образования, затрудняющие пахоту почв. (Камни.)

Ключевое слово – чернозем.

 

3. Конкурс «С миру по нитке».

Учитель. На черноземных почвах человек выращивает самые разнообразные растения. Но, пожалуй, только одно растение поражает человека своей красотой, поля этих растений как гигантские летние клумбы. Что это за растение, вы узнаете, ответив на вопросы. Из ответа на каждый вопрос вы будете брать первую букву и вписывать ее в шаблон. Номер вопроса соответствует номеру клеточки шаблона. Если команда угадывает слово, то капитан пишет это слово на листе и сдает листок. Команда, первая отгадавшая слово, получает 3 фишки-«умника», вторая – 2, третья – только один. За каждый правильный ответ команды получают по одной фишке-«умнику». Команды по очереди выбирают любые номера вопросов и отвечают на них. Если ответ неверный, право ответа переходит к другой команде. Команды выбирают любой номер! Команды ждет сюрприз – две буквы вам будут подарены.

Вопросы:

1. Злаковое растение, из зерен которого получают муку для белого хлеба. (Пшеница.)

2. Злаковое растение, из зерен которого получают геркулес. (Овес.)

3. Сладкая, но не арбуз. (Дыня.)

4. Она – источник сахара, хоть и белая, а не красная, как ее родственница. (Свекла.)

5. Из него получают овсянку. (Овес.)

6. Бывает сладкий, бывает горький, вызывает у нас слезы, если его тронуть. (Лук.)

7. Буква в подарок – н.

8. Ягоды этого растения похожи на малину, но они черного цвета. (Ежевика.)

9. Это бобовое растение с черными семенами, это и птица. (Чечевица.)

10. Буква в подарок – н.

11. Это и растение, и детская конфета «Кис-кис». (Ирис.)

12.Это из нее получают поп-корн (Кукуруза.)

 

4. Конкурс «Подсказка».

1. Название этой птицы сходно с названием ядовитого растения, которое раньше использовали для расширения зрачков.

2. Родственник наших голенастых птиц, живущих на болотах.

3. Относится к группе танцующих птиц.

(Журавль-красавка.)

1. Это родственник полевой птицы, извещающий нас своей звонкой песней о приходе весны.

2.К одному из весенних праздников выпекают из теста фигурки этих птиц.

3. Этот полевой, а степной называется хохлатым.

(Жаворонок.)

1. Как и беркут, эта птица относится к типичным орлам.

2. Питается грызунами, главным образом, сусликами.

3. Обитает в полупустынях и степях, поэтому так и называется.

(Степной орел.)

1. Эта птица – родственник стремительных соколов, умеющих красиво атаковать птиц в полете.

2. Из-за пристрастия к мышам и полевкам из них нельзя воспитать ловчих птиц.

3. Поэтому и название у них не совсем почтительное, почти что пустышка, хотя для человека эта птица весьма полезная.

(Пустельга.)

1. Эта птица в XIX веке была в степях самой многочисленной.

2. Сейчас этот вид занесен в «Красную книгу» России, так как его численность, несмотря на охранные мероприятия, продолжает сокращаться.

3. Узнать эту птицу можно по крупному размеру (до 11–16 кг), длинным ногам и усам - пучкам перьев, отходящих от подбородка.

(Дрофа.)

 

5. Конкурс «Биоаукцион».

Вопрос о звере, пользующемся «мешками».

Этот зверь симпатичен. Роет норы глубиной до 2,5 метров, куда складывает запасы из зерна, картофеля, моркови. Этим он питается зимой, когда просыпается, и ранней весной. А приносит он зерно в своих защечных мешках. (Хомяк.)

Вопрос о зверях-часовых.

Этих часовых можно увидеть в степи весной и летом. Но уже в начале июня в спячку уходят взрослые самцы, позднее – самки, а молодые – в конце июля. Весной же этих зверей можно увидеть около своих нор. Для осмотра окружающей территории они встают столбиком и стоят, как часовые. При опасности издают свистящие звуки. (Суслик.)

Вопрос о тех, кто очень любит спать.

За лето этот зверь накапливает жир, а потом на 6–8 месяцев ложится в спячку. Запасов на зиму не делает, поэтому спит, не просыпаясь. Из-за ценного мяса, жира и меха они стали объектами промысла. О человеке, который любит спать, говорят, что он спит как этот зверь. О каком звере вопрос? (Сурок.)

Вопрос о том, что один бегает быстрее другого.

Он крупнее своего северного собрата, у него больше хвост, уши. А вот лапы хоть и короче, но бегает он быстрее и прыжки у него длиннее. Зато он имеет более темную окраску, поэтому так и называется.

(Заяц-русак.)

Вопрос о герое детской сказки, который помог деду завершить важное дело.

Это маленькое животное известно всем. Хвост немного короче тела. Вдоль хребта иногда тянется черная полоса. Питается семенами и зелеными частями растений. К растительной пище добавляет насекомых. В сказке именно этот зверь помог деду и завершить начатое дело.

(Мышь полевая.)

 

6. Подведение итогов.

После подведения итогов команда-победительница получает переходящий приз, члены команды получают оценку «отлично». Такую же оценку можно поставить и всем капитанам за конкурс «Верите ли вы, что …» и лучшим игрокам из каждой команды.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.