12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ»

(интеллектуальная игра)

Цель: систематизация, обобщение и расширение знаний о природных зонах России , их растительном и животном мире.

Результаты изучения темы:

1. Личностные – осознание себя жителем планеты Земля, воспитание чувств ответственности за сохранение ее природы, любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; развитие способности к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

2. Метапредметные – извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) об особенностях животного и растительного мира субтропиков и обсуждение полученных сведений, соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе; развитие способности регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.

3. Предметные – систематизация, обобщение и расширение знаний о природных зонах России , их растительном и животном мире; развитие умений детей применять знания в новых ситуациях для решения практических задач, принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивание уровня своего познавательного интереса к изучаемой теме; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы; развитие умений наблюдать, фиксировать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы.

Оборудование: видеофильм «Природные зоны России»,, дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

Ход игры

1. Вступление.

Ребята! Сегодня мы с вами завершаем цикл интеллектуальных игр по природным зонам Росси. Тема сегодняшней игры – природные зоны России. Перед началом игры давайте просмотрим слайд-фильм о животных и растениях различных природных зон. Этот фильм готовит или сам учитель, или это делают сами ученики совместно с родителями.

 

2. Конкурс капитанов «Верите ли вы, что….»

1. В ледяной зоне почва толщиной всего 1-5 см

2. Лоси обитают только в лесах таежной зоны -

3. Дрофы – обитатели степей

4. Самые плодородные почвы – черноземные

5. В субтропиках не бывает зимы

6. Кабан – обитатель тайги -

7. Ковыли – типичные растения степей

8. Северное сияние - обычное явление зимой в тундре

9. В тундре почвы сильно переувлажнены

10. Субтропики России защищены Кавказскими горами от холодных ветров

11. Грибы выше ив и берез растут в тундре

12. В летнее путешествие по пустыне надо брать теплые вещи

(днем очень жарко, а ночью – холодно)

13. В тундре нет весны и осени

14. Растения пустынь и тундры испытывают недостаток влаги

Вода в тундре холодная и корни не могут ее впитывать

15. Главные растения степей - травы

 

3. Конкурс «Подсказка»

1. Окраска этой змеи от серого до черного с зигзагообразной полосой вдоль хребта

2. Рождают живых детенышей. Дня не прожив, они умеют шипеть и уже ядовиты

3. Это самая северная ядовитая змея, известная всем

(гадюка обыкновенная)

1.Это животное тоже из подотряда змей, питающееся в основном лягушками

2.Безвреден, будучи схваченным, выпускает из клоаки вонючую жидкость.

3.Отличается от ядовитых змей желтыми пятнами по бокам головы

(уж обыкновенный)

1.Есть прыткая, а эта живородящая, потому что сразу же после откладки яиц из них выходят детеныши.

2. Это самые северные животные из этой группы

3. Нам они известны своей способностью отбрасывать хвост

(ящерицы)

1.Бывают исполинскими, суповыми, слоновыми, а эта – болотная – обитатель степей

2.Ночью спит на дне водоемов, там же, зарывшись в ил, зимует

3.Свою надежную защиту – 2 прочных щита, носит с собой

(черепаха болотная)

1.Эти ящерицы – обитатели пустынь, способны быстро зарываться в песок, работая туловищем и ногами

2. При опасности широко раскрывает пасть, внутренняя поверхность рта и кожные складки около рта наливаются кровью и краснеют

3.Эти пустынные ящерицы отличаются закругленной спереди головой и имеют большие складки кожи по бокам рта, напоминающие по форме уши, поэтому так и называются

(ушастая круглоголовка)

 

4. Конкурс-кроссворд по теме «Хвойные растения России»

Ответы на вопросы:

Чернолесье

Пихта

Сосна

Туя

Можжевельник

Ельник

Сосняк

Семена

Тисс

Живица

Кипарис Ключевое слово - лиственница

1.Так в народе называют мрачные еловые леса, населенные лешими, ведьмами и другими мифологическими существами

2.Похожа на ель, но более стройная и с гладкой серебристой корой

3.Может быть обыкновенной, пицундской, кедровой

4.Самый удачный объект для озеленения крупных промышленных центров, т.к. выдерживает загазованность, запыленность, устойчива к вытаптыванию

5.«Кипарис» северных лесов, засухоустойчив, морозостоек, но плохо переносит дым и копоть

6.Еловый лес, или ………….

7.Сосновый лес, или ………….

8.Именно с помощью их размножаются хвойные растения , они в шишках

9.Южное ядовитое хвойное, хорошо переносящее стрижку и формирование кроны

10.«Слезы» сосны с приятным запахом, собираемые человеком после нанесения насечек - надрезов на ствол

11.Стройное хвойное южных районов с пирамидальной кроной

Правильно ответив на все задания, вы угадаете самое распространенное в России дерево с тяжелой, тонущей в воде древесиной

 /data/files/m1481824033.docx (кроссворд широка страна)

5. Конкурс «Меткий стрелок»

Этот конкурс по охотничье-промысловым видам животных различных природных зон. Перед началом конкурса перед учениками выставляется таблица – решетка с мишенями. В таблице 16 квадратов. Номер цифры в каждом квадрате соответствует номеру вопроса. Под тремя цифрами спрятаны «акулы», при попадании в них команда лишается одного умника. Команды поочереди с помощью шишек, мячиков выбивают для себя вопрос и отвечают на него. За каждый правильный ответ команда зарабатывает один умник. Если команда не попадает в мишень или попадает в уже выбитый номер, право выстрела переходит к следующей команде.

Вопросы

1.Таежный зверь, дающий из наших зверей самый дорогой мех (соболь)

2.Этот зверь дает самый прочный мех, его любимая пища – рыба (выдра)

3.Зимой - серая, летом – рыжая (белка)

4.«Лучший друг» белки (куница)

5.«Акула»

6.Самый крупный олень, «сохатый» (лось)

7.Дикая свинья (кабан)

8.Строитель хаток и плотин (бобр)

9.«Акула»

10.Рядом со львами – шакалы, а с белыми медведями - ……(песец)…..

11.Житель водоемов, завезенный к нам из Северной Америки, источник меха (ондатра)

12.Этот грызун из Южной Америки, разводится на севере только как домашнее, а на юге может жить и в дикой природе. Дает мех для шуб и шапок (нутрия)

13.Южное горбоносое быстроногое животное, источник мяса, шкур и рогов (сайгак)

14.«Акула»

15.Обычно – рыжие, но бывают и черно-бурые (лисицы)

16.Толай, русак, беляк – это (зайцы)

17.Источник ценного меха, житель подземелья (крот)

1

7

12

3

5

11

9

10

8

16

2

14

15

6

13

4

 

6. Конкурс «Биоаукцион» по теме «Птицы России на гербах городов»

Учитель. Вопрос о птице, изображенной на гербе города Маркс, что в Саратовской области.

Согласно историческим данным эта птица в изобилии водилась в данной местности. На гербе этого города -птица, несущая в клюве водное растение – вайду. Это неслучайно, так эта водоплавающая птица исключительно растительноядная. Хорошо ходит и быстро бегает, превосходно плавает и ныряет. В природе чаще распространены серые, реже птицы с белой окраской. Именно серые дали начало породам домашних птиц – тульской, холмогорской, шадринской, тулузским. Что же это за серая птица, залетевшая на герб города Маркса?

                                                                       (дикий серый гусь)

2. Учитель. Вопрос о птице-рыболове, давшей название одному из городов Рязанской области

Эта птица – единственная в своем семействе. На многих языках мира называется по справедливости рыболовом, так как кроме живой рыбы не ест ничего. Строение конечностей с острыми когтями позволяет схватывать и удерживать трепещущую скользкую рыбу. По вине человека стала редкой и занесена в Красную книгу России. Какая же птица изображена на гербе города Скопина?

                                                                       (скопа)

3.Учитель. Вопрос о птице, по поверью приносящей в дом счастье

Эти маленькие птицы известны всем. У них короткий и широкий в основании клюв, широкий разрез рта, чтоб схватывать больше насекомых. Крылья узкие, но длинные. А вот ноги короткие и слабые, мало приспособленные для передвижения по земле. Значительную часть жизни проводят в полете, они прекрасные летуны, даже пьют на лету. Бывают деревенские, городские, береговушки. Именно эта птица изображена на гербе города Пензы

                                                                      (ласточка)

4. Учитель. Вопрос о птице на гербе одного из известных сибирских городов

Эти птицы, занесенные в Красные книги России и МСОП, гнездятся только в якутской тундре и на обских болотах. Откладывают 2 яйца, появившиеся птенцы агрессивны, дерутся друг с другом, поэтому выживает только один. Поэтому для искусственного разведения этих птиц в России и в США можно взять из гнезда одно яйцо для инкубации. Эти птицы могут быть серыми, белыми, черными и даже венценосными, но все они, независимо от окраски, танцуют, выражая в танце свои эмоции. Кто же эти длинноногие танцоры, один из которых изображен на гербе Ханты-Мансийска?

                                                                      (белый журавль, или стерх)

5. Учитель. Вопрос о птице, у которой никогда не бывает того, что случается у человека

При сильном ударе головой у человека может произойти сотрясение мозга. А у этой птицы - никогда, хотя она ударяется постоянно головой о твердые предметы. А без этого она не прокормится и гнезда себе не сделает. Эти птицы могут быть черными, зелеными, медными, пестрыми и даже золотыми. Так какая же всем известная птица изображена на гербе города Елабуги в Татарстане? 

                                                                     (дятел)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.