12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич11795
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ГОРЯЧЕЕ СОЛНЦЕ, ГОРЯЧИЙ ПЕСОК….

Цель: систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – пустыни, ее растительном и животном мире.

Результаты изучения темы:

1. Личностные – осознание себя жителем планеты Земля, воспитание чувств ответственности за сохранение ее природы, любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; развитие способности к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

2. Метапредметные – извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) об особенностях животного и растительного мира пустыни и обсуждение полученных сведений, соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе; развитие способности регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.

3. Предметные – систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – пустыне, ее растительном и животном мире; развитие умений детей применять знания в новых ситуациях для решения практических задач, принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивание уровня своего познавательного интереса к изучаемой теме; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы; развитие умений наблюдать, фиксировать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы.

Оборудование: видеофильм «Природные зоны России»,, дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

Ход игры

1. Просмотр видеофильма

Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем цикл интеллектуальных игр по природным зонам Росси. Тема сегодняшней игры – природа пустыни. Какой же транспорт будет самым надежным, экологически чистым и, к тому же , проверенным веками? Конечно, «…самолет – хорошо, пароход – хорошо, а верблюды – лучше!».

А поможет вам уверенней чувствовать себя в этой игре фрагмент видеофильма «Природные зоны России».

Учащиеся смотрят фрагмент видеофильма «Природные зоны России» (пустыня)

 

2. Конкурс капитанов «Верите ли вы, что….»

Вопросы для этого конкурса идут под рубрикой - «И это все о нем», о самом крупном животном пустыни, и самом удивительном

Африканский верблюд, или дромадер, имеет два горба ( нет, только один)

В пустынях Евразии живут одногорбые верблюды ( нет, двугорбые)

Во время песчаных бурь верблюды могут смыкать, сжимать свои ноздри

Альпака и лама – американские одомашненные родственники верблюдов

Густой мех верблюдов защищает их от холода и жары

Верблюды умеют плавать

Верблюды могут обходиться без воды до двух недель

У верблюдов есть резцы и на верхней челюсти, поэтому они больно кусаются

В горбах верблюдов может быть до 45 кг жира

Верблюды могут не питаться в течение месяца

Перед путешествием верблюд выпивает до 50 литров воды, т.к. ранее хозяин дает ему соль

Температура тела у верблюда днем до 40, а ночью - только 34 градуса

Верблюды не потеют

У маленьких верблюжат нет горбиков ( есть)

У верблюдов очень красивые длинные и густые ресницы

 

3. Конкурс «Сбой компьютера»

При наборе текста в компьютере произошел сбой. И теперь первым названиям животных из правого столбика не соответствуют вторые названия из столбика слева. Попробуйте установить это соответствие, ведь некоторые животные имеют двойные названия

Земляной заяц, или                                 песчаник

Верблюд одногорбый, или                        сайга

Верблюд двугорбый,или                           дромедар

Заяц толай, или                                      бактриан

Кулан, или                                             ишак

Дрофа-красотка, или                               онагр

Осел домашний, или                                тушканчик

Восточная гадюка, или                             вихляй

Сайгак, или                                             гюрза

Правильные сочетания

1. Земляной заяц, или тушканчик

2. Верблюд одногорбый, или дромедар

3. Верблюд двугорбый, или бактриан

4. Заяц толай, или песчаник

5. Кулан, или онагр

6. Дрофа-красотка, или вихляй

7. Осел домашний, или ишак

8. Восточная гадюка, или гюрза

9. Сайгак, или сайга

 

4. Конкурс «Подсказка»

1. Это растение – символ пустыни

2. Это хорошее кормовое растение, но не всем доступное

3. На его колючках ( побегах) появляются красно-розовые цветки, а потом плоды -

бобы. (Верблюжья колючка)

1. Это растение северных пустынь в виде небольшого куста.

2. Имеет глубоко уходящий в почву корень, обеспечивающий растение водой.

3. Родственники этого растения растут и не только в пустыни. Их отличительные – признаки - специфический запах и горький вкус

(Полынь)

1. Это растение поэты Востока называли деревом, не дающим тени. От зноя оно может спасти только утром и вечером

2. Его свисающие побеги напоминают конские хвосты и гривы, поэтому в переводе с тюркского язык название этого растения звучит как «конский хвост»

3. У этого вида нет листьев и называют его черный ………

(Саксаул )

1. Древесина этого известного вам дерева твердая и тяжелая и тонет в воде

2. Древесина ломается легко, но не колется. При сгорании дает очень много тепла.

3. Имеет листья , похожие на чешуи. Побеги в отличии от своего черного собрата неприятно горчат

(Саксаул белый)

1. Это известное всем культурное растение, любит тепло.

2. Но для нормального его роста необходимо орошение (полив)

3. Это растение называют «белым золотом», потому что оно дает нам и масло, и одежду

(Хлопчатник)

 

5. Конкурс « Кроссворд по теме «Домашние животные»

       

1

             
       

2

             
       

3

             
     

4

               
     

5

               
     

6

               
   

7

                 
   

8

                 
     

9

               

10

                     
     

11

               

Ответив на вопросы кроссворда, вы угадаете название древней отрасли животноводства- разведения домашних животных в условиях полупустынь и пустынь.

1. С этим животным сравнивают упрямых людей (осел)

2. Он источник ценной шерсти, молока, мяса (верблюд)

3. Родственники фазанов (цесарки)

4. Бабочки, чьи гусеницы вырабатывают шелковые нити (шелкопряд)

5. Их мясо не едят масульмане (Свиньи)

6. А джигит без ……….., как без крыльев птица (лошадь)

7. Он важен, как ………. (индюк)

8. Жили у бабуси два веселых ……….. (гуси)

9. Ее звали Серая Шейка (утка)

10. «Комбинат» по производству молока (корова)

11. Идет ……… рогатая за малыми ребятами (коза)

 

6. Конкурс «Вперед, на барханы»

Чтобы мысленно подняться на барханы, командам надо ответить на предложенные вопросы о растениях пустынь. За каждый правильный ответ команда получает по одной букве из неизвестного им слова. Только «поднявшись» на бархан, команда сможет «увидеть» (отгадать слово) то, чего на самом деле нет (мираж). За каждый правильный ответ команды получают по умнику. Первыми отгадавшими слово зарабатывают дополнительно три умника, вторыми – два, третьими – один.

Эти фрукты, выращенные в наших пустынях, похожи на арбузы, но очень ароматные (дыни)

Многолетнее растение, требующее подвязывания к опоре и обрезания побегов. Плоды используют для получения соков, вина, изюма (виноград)

Место, где выращиваются эти фрукты, называется бахча (арбузы)

Из плодов этого дерева получают кайсу, курагу и урюк (абрикос)

У этого дерева крупные сладкие плоды с косточкой внутри (персик)

После каждого правильного ответа капитан берет из конверта , не заглядывая в него, любую букву. Отгадав слово, команды дают ответ в письменном виде.

 

7. Конкурс «Биоаукцион» по теме «Животные пустынь»

1. Вопрос о животном, у которого есть знамя и копеечка

У этого всем знакомого зверя огромные круглые глаза, длинные закругленные уши и длинные усы. А еще его украшает знамя – черно-белая кисточка на конце хвоста. А копеечка, это земляная пробка, закрывающая главный вход в нору каждый день. Задние ноги у него хорошо развиты, а передние – крошечные. Кто же этот всем знакомый прыгун?

(тушканчик)

2. Вопрос о том, кто горбат не спиной

Этих животных отличает их бег – бегут они с низко, почти до земли опущенной головой. Кормятся на ходу, поэтому никогда не выедают всю траву на пастбище. Первое время новорожденные детеныши спасаются, затаиваясь на голых участках земли и закрывая свои глаза. Отличить этих бегунов можно и по их морде . Вздутая горбатая морда с нависающим над ртом мягким подвижным хоботком – еще одно отличие их от других копытных

(сайгак)

3. Вопрос о животном, оправдывающем свое название

Этот обитатель пустынь – лучше всех приспособлен к подземному образу жизни. Норы не копает, а выгрызает их в земле. Главный копательный орган – не ноги, а зубы, очень острые резцы. Эти зубы они точат один о другой. Так же как и крот - слепой, глаза у него под кожей, отсюда и название животного.

(слепыш)

4. Вопрос о том, у кого уши длиннее

Это животное знакомо каждому, только у этого, живущего в пустыне, кое-что по-другому. В отличии от обыкновенного при опасности старается убежать, хотя на спине есть средства защиты. За ночь проходит 7-9 км, а день проводит в норе. Как и обыкновенный впадает в спячку, устойчив к змеиному яду и высокой температуре, а вот уши длинные, чтоб отдавать лишнее тепло. Отсюда и название животного.

( ушастый еж)

5.Вопрос о том, кто в пустыне и на небе.

Это животное, родственник пауков, в Древнем Египте почиталось как священное животное. Считается ядовитым, хотя от его укуса человек не погибает. Их яд используется в медицине, потому в Бразилии их даже разводят. Обитают не только в пустынях, но и больше во влажных лесах тропиков и субтропиков. Даже на небе есть созвездие с таким же названием.

( скорпион)

 

8. Подведение итогов

Команде-победительнице вручается переходящий приз, все ученики из этой команды получают пятерки. Отдельные оценки получают капитаны и лучшие игроки из каждой команды.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.