СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич12194
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

В ТЕНИ ТАИНСТВЕННЫХ ДУБРАВ

Цель: систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – зоне широколиственных лесов, ее растительном и животном мире.

Результаты изучения темы:

1. Личностные – осознание себя жителем планеты Земля, воспитание чувств ответственности за сохранение ее природы, любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; развитие способности к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

2. Метапредметные – извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) об особенностях животного и растительного мира тайги и обсуждение полученных сведений, соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе; развитие способности регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.

3. Предметные – систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – широколиственных лесов, ее растительном и животном мире; развитие умений детей применять знания в новых ситуациях для решения практических задач, принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивание уровня своего познавательного интереса к изучаемой теме; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы; развитие умений наблюдать, фиксировать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы.

Оборудование: видеофильм «Природные зоны России», дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да» и «нет», переходящий приз «Мудрая тетушка Сова»

 

Ход игры

1. Просмотр видеофильма.

Учитель. Ребята! Сегодня мы продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Тема игры - «В тени таинственных дубрав». Перед началом игры предлагаю посмотреть фрагмент фильма «Природные зоны России».

Учащиеся смотрят фрагмент фильма «Природные зоны России» (зона широколиственных лесов)

 

2. КОНКУРС «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ….»

Учитель. Конкурс «Дальше, дальше, дальше…» - новый для вас. Во время этого конкурса надо быстро отвечать на поставленные вопросы, чтобы ответить на максимальное количество вопросов за 2 минуты. Если вы не знаете ответа, то капитан быстро говорит : «Дальше». Это блиц-конкурс. Есть три варианта вопросов и капитаны называют номер варианта, на который они будут отвечать. После этого начинают работать команды.

1 команда

Растение из сказки о царе Салтане - дуб

Растение из сказки о попе и его работнике Балде - полба (пшеница)

Один из героев сказки «Серебряное копытце» - олень

Самый крупный олень - лось

Растение с названием птичьего глаза - вороний глаз

Герой сказок, символ простоты - серый волк

Растение – символ России - береза

Тополь дрожащий, или - осина

Роза собачья, или - шиповник

«Спящая» трава - сон-трава

Дерево, обозначающее подделку - липа

Дерево, зацветающее в средней полосе последним - липа

Дерево, одевающееся листвой последним - дуб

Дрозд, питающийся плодами рябины - рябинник

Птица, щеголяющая своей окраской - щегол

Кустарник – лекарь от простуды - малина

Тополь с пирамидальной кроной - пирамидальный

Зверь, которого не едят хищники - крот

Зверь – санитар леса - волк

Ящерица, рождающая живых детенышей - живородящая

Насекомые, делающие бумажные гнезда - осы

Насекомое и рогатое копытное животное - олень

Насекомые, вырабатывающие кислоту - муравьи

Бабочки, чьи гусеницы питаются листьями крапивы - крапивница

Бабочка желтого цвета - лимонница

Дом белки - дупло, гайно

Родственник зайца-беляка - русак

Зверь, строитель плотин - бобр

Липовый лес, или липняк

Брат вороны - ворона

2 команда

Растение из сказки о золотой рыбке - белена

Растение из сказки «Двенадцать лебедей» - крапива

Зверь, друг Маугли - волк, медведь, пантера

Норный зверь, образец чистоплотности - барсук

Символ трусости - заяц

Символ Канады - клен

Сон-трава, или прострел

Репейник, или лопух

Дерево, которое «плачет» - плакучая ива

Кустарник, зацветающий первым - орешник

Ягоды этого растения – любимый корм свиристелей - рябина

Хорошо поющий дрозд - певчий

Птица, пугающая людей ночью в лесу - филин

Двулетний кустарник - малина

Это дерево обувало русских крестьян - липа

Слепой зверь - крот, слепыш

Птица- лесовод - сойка, кедровка

Насекомое – санитар леса - муравей

Животные, дарящие свои хвосты - ящерицы

Насекомые, вырабатывающие воск - пчелы

Бабочки, чьи личинки питаются капустными листьями - капустница

Бабочка голубого цвета - голубянка

Жук с длинными усами - усач

Дом барсука - нора

Дубовый лес, или - дубрава, дубняк

Сестра ворона - ворониха

Зверь, лесной пахарь - кабан

Любимое дерево бобров - осина

Дом бобра - нора, хатка

Пушной зверь и жилище мыши - норка

3 команда

Растение из сказки «Гуси-лебеди» - яблоня

Растение с названием из двух русских имен - Иван-да-марья

Растение, герой сказки «Чиполино» лук, помидор

Место гнездования диких пчел - дупло

Дерево, источник одного из видов меда - липа

Героиня сказок, символ хитрости - лиса

Дерево – символ прочности - дуб

Лещина, или - орешник

Ромашка, или - нивянник

Первые весенние цветы - подснежники

Дерево, на котором лапти «росли» - липа

Дерево, зацветающее первым в средней полосе России - ольха

Плоды этого дерева очень любят кабаны и сойки - дуб

Дрозд с черной окраской - черный

Птица, похожая на ястреба - кукушка

Растение, которое безумно любят кошки - валериана

«Посудное» дерево русского крестьянина - липа

Зверь с черным коротким бархатистым мехом, живущий под землей - крот

Птица – санитар леса - дятел

Ящерица, очень шустрая и проворная - прыткая

Насекомые, делающие мед, но не пчелы - шмели

Насекомое и африканский зверь с одним или двумя рогами - носорог

Насекомые, вырабатывающие свет - светляки

Бабочка, чьи гусеницы питаются листьями боярышника - боярышница

Бабочка белого цвета - белянка

Дом волка - логово

Близкий родственник собаки - волк, шакал

Зверь-лесоруб - бобр

Березовый лес, или березняк

Сестра вороны - ворона

 

3. КОНКУРС «МЕТКИЙ СТРЕЛОК»

В ходе конкурса «меткие стрелки» команд мячиками «выбивают» поочереди 3 вопроса. На доске приготовлена мишень, на которой нарисована сетка из 12 квадратов. Из них 9 соответствуют вопросам, а три - это акулы, съедающие у команды 1 умник. При попадании в квадрат с определенной цифрой команда получает вопрос, соответствующий этой цифре. При правильном ответе команда получает 2 умника. Если команда допускает ошибку, то право ответить на вопрос переходит к следующей команде. Затем стреляет следующая команда

Лесной голубь - ( горлица)

« Осенью, в дождливый серый день, проскакал по городу ……….» (олень)

Акула

Заяц, но не беляк, а ……….(русак).

Жилище барсука, лисы ( нора)

Насекомые, сооружающие бумажные гнезда ( осы)

Премудрая лесная птица ( сова)

Акула

Родственник лягушки, но с хвостом ( тритон)

Акула

Крупная красивая бабочка и бог красоты ( Аполлон)

Клубок из роящихся пчел - пчелиный ………. (Рой)

 

4. КОНКУРС КРОССВОРД ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ ДУБРАВЫ

Ключевое слово этого кроссворда - пушной зверь, переселенный в центральную Россию с Дальнего Востока. Первое слово в названии животного – собака. А второе узнаете, ответив на вопросы

       

1

         
 

2

               
     

3

           

4

                 
       

5

         
       

6

         
 

7

               
   

8

             
       

9

         
     

10

           
 

11

               

Одного из них называют полоскуном

Мелкий хищник, имеющий отношение к царским мантиям

Серый, злой, зимой слышен его вой

Грызун, завезенный к нам из Северной Америки

Травоядное с ветвистыми рогами, встречаются даже благородные

Ее мех считается эталоном прочности, жизнь ее связана с водой

Это - …………., волка рыжая сестрица

Это его называют косолапым за его постановку стопы при ходьбе

Это и пушной зверь, и жилище мыши

Лесной брат Хрюши

Зверь, носящий имя девочки и человека, любящего поспать

Ответы на вопросы

Енот

Горностай

Волк

Ондатра

Олень

Выдра

Лисица

Медведь

Норка

Кабан

Соня

 

5. КОНКУРС БИОАУКЦИОН ПО ТЕМЕ «ПТИЦЫ»

Это заключительный и самый важный этап игры. Мой помощник – «банкир», по ходу игры откладывающий на счета команд заработанные умники, выдает теперь их вам для разумного расходования. Пересчитайте свои трудом накопленные сбережения и используйте их в этом конкурсе.

Вопрос о полезной птице, приносящей вред

Эти птицы хорошо известны всем. Они полезные, но наносят лесу вред, потому, что им хочется кушать. А любимая их пища – муравьи – санитары леса. Разоряя муравейник, они делают в нем норы и добираются до куколок. Все родственники этой птицы живут на деревьях, а этого можно увидеть и на земле. Птица удивительной зеленой окраски, что и отображается в ее названии

Зеленый дятел

Вопрос о птице, упоминаемой в поговорке о неудачном обмене

Эта птица известна всем. Всем знакома ее песня, состоящая из повторяющихся звуков. Но так поют только самцы, у самок другая песня. Самки этого вида несут яйца разного цвета, потому что они их дарят другим птицам. Птица очень похожа на ястреба, поэтому при неудачном обмене и говорят: «Поменял ………… на ястреба»

Какую птицу поменяли на ястреба?

Кукушка

Вопрос о птице, получившей свое название по своей окраске

Ее родную сестру знают все, это обычная птица наших лесов и парков. К зиме эти птицы перебираются поближе к жилью человека. Самая большая из них сочетает в себе желтый, черный, белый, зеленый цвета, а вот у этой , более мелкой, верхняя сторона тела небесно-голубого цвета, за что ее и называют так.

Синица лазоревка

Вопрос о птице, которая кричит так же, как обозленная кошка

Все ее родственники – жители тропиков. У нас ее можно увидеть в кронах берез. Птица очень яркая и красивая. Особенно привлекательны самцы в желто-черном наряде. Настоящая песня напоминает звуки флейты, а накрик – крик озлобленной кошки

Иволга обыкновенная

Вопрос о настоящем друге леса

Эта птица может подражать голосам других птиц и разным звукам. Лишь во время гнездования они «немеют», летают молча. В «черном семействе» врановых ( грачи, вороны) эта птица выделяется красотой своего оперения. Летом она питается насекомыми, а осенью и зимой – желудями. Запасая их на зиму, находит и потом съедает не все, тем самым помогает в расселении дуба. Кто же эта птица-лесовод?

Сойка

 

6. Подведение итогов

После завершения конкурсов команде-победительнице вручается переходящий приз - «Мудрую тетушку Сову», а всем членам команды выставляется оценка «отлично»

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 04.11.17 в 10:49 1 Ответить Пожаловаться
Интересно, доступно. Спасибо.
Евгений Алексеевич, 29.03.18 в 20:02 1 Ответить Пожаловаться
Только сейчас увидел Ваш комментарий. Спасибо, это моя первая проба и первая изданная книга
Потамошнева Наталья Алексеевна, 30.03.18 в 17:19 1 Ответить Пожаловаться
ЗдОрово!!! Вы - большой молодец)))
Евгений Алексеевич, 31.03.18 в 17:59 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо! В публикациях есть и новые три игры для начальной школы. Я Вам писал ещё комментарии в дискуссии Чернухина, но он удаляет, что ему не нравится
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.