СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич12194
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ТАЁЖНЫМИ ТРОПАМ

(интеллектуальная игра)

Цель: систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – тайге, ее растительном и животном мире.

Результаты изучения темы:

1. Личностные – осознание себя жителем планеты Земля, воспитание чувств ответственности за сохранение ее природы, любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; развитие способности к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

2. Метапредметные – извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) об особенностях животного и растительного мира тайги и обсуждение полученных сведений, соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе; развитие способности регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.

3. Предметные – систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – тайге, ее растительном и животном мире; развитие умений детей применять знания в новых ситуациях для решения практических задач, принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивание уровня своего познавательного интереса к изучаемой теме; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы; развитие умений наблюдать, фиксировать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы.

Оборудование: видеофильм «Природные зоны России», гербарий (иллюстрации, фотографии) растений болот, дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

Ход игры

1. Просмотр видеофильма.

Учитель. Ребята! Сегодня мы продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Тема игры – «Таежными тропами». Перед началом игры предлагаю посмотреть фрагмент фильма «Природные зоны России».

Учащиеся смотрят фрагмент видеофильма «Природные зоны России» (тайга).

2. Конкурс капитанов «Я – Робинзон».

Учитель. Способен ли капитан повести за собой, найти решение в трудной ситуации – все это проверит конкурс «Я – Робинзон». В ходе этого конкурса капитану предстоит сначала ответить на 6 утверждений. За правильный ответ капитан получает одну фишку – «умник». На последние 4 утверждения ответ дает сначала команда, а затем капитан утверждает или отрицает ответ команды. За последние 4 утверждения команда получает одну фишку – «умник» и одну фишку – «умник» – капитан в случае правильных ответов. Если капитан согласен с утверждением, он поднимает карточку «ДА», если не согласен – «НЕТ».

Утверждения:

1. Мох растет на дереве более обильно с южной стороны (С северной.)

2. Муравейник имеет более пологий склон с южной стороны (Да.)

3. Годичные кольца на пне располагаются ближе друг к другу с южной стороны (Да.)

4. Возраст сосны можно определить по мутовкам – местам, от которых отходят как лучи боковые ветви (Да.)

5. Спил дерева укажет, сколько лет дереву и в каких условиях оно росло (Да.)

6. С помощью увеличительного стекла в пасмурный дождливый день можно добыть огонь (Нет, солнца нет.)

7. Лесное растение сныть съедобно (Да.)

8. Ландыш майский ядовитое и лекарственное растение (Да.)

9. Ягоды вороньего глаза съедобны (Нет.)

10. Крапиву, как лен и хлопок, можно считать прядильным растением (Да.)

 

3. Конкурс «Переправа, переправа. Берег левый, берег правый».

Учитель. В тайге есть не только дремучие заросли, но и непроходимые болота. И на нашем пути одно из них. Переправляться по болоту можно по кочкам, они не дадут провалиться в болотную грязь – трясину. Чтобы найти надежную кочку, вам надо правильно ответить на задания. На доске прикреплены 10 рисунков, на которых изображены грибы или растения, растущих на болоте. Учитель читает утверждения по порядку, а каждая команда отгадывает первое растение или гриб, капитан поднимает карточку с название этого организма. Если ответ правильный, то представитель команды идет к доске, получает рисунок с изображением кочки и прикрепляет к схеме маршрута своей команды. После этого команда получает следующее задание и так далее. В случае неправильного ответа команда задерживается на своей кочке. После окончания конкурса его итоги будут видны и станет ясно, какая команда успешно перебралась через болото. (Картины с изображением болотных растений и грибов можно не прикреплять на доску, чтобы освободить место под кочки, а просто показывать их по порядку.)

РАСТЕНИЯ ГРИБЫ

1. Сфагнум       10. Подберезовик

2. Клюква

3. Хвощ

4. Осока

5. Брусника

6. Тростник

7. Папоротник

8. Голубика

9. Сосна

После завершения конкурса, в ответах, где были неверно определены названия растений и грибов, даются утверждения, за которые команды могут заработать дополнительные фишки-«умники».

Утверждения:

1. многолетнее растение, болотный белый мох, растет постоянно, но никогда не бывает высоким.

2. эту ягоду можно собирать и осенью, и весной, после таяния снега.

3. 300 млн. лет назад на Земле были леса из этих растений, теперь сохранились лишь травянистые, похожие на маленькие сосенки.

4. это обычное растение болот с трехгранным стеблем. Имеет жесткие листья, о которые можно порезать руки.

5. красная ягода, хорошо хранящаяся в простой воде. Растение имеет вечнозеленые листья.

6. его неправильно называют камышом. Это высокое растение с узкими листьями и пушистой метелкой на вершине. Растет по берегам водоемов и по краям болот.

7. растение, по легенде цветущее раз в год в ночь на Ивана Купалу, на самом деле цветков не имеет.

8. это растение болот окультурено и выращивается на грядках. У него есть и другие названия – гонобобель, пьяника.

9. высокое хвойное растение, которое на болотах никогда не бывает высоким.

10. грибы, которые можно собирать на болоте, растут под березами.

 

4. Конкурс «Подсказка».

В ходе этого конкурса ученики получают три подсказки при отгадывании задуманного растения. После первой подсказки команды тихо совещаются, пишут на листе ответ и передают ведущему (лучше, если у каждой команды листы своего цвета). Затем дается вторая подсказка. Если команда оставляет свой ответ, она не пишет на листе ничего. Если версия ответа меняется, сдается второй листок. Затем звучит третья подсказка. Команды снова могут изменить версию ответа. Причем, если правильный ответ заменяется неправильным, умники не добавляются. За ответ после первой подсказки дается 3 умника, после второй – 2, после третьей – один.

Подсказки:

1. В городе Сиэтле (США) есть парк дружбы народов с аллеей деревьев из разных стран. Россию там представляет самое распространенное у нас дерево, растущее в тайге.

2. Дальше всех древесных пород распространяется на север, выдерживая температуру до -70° С. Древесина плотная, в нее трудно вбить гвоздь.

3. Древесина тяжелая, поэтому ее не сплавляют по рекам. Имеет мягкую хвою, опадающую на зиму.

(Лиственница.)

1. Этим лесам плохую услугу оказал Петр I, который ввел традицию именно этим деревом украшать один из самых любимых наших праздников.

2. В лесах из этих деревьев всегда темно, потому и называют их чернолесьем. Именно там обитает всякая нечисть – Леший, Баба – Яга.

3. В юном возрасте этому дереву нужна нянька – береза, защищающая поросль от солнечных лучей и морозов.

(Ель.)

1. Из древесины этого дерева сделаны ваши карандаши.

2. Как и ель – музыкальное дерево – использовалось для изготовления музыкальных инструментов.

3. Родная сестра нашей сосне. Носит не совсем правильное, с точки зрения биологии, название, так как это название более южных растений, распространенных в Африке и на юге Евразии.

(Сосна кедровая.)

1. Это дерево – украшение сибирской тайги – стройная, с густой темно-зеленой хвоей, с серой гладкой и блестящей корой. Как и ель, образует темнохвойную тайгу.

2. Шишки, растущие на ветках, стоят как свечи и смотрят в небо, а не свисают вниз как у ели. Шишки не опадают, а рассыпаются на семена и чешуи прямо на ветках.

3. Древесина содержит эфирные масла и смолы, из которых получают камфару и знаменитый бальзам.

(Пихта.)

1. Высушенные листья этого растения внешне напоминают настоящий чай, неслучайно нечистые на руку торговцы пользовались этим, продавая листья этого растения как настоящий индийский чай.

2. Молодые листья и корневища этого растения съедобны. Из высушенных и размолотых корневищ пекут отличный диетический хлеб, а из стеблей делают волокно для веревок и мешковины.

3. Первыми заселяют гари – места после лесных пожаров и помогают расселяться там светолюбивым породам – сосне и березе. Первое слово в названии этого растения – самое распространенное в России мужское имя.

(Иван-чай.)

5. Конкурс «Барон Мюнхаузен и русская тайга».

Учитель. В предложенном тексте надо найти допущенные биологические ошибки, касающиеся образа жизни, строения и размножения животных тайги, их многообразия. При чтении текста подчеркните карандашом найденные вами ошибки.

Я, известный путешественник и всемирно известный ученый барон Мюнхаузен, расскажу о своих приключениях в дремучей русской тайге. А занесло меня туда ураганным ветром на воздушном шаре, потерявшем управление. Поэтому глубокой ночью я приземлился не в солнечной Франции, а в центре русской тайги.

И как же мне было страшно!!! На соседнем дереве всю ночь горели глаза хищного ирбиса (Ирбисы не живут в тайге, они – обитатели гор и редко залезают только на невысокие деревья.), под деревом выла стая волков (Волки летом не образуют стай.), а недалеко ухал страшным голосом филин.

Зато днем тайга предстала во всей своей красе! Она удивительно похожа на знаменитые французские парки с ровными рядами одинаковых деревьев (Тайга отличается разнообразием растений, в отличие от парков там нет ровных рядов деревьев.).

В панаме, шортах и сланцах я отправился на знакомство с животным миром тайги. Меня совсем не беспокоил знаменитый таежный гнус (комары, мелкие кровососущие мошки) (Гнус летом беспокоит все живое.), а мои ноги ласкала знаменитая крапива (Крапива жжется.). Первой из животных я встретил черно-бурую лису. Увидев меня, она быстро залезла на дерево (Черно-бурых лис можно встретить, но они никогда не лазают по деревьям.). Я не стал ее беспокоить и пошел дальше. За поворотом тропинки я чуть не столкнулся с лосем. Его голову украшали могучие рога с многочисленными отростками. Пришлось свернуть с тропинки в лес, так как в это время, а дело было в июне, лоси очень опасны (Лоси летом в июне не опасны.). Вдруг послышались кошачьи вопли. Это высоко, среди ветвей березы, подала свой голос красавица леса – иволга. Совершенно случайно я наступил на хвост ужа. В ответ на нанесенную мной обиду он обрызгал меня вонючей жидкостью, хотел укусить, а потом вдруг упал замертво, перевернувшись на спину. Когда же я хотел положить его для коллекции в банку со спиртом, он вдруг ожил и уполз под корягу.

У таежной речки я был в восторге от летних забав выдры. Мама-выдра вылезала из воды и спускалась в воду с горки на брюхе до тех пор, пока не образовалась скользкая дорожка. И вот тогда с горки начали кататься с мамой вместе ее 12 выдрят (У выдры не бывает таких выводков. Обычно – 2-4 детеныша.).

По этой речке я добрался до человеческого жилья – таежной деревни, откуда меня забрал вертолет, присланный французским посольством в России.

 

6. Конкурс орнитологов «Птицы тайги».

Учитель. Заполнив кроссворд, вы по вертикали прочитаете название одной из важных для тайги птице.

Вопросы:

1. Птицы, выводящие птенцов зимой. (Клест.)

2. Самый крупный дятел тайги и нашего леса. (Желна.)

3. « шапки прочь, в лесу поют ... .» (Дрозды.)

4. Самая маленькая птица тайги и наших лесов. (Королек.)

5. «Ты добычи не добьешься, черный ... – я не твой.» (Ворон.)

6. Символ мудрости в лесу. (Сова.)

7. Символ беззаботного отношения к детям. (Кукушка.)

8. Самая «глухая» птица наших лесов. (Глухарь.)

Слово по вертикали: кедровка.

       

1

         
     

2

           
       

3

         
   

4

             
 

5

               
   

6

             
   

7

             

8

                 

 

7. Конкурс «Биоаукцион» (Животные тайги).

Учитель. Это заключительный и самый важный момент игры, имеющий важное воспитательное значение. За отдельным столом работает «банкир» - ученик, который переводит на «счета» команд заработанные фишки – «умники» (стеклянные или пластиковые фишки). Перед аукционом командам выдаются накопленные «умники» в их распоряжение. После подсчета «валюты» (тайна вклада сохраняется) начинаются «торги».

При этом важно играть по правилам:

1. «Торг» начинается после объявления ведущим темы вопроса и его начальной «цены».

2. Каждый шаг «торгов», особенно в начале игры, равен одному «умнику».

3. Ведущий называет «цену» вопроса и говорит: «Кто больше?»

4. Капитаны команд после совещания с игроками могут предложить большую «цену».

5. Ведущий снова спрашивает: «Кто больше?»

6. Если желающих повышать «цену» больше нет, то ведущий считает, например: «8 умников раз, 8 умников два, 8 умников три. Продано».

7. Только после этого команде зачитывается текст купленного вопроса.

8. Если команда отвечает правильно, то «банкир» выдает команде такое число «умников», за которые они этот вопрос «купили».

9. Если команда дает неправильный ответ, она возвращает эту сумму в «банк».

10. По просьбе команд перед началом «продажи» вопроса можно взять «кредит» без процентов, его нужно возвратить после завершения игры.

11. Команды не должны высоко поднимать «ставки», так как в случае проигрыша команда выходит из дальнейшей игры, а в случае выигрыша неинтересно становится играть другим командам, ибо они уже не могут надеяться на победу.

12. Команды в конце игры могут поставить все свои «сбережения».

Учитель. Вопрос о птичьих профессиях. Начальная цена ... «умников».

1. Эта птица – обитатель хвойных лесов, питается в основном семенами одного хвойного растения, запасая их на зиму. Часть запасов она не находит, семена прорастают и вырастают со временем во взрослые растения. А название птицы происходит как раз от названия растения, семенами которого она питается. Что же это за птица, освоившая профессию лесовода? (Кедровка.)

Учитель. Вопрос о профессиях зверей.

2. Этот зверек из отряда грызунов, родственник нашей белки, но более юркий и подвижный. Не пытайтесь поймать его за хвост, так как он легко отрывается. .На зиму делает запасы семян кедра. Но, как и кедровка, забывает про них, тем самым способствуя расселению кедра. Кто же этот полосатый лесовод? (Бурундук.)

Учитель. Вопрос о спасенном звере, который иногда и летает.

3. В нашем лесу куница, а в сибирской тайге ее заменяет этот ценный пушной зверек, которого в начале 20 века почти истребили. В отличие от куницы путешествует по земле, по бурелому и валежнику. Питается и растительной, и животной пищей. Нападает даже на глухаря и летает, пока жертва замертво не упадет на землю. Кто же этот ценный пушной зверь? (Соболь.)

Учитель. Вопрос о звере, чье название связано с его способом поиска пищи.

4. Это животное из семейства кошачьих. Живет не только в тайге, но и в смешанных лесах. Красива и грациозна – крупная морда, уши с кисточками, длинные ноги с широкой стопой – опорой, не позволяющей проваливаться в снег. Добычу не подкарауливает на дереве, а бегает, рыскает по лесу. Кто же этот загадочный хищник? (Рысь.)

Учитель. Вопрос о звере – вездеходе сибирской тайги.

5. Он тоже красив, легок в движении, несмотря на большую массу. При движении его копыта раздвигаются, поэтому зверь легко бежит даже по болоту. Мог бы служить хорошим транспортным средством в тайге, где нет дорог. Но использовать его можно только вечером и ночью, так как в жару он страдает от перегрева. Сделать его настоящим домашним животным мешает его аппетит, ему нужно много веточного корма и разнообразных лесных травянистых растений. (Лось.)

 

8. Подведение итогов.

После завершения конкурса становится ясно, кто победил. Команда получает переходящий приз – «Мудрую тетушку Сову», а всем членам команды выставляется отметка «отлично».

Уважаемый, Евгений Алексеевич. В качестве образца высылаю Вам детально проработанную разработку интеллектуальной игры «Таёжными тропами». Обратите внимание на формулировку цели (она должна соответствовать той теме, которая заявлена в игре), результаты изучения темы являются универсальными, за исключением предметных, которые будут изменяться в соответствии с темой. В оборудовании должны быть перечислены все материалы, предметы и др., которые задействованы в играх. Посмотрите внимательно на структуру игры, она должна быть четко прописана, причем, развернуто представлен каждый этап игры, в вопросах и заданиях даны ответы, сами задания и ответы тщательным образом проверены. Вы несете за это ответственность. В частности, проверьте, меня терзают сомнения по поводу: может ли отрываться хвост у бурундуков? Введение я помогу Вам написать. Когда будете брать рецензию, обязательно пусть сделает упор на стандарты второго поколения по предмету «Окружающий мир». Жду Ваши данные: дата рождения, место работы, квалификационная категория, все Ваши регалии, участия в конкурсах, победы и др., полный домашний адрес с указанием индекса. Детально проработайте список литературы (укажите полные выходные данные каждого пособия, например: Радынова, О. П. Песня, танец, марш [Текст] : конспекты занятий и развлечений по 2-й теме программы «Музыкальные шедевры» с детьми 3 – 5 лет. / О. П. Радынова. – М. : Гном и Д, 2003. – 91, [2] с.)

Данная разработка рассчитана на 2 часа (1 час – «Растения тайги», 2 час– «Животные тайги»).

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.