Урок окружающего мира с краеведческим компонентом в 1 классе «Путешествие по родному Иванову»

5
0
Материал опубликован 17 January 2020 в группе



КОНСПЕКТ УРОКА



Номинация: «Современный урок»


Пояснительная записка к уроку


Тема урока: «Путешествие по родному Иванову»

Предмет: окружающий мир

Класс: 1 класс

УМК: Школа России

Цель урока: знакомство с достопримечательностями города Иванова; формирование умения читать план города.

Задачи урока:

- Совершенствовать представление учащихся о малой Родине – городе Иваново, познакомить учащихся с историей возникновения города; понятием «план местности».

- Сформировать у учащихся представление о Музее Бурылина и других достопримечательностей как уникальных архитектурных и исторических памятников Иваново.

- Развивать психологические процессы ребенка (память, внимание, мышление, воображение), интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ, классификация).

- Воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям, его славному историческому прошлому. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, умение работать в паре, группе


Обоснование применения дополнительных материалов:

Сопровождает этапы урока мультимедийная презентация, помогающая иллюстрировать представляемый материал

Использование карточек с изображением смайлов в начале урока способствует положительному настрою учащихся и помогает педагогу выявить учеников отрицательно настроенных.

Спилс-карта - это механизм, который позволяет актуализировать и систематизировать деятельность учеников.

 Применение карточек-заданий, как и других средств обучения, я рассматриваю средство конкретизации и развития понятий, а также приобретения умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации – для доказательств и обобщений.


Оборудование:

АРМ учителя (компьютер, проектор, экран),

СПИЛС-Карта Ивановской области

Карточки с заданием


Содержательная часть:

Конспект урока

Деятельность педагога с указанием номера слайда

Деятельность обучающегося

Организационный этап

Цель этапа:

создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Цель этапа:

Актуализация внимания, установка на продуктивную деятельность

Слайд 1

- Добрый день, ребята!

На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению (рисунок №1).

2 слайд

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это мое настроение. Я готова продуктивно сотрудничать с вами.

Дети садятся на свои места за парты.


Дети выбирают смайлик, демонстрируют свое настроение.


Подготовительный этап

Задачи:

- Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

- Организовать обобщение актуализированных способов действий.

- Мотивировать учащихся к учебному действию.

- Организовать выполнение учащимися учебного действия.

- Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное)

Задачи:

- осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение;

- определить границы знания и незнания;

- актуализировать опорные знания и изученные способы действий;

- подготовиться к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания».

- Однажды я услышала разговор трёх мальчиков:

1 мальчик говорит: «Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык».

2 мальчик ему отвечает: «А я подавно не боюсь путешествовать, потому что знаю еще и иностранный язык».

3 мальчик говорит: «А я знаю еще один язык – географический. С ним точно не заблудишься».

- Ребята, что это за язык такой?

- Как вы думаете, с кем из этих ребят можно смело путешествовать? Почему?

Слайд 3

Посмотрите на карту.

Россия – самая большая страна на свете. (Учитель на карте показывает Россию.)

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде.


Слайд 4

У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.

Я предлагаю вам посмотреть на карту нашей области и сравнить ее с деревянной картой на доске.

Каких городов не хватает?

(рисунок №2)













Это язык карт.




Рассматривают карту.













Ребята высказывают свои предположения, дополняют карту не хватающими элементами.

Открытие нового знания

Цель этапа:

Организовать самостоятельную деятельность детей по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения:

- по извлечению готовых знаний из объяснения, лекции, беседы учителя;

- по самостоятельному созданию знаний путем поисковой экспериментальной деятельности (квазиисследования);

- по поиску и систематизации знаний из литературных источников;

- по общению с целью
обмена информацией друг с другом и получению таким образом совокупности всех необходимых знаний;

Цель этапа:

- построение новых способов действий на основе ранее полученных знаний, умений и навыков;

- освоение нового через активизацию мыслительных процессов (сравнение, синтез и т.д.);

- самостоятельное выполнение задания с применением новых знаний;

- обоснование выбора способов действий.



Слайд 5

Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Иванову. Наш город расположен в центральной части России на берегу реки Уводь. Город издавна был знаменит своей промышленностью, образовательными учреждениями, историей и красотой местных девушек. Иваново так и называют – «город невест», а также «родина Первого Совета», «ситцевый край» .

Население почти 500 тысяч человек (409 277 чел. (на 2018 год)).

6 слайд

Иваново основано путём слияния села Иваново и Вознесенского посада в 1871 году.

В 1932 году Иваново-Вознесенск был переименован в город Иваново.

7 слайд

О гербе рассказывает ученик.

Приложение 1



Кто помогает нам всегда на уроке Окружающего мира?

И сегодня Мудрая Черепаха не смогла пройти мимо нашего путешествия и передала нам письмо.

Давайте посмотрим, что она нам отправила.

Рисунок 4

8 слайд

Это маршрут нашего путешествия.

Ребята маршрут этот посвящён очень важной дате для нашей страны. Какой праздник мы отмечаем 9 мая?

Все верно в этом году наша страна отмечает 75-летие со дня Великой Победы.

Мудрая Черепаха предлагает посетить самые памятные места нашего города, которые связаны с этой Священной войной.

Чтобы путешествие было наиболее полезным нам нужно разделится на 6 групп.

Динамическая пауза

В нашем городе здания – высокие (руки вверх). 

Есть проспекты, аллеи – широкие (руки в стороны).

Есть мосты над реками – радугой (руки описывают дуги вправо- влево).

И фонтаны бьют в небо - радостно (руки вверх, сжимать – разжимать ладони).

В нашем городе реки – глубокие (наклонились, руки вниз).

Фонари красотою – строгие (руки вверх).

В скверах-парках деревья – зеленые (руки вверх: движения вправо-влево).

Мы в свой город с детства – влюбленные!

Слайд 9

Каждая группа в конверте получает информацию об одной достопримечательности. На ватмане составляют коллаж (Приложение 1)

Игра «Рассмотри и расскажи»

Работаем в группах.


Закончили обсуждение. Какие картины у вас получились?


Ребята и первое достопримечательность с которой мы начнем наше путешествие-это память Народа

Слайд 10

Военный мемориал на Сосневском кладбище

На некрополе похоронено свыше 500 воинов, умерших от ран в годы Великой Отечественной войны в госпиталях Иванова. В память о бойцах на некрополе установлен мемориальный комплекс, включающий скульптуру «Воин» и стелу «Вечный огонь». На площади перед мемориалом проводятся памятные мероприятия, посвящённые Великой Отечественной войне и её участникам.


Слайд 11

Монумент медицинским работникам установлен в городе у Ивановской государственной медицинской академии. На памятнике нанесен следующий текст: «Вечная слава и земной поклон медицинским работникам своими подвигами и самоотверженным трудом обеспечившим победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 года».


Слайд 12

Мемориал героям фронта и тыла в Иваново расположен на пересечении Шереметевского проспекта и улицы 8 Марта. Мемориал установлен в память о боевых и трудовых подвигах жителей Иваново в годы Великой Отечественной войны. 9 мая 2010 года тут был зажжен вечный огонь и установлены бронзовые медальоны с именами героев Советского Союза (158 фамилий ивановцев) и полных кавалеров ордена Славы (20 человек), демонтированные у мемориала Героев Советского Союза, располагавшегося через дорогу. А в мае 2012 года у мемориала героем фронта и тыла установлены две 76-мм пушки ЗИС-3 образца 1942 года.


Расскажите, где расположен этот памятник? Кто любит отдыхать на Шереметьевском проспекте ? Что еще интересного там есть?

Слайд 13

Мемориал Героям Советского Союза в Иваново был установлен у кинотеатра Современник на Шереметевском проспекте (г. Иваново, пр. Шереметевский, 85) на нем помещены доски с именами Героев и кавалеров ордена Славы. Автором является скульптор Л.Л. Михайлёнок.
В настоящее время, на этом месте осталась лишь центральная скульптура. В 2010 году мемориал был демонтирован и плиты с именами ивановцев Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы перенесены к мемориалу Героям фронта и тыла, расположенного через дорогу.

Слайд 14

Этот памятник находится совсем рядом с нашей школой.

Памятник работникам образования в Иваново установлен на улице 8 Марта у Ивановского государственного архитектурно-строительного университета. Монумент установлен в честь боевых и трудовых подвигов работников образования в Великой Отечественной войне. Недавно памятник был отремонтирован.

Слайд 15

Кира подготовила сообщение еще об одной замечательной достопримечательности Памятник полку Нормандия-Неман


Молодцы! Ребята, а еще хотите узнать про достопримечательности нашего города? Как вы думаете, где можно искать дополнительную информацию?


Ребята, вы много интересного рассказали о родном городе. Вы с такими тёплыми чувствами, интересом рассказывали вы о городе, что мы почувствовали и увидели, как сильно вы его любите.














Работают с научным текстом… Составляют схемы

Читают план описания… Подчеркивают характеристики
















День победы в Великой Отечественной Войне.







Делятся на группы




Выполняют движения












































































Приводят примеры.




























Слушают доклад, делятся впечатлениями



Высказывают свое мнение

Первичное закрепление.

Цель этапа:

Выявление степени осведомлености ученика

фиксация типичных затруднений.

Цель этапа:

Применение изученных знаний в индивидуальной деятельности

Фиксация степень осведомлённости по теме

Сейчас поиграем и узнаем, какие красивые и интересные места есть в Иванове? Вы наверняка все любите складывать пазлы, мозаику. В конвертах лежат картинки, но эти картинки надо собрать и постараться узнать это место и сказать, что вы о нем знаете?

Ребята, дома на альбомном листе нарисуйте свое любимое место в нашем городе.

Гиперссылка

Показ ролика Иваново с птичьего


Ребята собирают пазлы.







Рисуют любимое место


Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

-организация рефлексивного анализа

-фиксация индивидуальных и групповых достижений

Цель:

-оценка собственной деятельности

-фиксация степени соответствия цели и результатов деятельности

Сегодня мы много говорили о родном городе Иваново. Вы вспомнили то, что знали раньше, узнали много нового.

Хочу, чтобы в вашем сердце оставалось восхищение красотой города.

Теперь вы с гордостью можете рассказать и показать интересные места в Иванове.

Ребята весной и летом город утопает в зелени и цветах. Давайте, мы тоже сотворим добро своими руками, посадим цветок. Кто захотел сделать добрые дела для нашего города, сохранять и беречь его красоту и чистоту, возьмите в руки красные ладошки, а кто остался равнодушным нашему разговору-синие ладошки и прикрепите к цветку.











Осуществляют: · самооценку;

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.



Информационные ресурсы


Видеохолдинг Youtube https://youtu.be/MNhmw0Ka6Ec

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу» Окружающий мир» ООО «ВАКО» 2018г.стр. 46-54.

Кохова Л.А Ситцевые короли.ЛИСТОС, 2014-176с.

Официальный туристический портал Ивановской области http://visitivanovo.ru

Карточки: https://yandex.ru/images/search?pos=0&from=&cbir_id=2078963%2FIsfY4mvFdRny1P39toTn0A&img_url=https%3A%2F%2Ffsd.intolimp.org%2Fhtml%2F2019%2F01%2F30%2Fi_5c51bb8860d33%2Fphpw8Osx8_Sahieva-Roza-6_8.png&rpt=imagelike

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.