Урок окружающего мира с краеведческим компонентом в 1 классе «Путешествие по родному Иванову»
КОНСПЕКТ УРОКА
Номинация: «Современный урок»
Пояснительная записка к уроку
Тема урока: «Путешествие по родному Иванову»
Предмет: окружающий мир
Класс: 1 класс
УМК: Школа России
Цель урока: знакомство с достопримечательностями города Иванова; формирование умения читать план города.
Задачи урока:
- Совершенствовать представление учащихся о малой Родине – городе Иваново, познакомить учащихся с историей возникновения города; понятием «план местности».
- Сформировать у учащихся представление о Музее Бурылина и других достопримечательностей как уникальных архитектурных и исторических памятников Иваново.
- Развивать психологические процессы ребенка (память, внимание, мышление, воображение), интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ, классификация).
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям, его славному историческому прошлому. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, умение работать в паре, группе
Обоснование применения дополнительных материалов:
Сопровождает этапы урока мультимедийная презентация, помогающая иллюстрировать представляемый материал
Использование карточек с изображением смайлов в начале урока способствует положительному настрою учащихся и помогает педагогу выявить учеников отрицательно настроенных.
Спилс-карта - это механизм, который позволяет актуализировать и систематизировать деятельность учеников.
Применение карточек-заданий, как и других средств обучения, я рассматриваю средство конкретизации и развития понятий, а также приобретения умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации – для доказательств и обобщений.
Оборудование:
АРМ учителя (компьютер, проектор, экран),
СПИЛС-Карта Ивановской области
Карточки с заданием
Содержательная часть:
Конспект урока
Деятельность педагога с указанием номера слайда | Деятельность обучающегося |
Организационный этап | |
Цель этапа: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | Цель этапа: Актуализация внимания, установка на продуктивную деятельность |
Слайд 1 - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению (рисунок №1). 2 слайд - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это мое настроение. Я готова продуктивно сотрудничать с вами. | Дети садятся на свои места за парты. Дети выбирают смайлик, демонстрируют свое настроение. |
Подготовительный этап | |
Задачи: - Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. - Организовать обобщение актуализированных способов действий. - Мотивировать учащихся к учебному действию. - Организовать выполнение учащимися учебного действия. - Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное) | Задачи: - осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение; - определить границы знания и незнания; - актуализировать опорные знания и изученные способы действий; - подготовиться к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания». |
- Однажды я услышала разговор трёх мальчиков: 1 мальчик говорит: «Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык». 2 мальчик ему отвечает: «А я подавно не боюсь путешествовать, потому что знаю еще и иностранный язык». 3 мальчик говорит: «А я знаю еще один язык – географический. С ним точно не заблудишься». - Ребята, что это за язык такой? - Как вы думаете, с кем из этих ребят можно смело путешествовать? Почему? Слайд 3 – Посмотрите на карту. Россия – самая большая страна на свете. (Учитель на карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде. Слайд 4 – У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина. Я предлагаю вам посмотреть на карту нашей области и сравнить ее с деревянной картой на доске. Каких городов не хватает?
(рисунок №2) | Это язык карт. Рассматривают карту. Ребята высказывают свои предположения, дополняют карту не хватающими элементами. |
Открытие нового знания | |
Цель этапа: Организовать самостоятельную деятельность детей по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения: - по извлечению готовых знаний из объяснения, лекции, беседы учителя; - по самостоятельному созданию знаний путем поисковой экспериментальной деятельности (квазиисследования); - по поиску и систематизации знаний из литературных источников; - по общению с целью | Цель этапа: - построение новых способов действий на основе ранее полученных знаний, умений и навыков; - освоение нового через активизацию мыслительных процессов (сравнение, синтез и т.д.); - самостоятельное выполнение задания с применением новых знаний; - обоснование выбора способов действий. |
Слайд 5 Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Иванову. Наш город расположен в центральной части России на берегу реки Уводь. Город издавна был знаменит своей промышленностью, образовательными учреждениями, историей и красотой местных девушек. Иваново так и называют – «город невест», а также «родина Первого Совета», «ситцевый край» . Население почти 500 тысяч человек (409 277 чел. (на 2018 год)). 6 слайд Иваново основано путём слияния села Иваново и Вознесенского посада в 1871 году. В 1932 году Иваново-Вознесенск был переименован в город Иваново. 7 слайд О гербе рассказывает ученик. Приложение 1 Кто помогает нам всегда на уроке Окружающего мира? И сегодня Мудрая Черепаха не смогла пройти мимо нашего путешествия и передала нам письмо. Давайте посмотрим, что она нам отправила. Рисунок 4 8 слайд Это маршрут нашего путешествия. Ребята маршрут этот посвящён очень важной дате для нашей страны. Какой праздник мы отмечаем 9 мая? Все верно в этом году наша страна отмечает 75-летие со дня Великой Победы. Мудрая Черепаха предлагает посетить самые памятные места нашего города, которые связаны с этой Священной войной. Чтобы путешествие было наиболее полезным нам нужно разделится на 6 групп. Динамическая пауза В нашем городе здания – высокие (руки вверх). Есть проспекты, аллеи – широкие (руки в стороны). Есть мосты над реками – радугой (руки описывают дуги вправо- влево). И фонтаны бьют в небо - радостно (руки вверх, сжимать – разжимать ладони). В нашем городе реки – глубокие (наклонились, руки вниз). Фонари красотою – строгие (руки вверх). В скверах-парках деревья – зеленые (руки вверх: движения вправо-влево). Мы в свой город с детства – влюбленные! Слайд 9 Каждая группа в конверте получает информацию об одной достопримечательности. На ватмане составляют коллаж (Приложение 1) Игра «Рассмотри и расскажи» Работаем в группах. Закончили обсуждение. Какие картины у вас получились? Ребята и первое достопримечательность с которой мы начнем наше путешествие-это память Народа Слайд 10 Военный мемориал на Сосневском кладбищеНа некрополе похоронено свыше 500 воинов, умерших от ран в годы Великой Отечественной войны в госпиталях Иванова. В память о бойцах на некрополе установлен мемориальный комплекс, включающий скульптуру «Воин» и стелу «Вечный огонь». На площади перед мемориалом проводятся памятные мероприятия, посвящённые Великой Отечественной войне и её участникам. Слайд 11 Монумент медицинским работникам установлен в городе у Ивановской государственной медицинской академии. На памятнике нанесен следующий текст: «Вечная слава и земной поклон медицинским работникам своими подвигами и самоотверженным трудом обеспечившим победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 года». Слайд 12 Мемориал героям фронта и тыла в Иваново расположен на пересечении Шереметевского проспекта и улицы 8 Марта. Мемориал установлен в память о боевых и трудовых подвигах жителей Иваново в годы Великой Отечественной войны. 9 мая 2010 года тут был зажжен вечный огонь и установлены бронзовые медальоны с именами героев Советского Союза (158 фамилий ивановцев) и полных кавалеров ордена Славы (20 человек), демонтированные у мемориала Героев Советского Союза, располагавшегося через дорогу. А в мае 2012 года у мемориала героем фронта и тыла установлены две 76-мм пушки ЗИС-3 образца 1942 года. Расскажите, где расположен этот памятник? Кто любит отдыхать на Шереметьевском проспекте ? Что еще интересного там есть? Слайд 13 Мемориал Героям Советского Союза в Иваново был установлен у кинотеатра Современник на Шереметевском проспекте (г. Иваново, пр. Шереметевский, 85) на нем помещены доски с именами Героев и кавалеров ордена Славы. Автором является скульптор Л.Л. Михайлёнок. Слайд 14 Этот памятник находится совсем рядом с нашей школой. Памятник работникам образования в Иваново установлен на улице 8 Марта у Ивановского государственного архитектурно-строительного университета. Монумент установлен в честь боевых и трудовых подвигов работников образования в Великой Отечественной войне. Недавно памятник был отремонтирован. Слайд 15 Кира подготовила сообщение еще об одной замечательной достопримечательности Памятник полку Нормандия-Неман Молодцы! Ребята, а еще хотите узнать про достопримечательности нашего города? Как вы думаете, где можно искать дополнительную информацию? Ребята, вы много интересного рассказали о родном городе. Вы с такими тёплыми чувствами, интересом рассказывали вы о городе, что мы почувствовали и увидели, как сильно вы его любите. | Работают с научным текстом… Составляют схемы Читают план описания… Подчеркивают характеристики День победы в Великой Отечественной Войне. Делятся на группы Выполняют движения Приводят примеры. Слушают доклад, делятся впечатлениями Высказывают свое мнение |
Первичное закрепление. | |
Цель этапа: Выявление степени осведомлености ученика фиксация типичных затруднений. | Цель этапа: Применение изученных знаний в индивидуальной деятельности Фиксация степень осведомлённости по теме |
Сейчас поиграем и узнаем, какие красивые и интересные места есть в Иванове? Вы наверняка все любите складывать пазлы, мозаику. В конвертах лежат картинки, но эти картинки надо собрать и постараться узнать это место и сказать, что вы о нем знаете? Ребята, дома на альбомном листе нарисуйте свое любимое место в нашем городе. Гиперссылка Показ ролика Иваново с птичьего | Ребята собирают пазлы. Рисуют любимое место |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |
Цель: -организация рефлексивного анализа -фиксация индивидуальных и групповых достижений | Цель: -оценка собственной деятельности -фиксация степени соответствия цели и результатов деятельности |
Сегодня мы много говорили о родном городе Иваново. Вы вспомнили то, что знали раньше, узнали много нового. Хочу, чтобы в вашем сердце оставалось восхищение красотой города. Теперь вы с гордостью можете рассказать и показать интересные места в Иванове. Ребята весной и летом город утопает в зелени и цветах. Давайте, мы тоже сотворим добро своими руками, посадим цветок. Кто захотел сделать добрые дела для нашего города, сохранять и беречь его красоту и чистоту, возьмите в руки красные ладошки, а кто остался равнодушным нашему разговору-синие ладошки и прикрепите к цветку. | Осуществляют: · самооценку; Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
Информационные ресурсы
Видеохолдинг Youtube https://youtu.be/MNhmw0Ka6Ec
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу» Окружающий мир» ООО «ВАКО» 2018г.стр. 46-54.
Кохова Л.А Ситцевые короли.ЛИСТОС, 2014-176с.
Официальный туристический портал Ивановской области http://visitivanovo.ru