«Путешествие в деревню»
Муниципальное образовательное учреждение
Бурмакинская СОШ №2
Конспект занятия
по развитию речи в музее русского быта, для детей 6 - 8 лет
«Путешествие в деревню»
| Составитель: Молькова Н.В. учитель-логопед |
с. Бурмакино, 2025 г.
Занятие по развитию речи в музее русского быта
«Путешествие в деревню»
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные
- Формировать умение составлять описательный рассказ по картине.
- Расширять словарь по лексическим темам: «Деревня», «Овощи», «Домашние животные».
- Совершенствовать грамматический строй речи. (согласование существительного с прилагательным)
- Расширять представления детей о жизни в деревне.
2. Коррекционно-воспитывающие:
- Воспитывать у детей уважение к труду жителей деревни.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к малой Родине.
- Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них.
3. Коррекционно-развивающие:
- Развивать связную речь.
- Развивать интерес к пословицам, поговоркам.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
- Развивать общую моторику детей, согласовывать движения со звучащим словом.
Оборудование и материалы: картинки (игрушки) с изображением домашних животных в конверте, загадки о них. Муляжи овощей, 2 корзинки. Аудиозапись: голоса домашних животных. Плоскостное изображение «Хлев». Иллюстрации на тему: «Деревня». Схема описательного рассказа Н.Э. Теремковой. Костюм для педагога.
Предварительная работа: знакомство с пословицами, поговорками; разучивание стихотворения А. Барто «Игра в стадо»; беседа о деревне; рассматривание иллюстраций, картинок
Воспитатель в группе предлагает детям отправиться в деревню.
Воспитатель
Ребята, а у кого есть родственники в деревне? (Дети отвечают.)
Дедушки, бабушки, тети, дяди и другие родственники.
А что такое деревня, кто мне расскажет? (Дети отвечают.)
Деревня - это небольшое поселение, где немного домов. Люди здесь сажают огороды, разводят домашних животных.
А хотите отправиться в деревню к Марьюшке?( Дети отвечают.)
Хотим.
На чем мы с вами поедем в деревню? ( Дети отвечают.)
На поезде.
Физкультминутка «Поезд»
«Поезд мчится и свистит. Руки согнуты в локтях, вращение руками.
И колёсами стучит. Топают на месте, вращение руками согнутыми в локтях.
Я стучу, стучу, стучу. Шаг в сторону, притоп 3 раза.
Всех до места докачу. Бег на месте.
Чу-чу, чу-чу, чу-чу.»Круговые движения руками.
Ход занятия
Детей встречает хозяйка избы Марьюшка.
(Занятие проходит в музее русского быта.)
Хозяйка (учитель - логопед)
Здравствуйте, мои гости дорогие - маленькие и большие.
Очень рада вас видеть в деревне, в своей избе. Зовут меня Марьюшкой. Люблю я, когда ко мне в гости ребятишки приезжают. Рассаживайтесь поудобнее, да послушайте мой рассказ. (Дети рассаживаются по лавкам.)
Этюд «Улыбка»
Хозяйка
А прежде чем слушать, улыбнитесь друг другу, как будто вам подарили маленького котенка или щенка, улыбнитесь от всей души. (Дети улыбаются друг другу.)
Рассказ хозяйки
Ребята вы приехали в деревню. В деревнях дома строят в основном из дерева, из бревен. И называются такие дома – избами. Оглядитесь, посмотрите, как в избе моей красиво и просто! (Дети рассматривают избу.)
Жизнь в деревне очень сильно отличается от жизни в городе. Мы – деревенские жители выращиваем овощи на грядках, сады с фруктовыми деревьями, ягоды. Мы разводим домашних животных. Нам приходится рано вставать и много трудится. Работы в деревне, очень много! Летом вы ребята, часто приезжаете в деревню. Как вы думаете, почему? (В деревне весело, можно играть на свежем воздухе; помогаем бабушке и дедушке поливать и ухаживать за огородом и др..) Правильно. В деревне нет заводов и фабрик, нет такого количества автомобилей, как в городе. Поэтому в деревне воздух чистый и полезный. Дома в деревне деревянные, а не блочные в них спится крепко и дышится легко. Говорят маленькие дети в деревне быстрее растут. Ребята, давайте с вами поиграем.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Деревня всегда расположена около речки, пруда, леса. Можно купаться, ловить рыбу, ходить в лес за грибами и ягодами. Нет лучше места для отдыха, чем отдых летом в деревне. А сколько в деревне разных животных и птиц! Каких домашних животных вы знаете? (Дети называют домашних животных.)
Что полезного они делают для человека?( Дети отвечают.)
(Корова даёт молоко, лошадь перевозит тяжёлые грузы, овечка даёт тёплую шерсть, кошка ловит мышей, собака сторожит дом.)
Хозяйка
Давайте, ребята поиграем в игру.
Физкультминутка «Игра в стадо»«Мы вчера играли в стадо, Дети гуляют
И рычать нам было надо. Дети рычат
Мы рычали и мычали, дети мычат
По-собачьи лаяли, дети лают
Не слыхали замечаний Анны Николаевны.
А она сказала строго:
— Что за шум такой у вас?
Я детей видала много
— Таких я вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ:
— Никаких детей тут нет!
Мы не Пети и не Вовы
— Мы собаки и коровы. Дети лают и мычат
И всегда собаки лают, Машут руками
Ваших слов не понимают.
И всегда мычат коровы,
Отгоняя мух.
А она в ответ: — Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда — пастух.
Я прошу иметь в виду: Дети строятся за логопедом и идут по кругу
Я коров домой веду.» (Автор: А. Барто)
(стихотворение дети и логопед рассказывают по очереди)
Дети рассаживаются на свои места.
Хозяйка
Ребята мы с вами знаем, какие животные живут в деревне? Давайте расскажем, какие они домашние животные?
Речевая игра «Расскажи- ка»
Хозяйка
Рассмотрите картинки (игрушки)
( логопед показывает картинки (игрушки) с изображением домашних животных)
Кто это?
Дети выбирают картинку (игрушку) и составляют описательный рассказ о своем животном по схеме Н.Э. Теремковой. ( см. приложение1)
Хозяйка
Сами знаете, что в деревне работы много и трудиться деревенским жителям приходится каждый день, не покладая рук. Какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?
(дети и воспитатель рассказывают пословицы и поговорки)
Пословицы
Землю красит солнце, а человека — труд.
Делу — время, а потехе — час.
Кто не работает, тот не ест.
Как потрудился, так и поел.
Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Сделал дело - гуляй смело.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Кто трудится, тому есть чем хвастаться.
Человека труд кормит и одевает.
Что посеешь, то и пожнешь.
Без волненья, без заботы не жди радости от работы.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Больше дела, меньше слов.
Без хорошего труда нет плода.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Рукам работа — душе праздник.
Закончил дело — гуляй смело.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Достойно жить — надо труд любить.
Хозяйка
Ребята, какие вы молодцы, как вы много знаете пословиц и поговорок и труде.
Послушайте, голоса домашних животных.
Игровое упражнение «Кто это так кричит?»
(звучит аудиозапись «Голоса домашних животных»)
Хозяйка
У меня в деревне очень много верных друзей, вы конечно же знаете, о ком я говорю?
Я за ними ухаживаю, да и друзья мои в долгу не остаются. Хотите посмотреть, какие домашние животные у меня живут?
Они спрятались в этом домике, который называется «хлев». Внимательно послушайте и угадайте, кто в нем живет.
(Педагог достает из-за «хлева» игрушки тех животных, которых назвали дети (по очереди). О тех животных, голоса которых дети не узнали, хозяйка загадывает загадки и тоже выставляет животных на стол)
Молодцы ребята! Все отгадали загадки.
Хозяйка
У меня есть большой огород. Что растет в огороде? (Дети называют овощи)
Вот овощи со своего огорода.
(логопед показывает корзину с овощами – муляжи) Давайте назовем овощи, которые я принесла.
Игровое упражнение «Будь внимательным»
Определить места звука в словах, найти овощ.
Хозяйка
Ребята! Положите в корзину те овощи, в названии которых звук «Р» слышится в начале слова.
А теперь, положите те овощи, в которых звук «Р» слышится в конце слова. А теперь в середине. (Дети выполняют задания по очереди.)
Ребята, я всегда с огорода собираю большой урожай, хотите мне помочь?
Физкультминутка «Урожай»
«Ах, какой же урожай,
(дети стоят лицом в круг)
Побыстрее собирай.
(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)
Выкопай картошку с грядки,
(имитация копания огорода)
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей,
(наклониться, правой рукой)
Чтобы съесть их поскорей.
(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)
Срежь капусту, посоли,
(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)
Маму с папой угости.
(отвести поочерёдно руки вправо – влево)
Выдерни морковь, редиску,
(имитация выдёргивания овощей)
Поклонись им в пояс низко.
(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)
Ай, какой же урожай,
(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)
Ты в корзину загружай.»
(руки развести в стороны, направив их движение к себе)
( Автор: Аксенова С.Н.)
Игровое упражнение «Чем угостят?»
Хозяйка
Когда вы приходите в гости, вам приготовят угощение, угадайте какое?
( Дети отвечают.)
Из фруктов сварят (варенье, компот, кисель)
из овощей сделают (запеканку, суп, пюре, рагу)
из муки испекут (пирог, блины, калачи, пирожки и т.д.)
Хозяйка
Я очень люблю слушать интересные рассказы, истории. А вы любите ездить к родственникам в деревню? Ответы детей. Тогда вам будет дано интересное домашнее задание. К нашей следующей встречи подготовьте рассказ о том, как вы ездили в деревню. ( Дети начальной школы записывают рассказ сами, дошкольники диктуют родителям)
Итоги
Хозяйка
Вы, ребята, сегодня все молодцы. Что вам сегодня больше всего понравилось? Что бы вы хотели пожелать жителям деревни? А вы сами хотели бы жить в деревне? (Положительные ответы детей.)
До новых встреч, дорогие ребята. Жду вас в своей избе с интересными рассказами.
Список использованной литературы и интернет - источников:
Горькова Л.Г., Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
Молькова Н.В. Весенние путешествие : занятие / Н. В. Молькова // журнал Ребенок в детском саду . – 2017 . – № 3 . – С. 12-14.
Рыжова Н.В., Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. – Ярославль: Академия развития, 2010.- 416 с
Фалькович Т.А., Л.П. Барылкина. Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М ВАКО,2007.- 288 с.
(Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Э. Теремкова. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007)
https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/10/2.albom3_.doc
Пословицы, поговорки о труде
https://mishka-knizhka.ru/poslovicy/poslovicy-o-trude/?ysclid=m60owf9d1d37559520
Физкульминутки
Дыхательная гимнастика
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/10/28/dyhatelnoy-gimnastiki-dlya-detey-5-6-let
Приложение 1